КолтаковКонстантин
Георгиевич
- ректор БиГПИ, профессор, действительный член МАНПО.
Москвичев
Игорь
Иванович
- доцент кафедры философии БиГПИ.
Рыков
Владимир
Владимирович
- заведующий кафедрой философии
БиГПИ, доцент.
НООСФЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫВ СВЕТЕ ПРИНЦИПА
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО
ЕДИНСТВА МИРА
Современные исследования свойств мироздания обнаружили необходимость новых методологических подходов и концепций по широкому фронту научных исследований. Принцип материального единства мира, господствовавший в советской (да и в западной) методологии (и мировоззрении) исчерпал свои явные возможности. В скрытом виде он (как и ньютоно-картезианская парадигма) выдержал возможность развития, завуалированную физикализмом и механицизмом картины мира, доставшейся науке от известных времен и школ.
Постепенно выраставшая из них идея ноосферы набрала силу императива, необходимости методологической и мировоззренческой революции. Сегодня уже недостаточно принимать в расчет только биофизические и другие материально-вещественные взаимозависимости различных структурных уровней живой материи и экосоциальных связей в системе "общество-природа".
Новое понимание единства мироздания может оформиться с помощью энергоинформационных представлений.
Традиционное представление о единстве мира было основано на субстратно-вещественной однородности строения материи.
Все тела неживой, живой и социально-организованной материй виделись как состоящие из атомов, элементарных частиц, а эти последние, "возможно" из кварков, которые, как предполагалось, и обусловливают единство других, высших уровней и форм организации материи.
Ограниченность системно-субстратной методологии была обоснована в новых междисциплинарных исследованиях и отраслях - синергетике, биоэнергоинформатике, эниологии, метатрополологии.
Новый взгляд на проблему основан на принципе холономности, который в определенной мере был воскрешен из древних представлении, впоследствии получил развитие. Механические взаимодействия и субстратно-материальные характеристики были интегрированы в новые модели и картину мира, в их основе лежит голографический образ мироздания. Согласно холономным представлениям мир относительно дискретен и абсолютно континуален. Континуальность выражается в том,
что каждый объект мироздания не локален, а бесконечно распространен в пространстве и во времени на квантово-полевом уровне организации материи (1).
Принцип холономности подтверждается эффектом "квантовой корреляции", при котором обмен информацией между двумя парными элементарными частицами совершается "мгновенно" (независимо от дальности расстояния). Кроме того, в современной квантовой электродинамике установлено, что "при столкновении двух элементарных частиц с высокой энергией они обычно разбиваются на части, размеры которых не меньше (!) размеров исходных частиц. Отсюда вывод - "все состоит из всего". Другими словами: каждая элементарная частица состоит фактически из всех других частиц (2).
В 80-е - 90-е гг. эксперименты академиков В. Казначеева, Б. Исхакова, А. Окатрина, В. Липишина, профессора А. Чернетского позволили установить, что вокруг любого макротела существуют волновые пакеты-солитоны. Это квантовые голограммы, вставленные друг в друга как "матрешки". Каждая такая голограмма копирует и геометрию, и структуру тела, и содержание всей информации о нем. Это по сути квантово-полевой "двойник", который простирается как угодно далеко. В каждой точке пространства он пересекается с голограммами других тел (3). Таким образом, "в отличие от классической, субстрактно-механической, концепция энергоинформационная основана на принципе интерференции волновых паттернов и резонансно-частотных эффектов, причем, если в традиционных моделях часть есть составляющая от целого, то при холономном подходе к мирозданию предполагается, что информация любой части содержится в целом, и, наоборот, часть обладает полной информацией о целом.
Д. Бом и К. Прибрам (США) выдвинули идею о том, что Вселенная организуется не столько посредством вещественно-пространственных и временных параметров, сколько в виде частотно-амплитудных характеристик.
Их соотечественник Дж. Чу в развитии новой целостной картины мира идет еще дальше: он считает, что "природу нельзя редуцировать к каким-либо окончательным фундаментальным сущностям вроде элементарных частиц; она должна пониматься целиком в своей самодостаточности". Вселенная по Чу - это "бесконечная сеть взаимосвязанных событий" (4).
В последние годы в науке крепнет убеждение, что Вселенная - это динамическое неделимое целое. А это - революция в понимании природы и человеческого сознания, познания, общения, нашей истории, ее трактовки и прогнозирования. В преддверии следующего века это важно не только для самой науки как отдельной сферы жизни и деятельности отдельных групп и общностей землян. Единство человеческого сознания и неограниченного информационного поля Вселенной - позиция, которую надо осваивать как можно быстрее.
Одна из сторон этой проблемы - анализ расширенных состояний сознания с помощью психофизических и психохимических методик. Представителю "трансперсональной психологии" С. Грофу (США) удалось установить, что "переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно космической и бесконечно малой ее частью" (5).
Холономные представления об энергоинформационном единстве мира позволили расширить наши представления не только об информационных полях микро- и макрообъектов, но и мегаобъектов - "ноосфере" Земли и "ноокосме" мира как целого. Академик М. Марков считает, что информационное поле Земли сложно и структурно напоминает уже упомянутые "матрешки". Причем каждый слой здесь иерархически связан с более высокими слоями и является банком информации и регулятивным началом в судьбах людей и всего человечества (6).
В последние годы в нашей и зарубежной литературе появились конкретные описания физических моделей информационного поля. Так, академики А. Охатрин и Б. Исхаков предлагают концепцию "микролептонного мирового газа". По их мнению, газ - материальный носитель всей вселенной информации. М. Дерковский, М. Брызгалов и Г. Шипов считают, что роль информационного поля выполняет физический вакуум. В качестве "дуплекс сферы - голограммы" представляют его Д. Бом и К. Прибрам. Авторы монографии "Телепатия и энергообмен" предлагают концепцию "общего биомагнитного поля Земли". Они полагают, что все без исключения живые существа связаны между собой на нашей планете процессами энергетического обмена и что закономерности этого процесса поддаются математической обработке; что процессы эти безусловно материальны, и, следовательно, ничего сверхъестественного, трансцендентного, недоступного нашему постижению и объяснению в них принципиально нет и быть не может (7). Обнаруживается параллель (и не одна): в эзотерических разделах большинства религий и оккультно-гностических учений широко используется категория "акаша". Понимается она как "Летопись Вселенной" или "хроники мира", где содержится вся информация об эволюции мироздания как целостной динамической мегасистемы и ее отдельных элементах (планетах, предметах, существах и сущностях и т.д. и т.п.). В даосизме сформировалась идея Универсального Закона, Единого Пути, Абсолютной целостности, где "все содержится во всем". Плотин был убежден, что "каждая вещь заключает в себе все остальное, все вещи существуют всюду и все заключается во всем" (8). Лейбниц в своей теории монадности мира утверждал, что каждая монада как зеркало отражает все свойства мира в целом. В знаменитых "Изумрудных скрижалях" Гермеса Трисмедиста содержится отчетливая сквозная идея - "что внизу, то и вверху".
Современные концепции информационного поля приближают нас к пониманию гносеологических аспектов древнейших эзотерических формул: "одно во всем, все в одном, одно в одном, все во всем". Более ясным становится и этический смысл холономного принципа, сформулированного в "Упанишадах": "взирающий на все живое в свете Всеобщего Единства не способен ненавидеть, ибо видит себя во всем и все в себе" (9).
Таким образом, с развиваемой точки зрения наблюдатель (субъект) и окружающий его мир рассматриваются как единая интегральная сеть энергоинформационных взаимодействий. Психический мир человека и социумов в этой целостности не локален, не является точкой, а имеет ноосферно-космическую размерность (точка, развернутая в бесконечность).
В этой связи исследования природных и техногенных процессов позволяют по-новому представить модель нашей планеты как микроорганизма. В самом общем виде эта модель предполагает подход к пониманию нашей планеты как сверхорганизма, сложноорганизованной, открытой, саморегулирующейся, нелинейной системы с горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Горизонтальный срез реализует общую направленность геофизических, атмосферных, биологических и социальных процессов, их взаимообусловленность и целенаправленность. Вертикальный канал связывает иерархические уровни в системе "социум-биосфера-ноосфера-планета-космос (ноокосм)". В единстве оба среза дают целостную картину эволюции планеты Земля. В ней все процессы выстроены в конкретные ряды событий, связанных не только жесткими детерминационными, но и динамическими вероятностными связями. События одного ряда могут в различной степени влиять на события в другом или играют роль пускового механизма для возникновения последних.
Энергоинформационный подход позволяет по-новому рассмотреть причины нарастания экосоциальных кризисных ситуаций и причины усиления таких феноменов, как массовые нашествия НЛО, полтергейст, геопатогенные аномалии и т.п. Ряд исследователей пришел к выводу, что все эти казусы, повергающие нас в шок, - отражение общего экосоциального кризиса человечества, а он есть следствие быстрого, обвального роста пороговых нарушений энергоинформационного обмена между уровнями и сферами планеты.
В свете принципа энергоинформационного единства мира нам открывается то, что и по сей день наши современники с их мыслями, чувствами, психологией, предрассудками могут переварить с большим трудом. Иллюзии покорительства и прагматизма в отношениях с Матерью-Землей заслоняют нам вывод, вытекающий не только из созерцания происходящего, но обоснованный уже научно. Экосоциальные потрясения - обратная реакция планеты и (возможно) ближнего космоса, а также "иноземлян" из соседних миров на негативы анропогенной активности. Это "гнев" планеты и ее категорическое требование: необходима разработка и повсеместное внедрение в сознание людей нового мировоззрения, а в практику - нового образа жизни. Определять его должны ноосферно-этические принципы и соответствующие им отношения людей друг к другу и к природе. Игнорирование законов энергоинформационного единства мира может вызвать радикальную реакцию ноосферы для восстановления равновесия в себе, которое разрушено людьми. Если человечество не перейдет от материально-ориентированного типа цивилизации к ориентированному духовно, результатом может стать его резкое сокращение, уничтожение или вырождение.
"Хомо сапиенс" может так и не состояться, а "хомо фабер" погибнет.
Библиографический список:
- Капра Ф. Дао физики. Москва, 1994. С. 69.
- Кармин А.С. Познание бесконечного мира. Москва, 1981. С. 133.
- Микролиптонная концепция мироздания // Наука и религия. 1992. ╧ 4-5.
- Чу Д. "Шнуровочная" Вселенная. Киев, 1992. С. 73.
- Гроф С. За пределами мозга. Изд. 2-е. М., 1993. С. 62.
- Марков М.А. Выступление на совещании секции общей физики и астрономии АН СССР в апреле 1982 года // Вопросы физики. 1990. ╧ 2. С. 36.
- Телепатия и энергообмен: теория и практика. М., 1995. С. 51.
- Мид Дж. Плотин. Минск, 1993. С. 123.
- Смирнов М. Упанишады. Изд. 2-е. М., 1990. С. 84.
Содержание