Борисова
Людмила
Глебовна
- доктор социологических наук, академик Международной педагогической Академии, профессор
кафедры управления образованием НГПУ, является научным
руководителем
муниципального образовательного объединения "Пеликан" в
г. Бердске, участвует в исследовательском проекте "Социальное самоуправление и самочувствие подростков России на пороге XXI века". Автор более 150 научных работ по социологии, в том числе 12 книг и брошюр.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯСЛУЖБА
В ОБРАЗОВАНИИ
Система образования может оказывать мощное влияние на экономическую и культурную жизнь общества в том случае, если она поставляет на рынок труда профессионально подготовленных работников, обеспечивает социализацию подрастающих поколений, помогает становлению и развитию сознательных граждан, способствует эффективному раскрытию индивидуальности - развитию интеллектуальных способностей и нравственных качеств личности. Образование, выполняя важные социально-инструментальные функции, будучи непременным средством развития экономики, политики, культуры, является самостоятельной ценностью и целью для многих людей; образование способствует реализации собственных интересов и творческих сил человека. Сочетание общественной значимости образования и личной заинтересованности в его качестве миллионов людей ставит этот социальный институт в условия высокой социально-профессиональной ответственности, требует соответствия социальным ожиданиям общества и личности. Выход России на новый, более высокий уровень экономического и социального развития, невозможен без качественных изменений в системе образования, которые, несмотря на невероятные трудности, происходят. Однако этот процесс не сопровождается систематическим критическим анализом. Важную роль в осмыслении современного состояния и тенденций развития системы образования может играть социологическая информация.
1. Социология образования - научная основа
социологической службы Непременным условием успешности управления или экспериментального воздействия является знание об исходном состоянии объекта. Во многих сферах профессиональной деятельности, будь то промышленное производство, финансы, транспорт, связь, торговля, налажен процесс диагностики и прогнозирования ожидаемых результатов. Система "обратной связи" в образовании находится лишь в стадии становления. Крупным достижением за последние десять лет является создание в центре и на местах психологической службы. Во многих школах появились практические психологи. Однако социологическая служба - пока что "экзотика", хотя социологическая работа не требует такого количества специалистов, как психологическая, социологов по нашим подсчетам требуется в десять раз меньше, чем психологов. Психологу необходим
непосредственный контакт с конкретным человеком или группой, социолог же имеет дело с сотнями документов - анкет, сочинений, писем, отчетных документов и статистических форм. Он общается с объектом своего исследования, в основном, "заочно". Непосредственное контакты (интервью, включенное наблюдение, дискуссии и т.п.) возникают значительно реже.
Научно обоснованные выводы и рекомендации социологического исследования должны базироваться на достоверной, надежной и репрезентативной информации. Социология образования как отрасль "большой" социологии существует уже более 30 лет. За это время в разных городах сформировались устойчиво работающие научные группы высокого класса, которые могли бы стать региональными центрами Российской социологической службы народного образования. Назову лишь тех специалистов, кто уже к началу 7-го Международного социологического конгресса (Болгария, Варна, 1970) имел значительные научные результаты, кто до сих пор не изменил социологии образования и может предложить для проведения масштабных социологических обследований необходимый инструментарий: Владимир Лисовский, Семен Вершловский, Татьяна Литвинова (Санкт-Петербург), Игорь Бестужев-Лада, Рената Гурова, Татьяна Горюнова, Михаил Левицкий (Москва), Флюра Зиятдинова (Казань), Гарольд Зборовский, Юрий Вишневский, Лидия Рубина (Екатеринбург), Людмила Борисова, Владимир Турченко, Мария Ткач (Новосибирск), Святослав Григорьев (Барнаул), Альберт Фалалеев, Михаил Сергеев (Красноярск). Все, кого я перечисляю, имеют сотни научных публикаций, ученые степени докторов наук, они избраны в члены-корреспонденты или академики, все друг друга хорошо знают и, если Министерство "пригласит", полагаю, охотно войдут в Научный совет Российской социологической службы народного образования, предложат имена десятков своих учеников и коллег, обогатят будущую службу исследовательскими программами и проектами. В 80-90 годы появились интересные для социологии образования специалисты в Калуге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Челябинске, Тюмени, Томске, Иркутске. Можно уверенно сказать, что "мы созрели" для централизованной социологической работы в масштабах отрасли и не только потому, что имеем большой научный багаж, основания для региональных отделений, электронную почту, но и потому, что можем поделиться печальным опытом. Знаем не только, как надо, но и как не надо действовать.
2. Сопоставимость социологической информации - дело номер один Приведу пример опасной для массовых социологических обследований ошибки. Некоторые, особенно начинающие специалисты, берут за основу известную понравившуюся им методику (чаще всего это просто анкета, наиболее распространенный и не защищенный от копирования инструмент), дополняют, изменяют ее в соответствии со своими представлениями, проводят обследование... но, к сожалению, теряют возможность сравнивать свои результаты с другими. Разобщенность специалистов, несогласованность целей, предмета и объекта исследования, особенно методик и даже характера получаемых таблиц, приводит к потере сопоставимости данных. Как можно сравнивать эффективность работы разных типов школ, социально-экономическое положение учителей и учащихся в тех или иных населенных пунктах, если изучаются разные показатели или берутся одни и те же показатели, но по-иному измеряются? Невозможно изучать возрастную и социокультурную динамику в разных регионах страны, если не согласованы индикаторы, шкалы, интервалы количественных показателей, не говоря уже об отсутствии общих теоретических оснований, понятийного аппарата, факторов.
3. Масштаб и координация Социологической службе нужны масштаб, разделение, кооперация и координация деятельности. Этого требует специфика социологической работы, сущность ее методической основы. Социологическая служба не может "произрастать" снизу, опираясь лишь на инициативу отдельных исследователей и поддержку талантливых директоров школ или институтов. Хотя в настоящее время чаще всего именно так и происходит. Вот пример. Но не для подражания (повторить подобное практически никакая школа не сможет), а для демонстрации того, что у будущей Социологической службы народного образования России есть реальные основания - кадровые, организационные, программные.
В муниципальном образовательном объединении "Пеликан" (г. Бердск Новосибирской области) в 1995 году создан отдел социологического мониторинга (генеральный директор А.Н. Кирилин, заведующий отделом Г.С. Фурсов, научные руководители - действительные члены Международной педагогической академии доктор социологических наук Л.Г. Борисова и доктор философских наук В.Н. Турченко). Социологический мониторинг, будучи структурным подразделением одной отдельно взятой школы, не ограничивает познавательные задачи рамками собственных интересов и даже проблемами своего города. Его сотрудники, исходя из необходимости создания единой социологической службы в масштабе страны (края, области), разрабатывают программы комплексных социологических исследований трех основных субъектов образовательного процесса - учащихся, педагогов и родителей. Они предполагают, что получаемые результаты могут и должны быть сопоставимыми с результатами других исследователей, естественно, если партнеры в других городах захотят работать по предложенной или согласованной методике. Без соответствующих координирующих и кооперирующих усилий результаты деятельности социологов разных городов и даже учреждений одного города все равно останутся "местными". Сотрудники отдела социологического мониторинга "Пеликан" провели массовые социологические обследования по программе "Выпускник глазами социолога": в марте 1995 г. (совместно с НИПКРО) обследовано 990 старшеклассников городских и сельских школ Новосибирской области, в апреле 1996 г. - 360 выпускников средних школ г. Бердска и Академгородка, весной 1997 г. - 980 выпускников Новосибирска и его городов-спутников: Краснообска, Бердска и Академгородка. Предложенный инструментарий имеет сопоставимую основу для изучения динамики ценностных ориентаций школьников разных лет выпуска. Полученные результаты актуальны с точки зрения сегодняшней социальной ситуации, они позволяют изучать социально-психологические и социально-экономические условия жизни молодых людей на этапе перехода к самостоятельной жизни, конструировать модель идеального школьника, оценивать конфликтность и комфортность отношений с ближайшим социальным окружением, измерять такие явления как потенциальное и реальное отклоняющееся поведение и многое другое. В настоящее время идет подготовка исследовательского проекта "Социально-профессиональное самоопределение и самочувствие подростков России на пороге XXI века". Сосредоточение внимания на старшеклассниках не случайно.
4. Учащиеся и учителя как объект социологического исследования Выпускники средних школ являются весьма интересным, можно сказать, традиционным объектом исследования для социологов. Именно в этот период жизни происходят "судьбоносные" для молодого человека социальные события: завершение общего образования, выбор профессии, приобретение новых ролей (трудовых, семейных), вхождение в новые социальные общности. Молодой человек выбирает не только образование и профессию, но и определенный комплекс ценностей: различные блага социального, экономического, правового характера. В этом возрасте происходит активное самоопределение в отношении целей и средств, обеспечивающих жизненный успех.
Важно также и то, что старшие школьники вполне "доросли" до социологического исследования, они находятся в таком возрасте, когда способны анализировать отношения с окружающими людьми, оценивать себя и осознанно относиться к вещам и событиям. Старшие школьники в течение 9-11 лет находились в профессионально организованной педагогической среде, они как ученики являются конечным продуктом системы образования. Сегодняшние выпускники - завтрашние работники, руководители, общественные деятели и политики. Эти причины определяют значимость выбора старшеклассников и особенно выпускников школ в качестве эмпирического объекта исследования. Проведенные обследования показали, что подавляющее большинство выпускников собираются достичь намеченных социальных ориентиров, продолжая учебу после школы. По данным социологического исследования Института молодежи (Москва), предпринятого в 1994 году, среди основных целей жизни молодых людей получение образования находится на третьем месте после семьи и интересной работы. Наши (сибирские) исследования 1995-97 гг. подтверждают это, они показывают, что для большинства выпускников образование - это необходимая начальная ступень в профессиональном самоопределении. 38% и 43% старшеклассников (в Бердске и Академгородке соответственно) учатся, чтобы иметь интересную работу; 51% о выпускников Бердска и 46% выпускников Академгородка ответили, что учатся для достижения успеха в жизни, 29% и 43% о соответственно учатся для получения высокой заработной платы. Наши социологические исследования показывают также, что определяющими критериями выбора профессии являются: "возможность применять свои способности" - 44% и 52%; "творческий характер работы" - 26% и 32%; "люблю эту работу" - 38% и 28% по Бердску и Академгородку соответственно. Одну из лидирующих позиций занимает материальная заинтересованность. Среди критериев привлекательности профессии "возможность стать материально независимым" и "высокий денежный доход" находятся на первых местах: 38% и 27% в Бердске, 30% и 40% в Академгородке. Для современного старшеклассника важна свобода в действиях: на такие критерии привлекательности профессии, как "независимость, самостоятельность в работе" и "возможность организовать собственное дело" указывают около 25% выпускников. Изучение ценностных ориентаций позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, которые в ситуации профессионального выбора являются критериями принятия жизненно важных решений.
Каждая возрастная категория школьников - с первого и по одиннадцатый классы - это отдельный, самостоятельный и своеобразный социум со своими ценностями, социальными ориентациями, особым восприятием окружающей действительности. Исходя из этого, среди учащихся как субъектов образовательного процесса и объектов социологического исследования социологов интересуют не только старшеклассники и выпускники. В 1996-97 учебном году был проведен сплошной опрос учащихся 5-11-х классов "Пеликана" по проблемам их отношения к преподаваемым предметам, к деловым и личным качествам учителей, к самим себе, своей активности на уроках. Не случайно правомерность обследования, предусматривающего оценку деятельности педагогов со стороны детей, вызывает споры. Такое обследование, естественно, потребовало серьезной подготовки, глубочайшего внимания и такта по отношению к детям и педагогам на всех его этапах - от разработки инструментария до оформления и предъявления отчета. Результаты получены интересные, многоплановые, детские оценки, может быть, оказываются самыми достоверными. Работа над обработкой и анализом эмпирического материала продолжается.
Не был оставлен без внимания социологической службой "Пеликана" и другой важный субъект образовательного процесса, он же объект социологического исследования - педагоги. В 1996 году был проведен опрос 500 работников образовательной сферы г. Бердска и 100 педагогов г. Новосибирска по теме "Социально-экономические проблемы модернизации общеобразовательной школы". Результатом работы явился опубликованный нами аналитический доклад. Вот некоторые его фрагменты.
Наши обследования показали, что главный фактор, реально повлиявший на развитие российского образования, предоставление учителям прав на эксперименты, обновление содержания предметов, разработку авторских программ и проектов, поиск и применение новых методов работы. Не исключено, что 90-е годы XX столетия российского образования будут отмечены историками и социологами как десятилетие парадоксов. Самое удивительное состоит в том, что одновременно наблюдаются две взаимоисключающие друг друга тенденции: 1) резкое снижение финансирования образования, в первую очередь оплаты труда вплоть до полугодовых задержек заработной платы; 2) взлет творческой активности педагогов - не единиц-новаторов, которые всегда были, а весьма заметной части педагогического сообщества. Это наводит на мысль, что реформа российского образования реализуется по принципу: "Если ничего не можете дать, то дайте хотя бы свободу".
Лицо школы, темпы и направление развития образования определяют творческие педагоги, поэтому важно понять, как они относятся к новшествам, на что настроены - на новаторство или намерены работать от сих до сих. В связи с этим в качестве важнейшего базового показателя была принята мера личной активности педагогов.
Отношение к "новому" и "старому" в работе в зависимости от уровня творческой
активности педагогов, %, N = 500 чел
Уровень активности
педагогов (самооценка) Предпочитаю старое Пытаюсь вводить новое Старое не эффективно Не знаю, что
старое, что новое Активные 10 74 10 5 Не очень активные 22 71 5 2 Делающие попытки 19 70 5 5 Не знающие, с чего начать 16 63 0 21 Пассивные 22 53 1 24 Отношение к новому в образовании, к тому, что стало доступным за последнее десятилетие, весьма избирательно: чем выше творческая активность, тем больше интерес к новшествам (от 53 до 74%). Однако и традиционные способы работы многие не отрицают и осуществляют преемственность форм и методов работы (от 10 до 22%). Стоит обратить внимание на ответ: "Не знаю, что старое, что новое, работаю, как могу". Если среди активных педагогов дали этот ответ лишь единицы, то среди пассивных число тех, кто не ориентируется в характере методик, не может оценить достоинства нового и традиционного, довольно большое - почти четверть. Не каждый способен к профессиональной рефлексии, осмыслению эффективности собственной деятельности, а те, кто дал низкую оценку своей творческой активности, тем более не различают преимущества и недостатки тех или иных способов работы.
Результаты опроса совершенно явно проявили закономерность: чем активнее педагоги, тем больше среди них тех, кто чувствует движение вперед и ощущает трудный, не всегда ярко выраженный успех от творческих усилий.
Распределение ответов педагогов на вопрос "Как Вы оцениваете ход реформы образования в России в целом?" в зависимости от уровня их творческой активности, %
Уровень активности
педагогов (самооценка) Есть положительные сдвиги Сдвигов не замечаю Стало хуже Трудно сказать Активные 52,6 13,1 19,7 10,5 Не очень активные 29,1 32,6 20,8 14,5 Делающие попытки 23,0 21,3 32,4 18,8 Не знающие, с чего начать 21,0 15,7 15,7 36,8 Пассивные 7,0 29,0 37,0 19,0
Распределение ответов педагогов на вопрос "Как Вы оцениваете ход реформы образования в своем учреждении?" в зависимости от уровня их творческой активности, %
Уровень активности педагогов (самооценка) Есть положительные сдвиги Сдвигов не замечаю Стало хуже Трудно сказать Активные 73,6 10,5 2,6 5,2 Не очень активные 52,0 24,3 7,6 10,4 Делающие попытки 38,4 31,6 5,9 17,9 Не знающие, с чего начать 28,9 26,3 5,2 31,5 Пассивные 12,0 39,0 12,0 25,0 Как показывают данные таблиц, не все самые активные педагоги полностью удовлетворены ходом реформы, но происходящие перемены большинство из них (74%) отмечает. Это видят и те, кто не внес (может быть, еще не успел или не сумел внести) свой вклад (28% и 12%) в реформирование школьного образования, такого сложного устройства, с высокой инерционностью, традициями и стереотипами.
Несмотря на высокий процент положительных оценок хода реформы, вывод мы вынуждены были сделать в драматических тонах. При снижении материальных стимулов педагогического труда, ухудшении материальных условий учебного процесса (дети недоедают, во многих школах холодно, старая мебель, не хватает учебников, учебных пособий), при отсутствии вознаграждений за новаторство, создание методических пособий и другие проявления творческой инициативы наблюдать прогрессивные тенденции в системе среднего образования, по-видимому, придется недолго.
Сегодня, как никогда раньше, совершенно очевиден факт, что реформа школы держится в основном на трех "китах": 1) творческие разработки "корифеев" - педагогов-новаторов; 2) энтузиазм, высокое служение своему педагогическому долгу сотен тысяч педагогов-практиков с их творческими ориентациями; 3) свобода, без которой невозможно было бы никакое движение - ни мысли, ни слова, ни дела. Однако все эти факторы носят "надстроечный" характер и без материального базиса могут рухнуть. Педагогический энтузиазм - важное, но не единственное условие развития образования.
Социологической службой МОО "Пеликан" было проведено прикладное исследование "Взаимооценка деловых и личных качеств работников образовательного объединения". Результаты обследования послужили материалом для аттестации педагогов, поскольку этого требует соответствующее Положение. Однако проведение подобных исследований не стоит культивировать. Почти все понимают, что нельзя подводить товарищей, тогда результаты носят комплиментарный характер - все "хорошие". Но когда находятся несколько человек в коллективе, желающих анонимно высказать все, что вслух и принародно нельзя, тогда появляются анкеты-пасквили, и кто-то из оцениваемых становится очень "плохим". Надо искать способы получения достоверной информации.
5. Кадры специалистов социологической службы Для проведения обследований и участия в анализе данных нужны специалисты. Руководители системы образования должны позаботиться о кадровом обеспечении. Силами наших сотрудников подготовлен спецкурс "Социологическая служба в образовании". На первой же встрече говорю: "Мы будем заниматься тем, чего нет, но что крайне необходимо системе образования. Придет время, и кто-то из вас будет создавать такую службу".
Социологическая служба в российском масштабе на данном этапе не такое уж сложное и дорогостоящее дело. Если созданы службы профессионального самоопределения и психологического сопровождения, то для комплексного решения образовательных, социально-психологических и социологических задач необходимо достроить эту систему социологической службой.
Содержание