Гончаров

Василий

Никандрович

- профессор БГПУ, председатель Сибирского отделения МАНПО, академик.

Основные научные интересы связаны с проблемами истории и экономики образования.

Автор опубликовал свыше 150 научных работ, из них восемь монографий.

ТУПИКОВАЯ СИТУАЦИЯ

В РЕФОРМИРОВАНИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Неравенство состояний и неравенство

образования - вот главные причины

всех зол, всех социальных потрясений.

Жан Кондорсе

Руководители, ученые, преподаватели, специалисты, посвятившие многие годы своей жизни работе в высшей школе, накопили большой опыт по подготовке высококвалифицированных кадров. У них давно сложилось отчетливое представление о путях дальнейшего совершенствования высшей школы в нашей стране с учетом мировой практики, которую необходимо принимать во внимание при разработке возможных вариантов развития системы образования в предстоящем XXI веке.

Смею утверждать, что высшим эшелоном руководителей ведомства просвещения России при разработке опубликованного в печати проекта ⌠концепции■ очередного этапа реформирования системы образования крайне слабо использован ранее созданный богатейший потенциал. И в ⌠концепции■ больше вопросов, чем ответов.

Думается, было бы целесообразно в средствах массовой информации (на радио и телевидении, на страницах ⌠Учительской газеты■), на собраниях, научных конференциях членов профессиональных коллективов глубоко проанализировать, всесторонне обсудить концепцию, а затем внести в высшие государственные инстанции соответствующие предложения, что может явиться основой нового закона о реформировании образования. С этим нельзя медлить: уже сейчас возникла необходимость решения острых проблем.

Текст авторов ⌠концепции■ нового этапа реформы образования можно читать часами и сутками и все без толку. Но, если вдуматься получше, то в наборе фраз типа: ⌠учет законных прав и интересов личности и основных общественных групп■, ⌠надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан■, ⌠приумножить достижения и сохранить лучшие традиции■, явно прослеживается замысел, связанный с дальнейшим сокращением государственного финансирования системы образования в России. Конечная цель горе-реформаторов - сделать образование платным, переложить все расходы по просвещению на ⌠карман■ самих граждан, родителей. В этом суть всей ⌠концепции■.

Авторы ее даже не пытаются ответить на законный вопрос: чем была плоха и ущербна советская школа? Они не могли не знать, что система образования в Советском Союзе считалась лучшей в мире. Эта система позволила создать многочисленные

научные школы, новейшие технологии, а, главное, - обеспечить для всего подрастающего поколения возможность получения полноценного среднего и высшего бесплатного образования. Теперь же свыше двух миллионов детей вообще не учатся. Особенно в тяжелом положении оказались дети из сельской местности. К примеру, на Алтае 10% детей школьного возраста на селе нигде не учатся. А в городах процветают наркомания, проституция, распространяются туберкулез, венерические и другие заболевания. Мы склонны полагать, что экономический ⌠ГУЛАГ■ страшнее, чем политический, о котором ⌠демократы■ любят постоянно напоминать нам.

Надо прямо и честно сказать, что образование страны находится в плачевном состоянии. Авторы ⌠концепции■ утверждают, что якобы на первом этапе реформы удалось достигнуть больших успехов - освободиться от наследия тоталитаризма, сделать школу более открытой, демократической и многообразной. Если говорить о ⌠достижениях■, то главное из них - беспрецедентно резкое снижение уровня финансирования образования и вузовской науки. Образование все в большей мере становится платным. В России в 1997 году насчитывалось более шестисот университетов, академий и институтов. В период реформирования образования уже открыто 338 негосударственных платных вузов, и эта тенденция усиливается.

Подорвана материально-техническая база средней и высшей школ. Задержки в оплате труда педагогического персонала, забастовки и голодовки учителей становятся обычным явлением, чуть ли не нормой нашей жизни. Зарплата педагогов с трудом позволяет обеспечивать их физическое выживание. Учебная же нагрузка учителей возрастает. В массовом порядке закрываются дошкольные учреждения. В 1996 году в Алтайском крае закрыто 126 детских садов, в 1997 - 130.

Катастрофически стареют школьные здания, сооружения, учебное оборудование. Выделение средств на строительство школ, ПТУ и других образовательных учреждений практически прекратилось. Спровоцированная государством задолженность учебных заведений по оплате теплоснабжения и других коммунальных услуг грозит прекращением занятий. Самое главное и опасное - падает качество подготовки учащихся и будущих специалистов. Высшая школа зачастую стала готовить безработных.

Бывший министр общего и профессионального образования господин Владимир Кинелев в печати, с трибуны различных совещаний заявлял, что за последние четыре года на десять тысяч увеличилось число профессоров, почти в два раза больше молодых людей учатся теперь в аспирантуре■. Да, это так.

Но давайте посмотрим, к чему мы пришли. Доля платных услуг в высшей школе в текущем учебном году составляет около 20%. Причем это только в государственных вузах. Министра устраивает такое положение. В одном из интервью он заявил: ⌠Образовательный ваучер - тоже идея, которую стоит обсуждать. А ⌠бесплатное образование■ - просто привлекательная фраза■. Поэтому не случайно ректорскому корпусу настойчиво рекомендуется заниматься организацией платного образования, ⌠зарабатывать деньги■, что именуется ⌠многоканальным финансированием■.

Профессоров, доцентов, преподавателей вузов жизнь заставляет работать в двух- трех местах. Таковы экономические условия, в которых мы живем.

Учитель находится в еще более тяжелых условиях. Качество подготовки школьников заметно снизилось. Численность школьников, окончивших среднюю школу с золотой и серебряной медалями из года в год увеличивается. Вроде бы это должно нас радовать. Но это не так. Из 867 медалистов, подавших заявления о приеме в Барнаульский госпедуниверситет в 1995-1997 гг., только лишь 481 подтвердили свою медаль. Аналогичная картина наблюдается и в других вузах.

Автор статьи на одном из учительских совещаний заострил внимание собравшихся на данной проблеме. Глава Барнаульской городской администрации господин Владимир Баварин не согласился с ним. Выступая перед студентами-отличниками накануне 1997-1998 учебного года, он отметил, что весной в городе 339 выпускников средних школ получили медали: это столько же, сколько в Москве.

Сравним: в Москве проживает 9 миллионов человек, а в Барнауле около 700 тысяч. Это обстоятельство наводит на определенные размышления: здесь чувствуется явный ⌠перебор■, если не хуже.

Нередко теперь диплом специалиста стали превращать в товар. Его можно в Московском метро купить за деньги. Но знания-то не продаются! Они приобретаются упорным трудом. У К. Маркса есть очень емкая мысль: в науке нет широкой столбовой дороги, и достигнет ее только тот, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Будущее у страны такое, какое настоящее у ее детей. А настоящее у подрастающего поколения сомнительное, не обнадеживающее; оно ставит много проблем и не дает убедительных ответов на вопросы жизни.

В современных условиях образование должно быть исключительно делом государства, полем многоаспектного партнерства, взаимодействия федеральных и региональных государственных органов с органами местного самоуправления, педагогами, учащимися и их семьями.

Если просвещение будет строиться так, как на предыдущих этапах его реформирования, когда число негосударственных, платных вузов составляло уже около 60% по отношению к количеству государственных высших учебных заведений, то оно станет малодоступным или вовсе недоступным для детей рабочих, крестьян и большей части обнищавшей интеллигенции.

В средствах массовой информации назойливо критикуется советский тоталитаризм вообще и, в частности, в сфере образования. Да, действительно, государство, власть сверху донизу жестко требовали поголовного охвата молодежи учебой и добивались, чтобы каждый учился, создавая с этой целью соответствующие условия. Ныне за учебу в средних учебных заведениях зачастую взымается за год плата в размере от 1,5 млн. рублей и больше, в вузах - от 3 до 6 млн. рублей. Обучение для выходцев из простого народа становится все менее доступным. И эта политика должна быть сменена.

Следует обратить внимание и на воспитательную работу в нашей школе. В вузах, готовящих учителей, необходимо создать факультеты дополнительных педагогических профессий, ввести должность проректора, который бы направлял и координировал многотрудную внеаудиторную воспитательную деятельность со студентами. Структурой ряда педвузов уже предусмотрена такая должность, в частности, в Барнаульском и Бийском. Здесь накоплен в этом отношении определенный практический опыт.

Средняя и высшая школа призваны формировать личность с высокими нравственными идеалами, с активной гражданской позицией и ответственностью перед обществом, семьей и государством, с устойчивыми моральными принципами, умеющей найти свое место в жизни, определить свою роль в обществе.

В ходе обсуждения проекта концепции реформирования системы общего и профессионального образования в России на местах были высказаны конструктивные предложения, которые позволят затормозить или вовсе остановить деструктивные процессы в системе образования. Задача руководителей образования - прислушаться к голосу просвещенцев и сделать все для того, чтобы в будущем реализовать предлагаемые меры, обеспечить обязательность (базового), доступность, бесплатность и высокий уровень образования. Дадим шанс нашим детям!


Содержание