Березина
Тамара
Ивановна
- кандидат исторических наук, зав. кафедрой управления образованием, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования НГПУ.
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙСИБИРСКОЙ ШКОЛЫ
Многочисленные напряженные попытки гуманизировать учебно-воспитательный процесс в современной школе до сих пор приводят лишь к частным локальным изменениям сложившейся системы, не обеспечивая качественного ее преобразования, соответствующего актуальным потребностям развития личности, государства и мирового сообщества.
В новой книге "Здоровье нации, просвещение и образование" В.П. Казначеев ставит вопрос о сохранении этнического разнообразия "как проблему номер один XXI века". Он пишет: "Я... утверждаю как ученый, что все этносы, сохранившиеся к концу XX столетия, являются резервом, обязательным условием сохранения и выживания всего человечества на планете Земля". "Панмиксия (гомогенизация)" может стать возможным "исходом человечества". Это же касается культуры и ценностей. Сохранение культурного разнообразия, разнообразия ценностного опыта также становится условием выживания человечества в ХХI веке. По отношению к образованию это положение воспроизводит императив воспитания "корневого человека".
Поэтому необходимо поднять самый актуальный вопрос российского образования - возрождение (как управляемый процесс) русской национальной культуры, органичное ее встраивание в образование.
В связи с этим появляется востребованность русской народной педагогической культуры, отечественной научной педагогики, оказавшихся в плену формулировки "история педагогики". Пора прекратить процесс морганализации Российской педагогики, игнорировать ее достижения.
Педагогическая культура русского сибирского крестьянства - сумма идей и представлений, концепция осознанно проектирующая образовательно-педагогический процесс. Методологическая часть ее содержит закономерные обобщения (традиции) достижений народной педагогической мысли и философии отечественного образования.
Возникновение и апробация новых концепций - это естественный процесс развития теории и практики, это закономерное педагогическое конструирование. Но, чтобы преодолеть тривиальность и неэффективность воспитания и обучения, необходимо в основу конструкции положить русские народные ценности и идеалы.
К числу таких относятся концепция и программа образования молодежи, выработанная русским сибирским крестьянством к началу XX в. Педагогические представления вырабатывались веками, были элементами соционормативной культуры сельского сообщества, вбирали в себя представления крестьян о природе, природе человека, его происхождении, назначении; психологических, нравственных, физических особенностях; законах развития, общения и т.д. Вот некоторые их составляющие: обращает на себя внимание, что воспитание детей - самая первая и самая важная обязанность родителей: "Умел дитя родить, умей и научить". Пословицы выступают за это очень решительно: "Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил". Действительно, нельзя сомневаться в том, что "вспоить, вскормить", т.е. совместная жизнь, руководство в деятельности, непосредственное влияние поведения и образа жизни, которому ребенок вольно или невольно подражает, имеет чрезвычайно большое воспитательное значение.
По мнению крестьян существует прямая связь между непосредственным влиянием родителей на детей и соответствующим результатом: "У доброго батьки добры и дитятки", "Каковы дядьки, таковы и дитятки". При этом влияние матери на детей несравненно больше, чем влияние отца: "Что мать в голову вобьет, то отец не выбьет".
Но так как такое влияние с ростом ребенка все более и более ослабевает, то особенно важно первоначальное воспитание, поэтому необходимо обращать особое внимание на воспитание ребенка в годы его младенчества и отрочества; не возлагая надежды на то, что "вырастет, умнее будет". "Не учила сына, когда кормила, - говорит пословица, - а тебя кормить станет, так не научишь", "Не учила, когда поперек лавки ложился, а во всю длину вытянулся, так не научишь". Множество сибирских пословиц практически напоминали родителям об их обязанности воспитания: "Детки хороши - отцу-матери - венец, худы - отцу-матери - конец". Для этого нужно прежде всего научить детей уму-разуму, т.е. не только дать им необходимые знания (разум), но и научить уму, т.е. дать им нравственное образование. Ум - означает в народной педагогике не только познавательную способность, но и нравственные качества во всем многообразии их проявления. Итак, нужно дать детям ум-разум; все заботы родителей должны быть обращены на то, чтобы воспитать детей, а не на то, чтобы накопить им богатства: "Отцовским умом жить детям, а отцовскими деньгами не жить", а потому: "Паси, чтобы вскормить, а не паси, чтоб одолжить".
Известный этнограф М.В. Красноженова, специально изучавшая этот вопрос в начале XX в. в селениях Красноярского и Коленского уездов Енисейской губернии, пришла к выводу, общезначимому для всей Сибири: "Деревня тоже по-своему старается ребят воспитывать. Крестьяне говорят: "Вырастить хорошего человека трудно, надо ему с детства указывать, как следует поступать". Народная мудрость выступает против "баловства", которое больше всего вредно воспитанию: "Засиженное яйцо всегда болтун". Поэтому нужно противодействовать всем дурным наклонностям ребенка и ничуть не "поблажать" им. В этом смысле народный взгляд на воспитание нисколько не против наказания физического: "Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачем не выманишь". В некоторых случаях наказание считается даже необходимым: "Дал Бог сыночка, дал и дубочка", но он слишком далек от того, чтобы ставить строгость к детям основой воспитания, а наказание вводить в систему. При этом выделяется мысль о том, что "забава" (игра) детям необходима: "Детям не порча игрушка, а порча - худая прислушка", т.е. неуместное потворство, баловство.
О трудностях воспитания детей говорится в пословицах: "У кого детки, у того и бедки" или "Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи". Дети растут, а заботы о них не уменьшаются: "Малые детки не дают спать, большие не дают дышать". Педагогические роли родителей четко распределяются адекватно возрасту и полу детей. С большими детьми больше забот, и эти заботы падают преимущественно на отца, тогда как малым детям необходима мать гораздо больше, чем отец: "Без отца полсироты, а без матери и вся сирота". В семье в качестве воспитателей обязательно должны быть и отец и мать. Ситуация так называемой "неполной семьи" считается великим горем, педагогически неполноценным воспитательным институтом: "Вдовец - деткам не отец, а сам круглый сирота", поскольку он не может заменить мать. Не удивительно, что вдовство считается самым великим бедствием для семейного человека: "Не дай Бог вдоветь да гореть!", "Лучше семьею гореть, чем однова овдоветь".
В основу воспитания закладывается положение о любви родителей к детям, об отношении к тому, сколько в семье должно и может быть детей: "Дети - благодать Божия", "У кого детей много, тот не забыт от Бога". Молодым людям внушалась мысль о том, что для родителей все дети милы, хоть бы их было много, и они ничем не выдавались - ни силой, ни внешностью, ни умом: "Много есть, да лишних нет". Но особо много говорят пословицы о нежной материнской любви: "Матка по дочке плачет, а дочка на доске скачет". Не знает также пределов и горе матери, когда она теряет детей своих; оно неизмеримо больше горя жены, потерявшей своего мужа, сестры, потерявшей брата; у них еще будет успех в жизни, а для матери дети - все: "Молода жена плачет до росы утренней, сестрица до золотого кольца, мать до веку". Мать и для взрослых детей незаменима никем: "Нет такого дружка, как родная матушка"; "Жена - для совета, теща - для привета, а нет милее родной матери".
Степень осознания различных целей воспитания в народной педагогике была неодинаковой. Наиболее отчетливо у русских крестьян Сибири сформировались: воспитание трудолюбия, эмоциональное отношение к физическому труду как непременной обязанности всякого человека, возложенной на него Богом ("Без труда - спасенья нет"), как суровой жизненной необходимости для крестьянина, главному источнику благосостояния ("Гулявши много смолоду, умрешь под старость с голоду", "Кто рано встает, тому Бог дает"), способность волевым усилием выдержать тяжелые и длительные трудовые нагрузки, уважать труд и людей труда, вооружить их необходимыми знаниями и практическим опытом в условиях многопрофильного, основанного на физическом труде, крестьянского хозяйства.
В программу воспитания осмысленно закладывалась идея трудовой дифференциации (учитываются и определенные способности и неравенства пола: "Не пой курица петухом, не будь баба мужиком", "Бабья дорога - от печи до порога", "Мужик да собака во дворе, а баба да кошка - завсегда в избе". В сознание и чувства "сызмальства" внедрялось представление, что назначение женщины - быть послушной работницей сначала в хозяйстве родителей, затем в семье мужа. Молодица должна быть работящей, хозяйственной, бережливой, терпеливой, некрикливой, послушной, гостеприимной.
Значение женщины в семье как работницы выражалось и в самом времени проведения крестьянских свадеб. Первый срок свадеб - по осени: с Семена дня (1 сентября) до Гурия (15 ноября), а другой - в середине зимы: с Крещенья до Масляной. После Пасхи свадьбы не играются. Да и в конце второго срока свадеб, перед Масляной, замуж выходить неудобно, потому что вскоре начинаются полевые работы и придавливают своей тяжестью молодую женщину: "Оттого баба пестра, что на Пестрой (неделя перед Масляной) замуж шла".
На значение женщины в семье как работницы указывает и то явление, что у крестьян не в обычае давать за невестою такое приданое, которое бы шло в пользу мужа. Крестьянину нужно не приданое жены, а она сама. Ему нужна работница, товарищ в работе, сильный, умеющий работать: "Жениным богатством век не проживешь". Поэтому приданого за невестою и не требуют: "На что корова, была бы жена здорова". Это, разумеется, не значит, что приданого нет вовсе, но оно состоит из таких вещей, которые принадлежат и могут принадлежать только ей, а не мужу. Преимущественно это одежда, наряды.
Многопрофильное крестьянское хозяйство давало возможность реализовать детям какие-либо способности и склонности. По наблюдениям Н.П. Григоровского в некоторых селах Нарымского края один из сыновей считался "промышленником, владел всеми тонкостями этого дела, умел сделать ловушки, поставить их и поймать зверя. Весной на пролете гусей промышлял. Летом и осенью промышлял самоловами осетров. При этом всякой домашней работы он избегал", "второй сын - безответный пахарь ..., трудился как вол, он пахал, он возил сено и дрова, он и молотил, он и жал."
Народные педагоги, прогнозируя личностный рост человека, учитывали и такой психологический критерий, как наследственность. Причем крестьяне считали, что наследуется не только внешность, но и нравственные качества. Кстати, отрицательные качества, по мнению крестьян, наследуются еще более. "Родить в девках", - считали они, передается по наследству.
Любовь к прекрасному в крестьянской среде понималась как исключительное эстетическо-экологическое отношение к миру, человеку, природе.
Содержание