Лепин
Петр
Вольдемарович
- ректор НГПУ,
профессор, член-корреспондент МАНПО,
Президент Ассоциации учреждений образования Сибири.
Научные интересы - экономическая, социальная и политическая география развивающихся стран, география населения, вопросы управления высшей школой.
СТРАТЕГИЯ НГПУ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проводимая реформа высшего педагогического образования в Российской Федерации базируется на значительном опыте отечественной школы. Никто не может отрицать, что в России всем детям доступно начальное и среднее образование, юноши и девушки имеют возможность учиться в высших учебных заведениях. Эксперты Всемирного банка в своем докладе "Россия: образование в переходный период" отмечают более высокий уровень знаний в естественных науках и математике российских студентов, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития. Нам представляется жизненно важным сохранить этот потенциал.
Но изменившаяся социокультурная ситуация нашего общества, когда Россия стала открытым государством, когда меняются основные принципы организации народного хозяйства, естественно, что приводит к поиску новых подходов к реформированию системы образования. Представляется, что будущая система образования в значительной степени будет опираться на действующие международные конвенции, касающиеся образования, принятые Генеральной ассамблей ООН, Генеральной конференцией ЮНЕСКО: о борьбе с дискриминацией в области образования; о ликвидации всех форм расовой дискриминации; об экономических, социальных и культурных правах; об охране всемирного культурного и природного наследия; о правах ребенка; о техническом и профессиональном образовании и т.д.
Реформа высшего образования - чрезвычайно важный этап в развитии российского общества, и от того, как глубоко и качественно она будет осуществляться, будет зависеть судьба, быть может, нескольких поколений.
Вот что, на наш взгляд, должно найти отражение в будущей реформе высшего педагогического образования:
- правовое положение вуза (как государственного учреждения со стабильным финансированием согласно закону о подготовке специалистов);
- недопущение приватизации высших учебных заведений;
- создание региональных университетских комплексов, включающих средние учебные заведения разных типов, училища, колледжи, институты;
- расширение самостоятельности вузов в различных сферах деятельности;
- дальнейший рост уровня образованности общества;
- более широкое внедрение в практику разных уровней финансирования (федерального, регионального, частного и т.д.).
Особое внимание необходимо обратить на значительное улучшение материально-технической базы вузов, сохранение и подготовку профессорско-преподавательского состава, улучшение материального положения всех категорий работающих и обучающихся, внедрение в учебный процесс совершенных образовательных технологий.
И тем не менее в современной России реформируется вся система образования и довольно успешно. Естественно, что перед педагогическими вузами стоят очень сложные задачи по подготовке таких специалистов, которые умели бы довольно быстро анализировать и обобщать образовательные инновации в различных типах школ, практически помогать молодому человеку войти в реальную жизнь, критически осмыслить любую информацию и сформировать собственное мнение, план действий по решению возникшей проблемы и осознать индивидуальную ответственность за сделанный выбор, осмыслить свое "Я" в обществе.
В целях решения этих проблем наш вуз выработал определенную стратегию по совершенствованию высшего педагогического образования.
Разработана концепция стабильности и развития производственно-экономических отношений в вузе, включающая в себя вопросы управления, блок психолого-педагогических проблем и проблем содержания образования, учета и контроля качества, оценки эффективности работы кафедр, факультетов и других подразделений, хозяйственной деятельности. Преследуется цель эффективного рассмотрения перечисленных проблем в совокупности, так как решение каждой из них в отдельности не даст должного результата.
Особое значение мы придаем профессиональному самоопределению молодого человека. Нами накоплен десятилетний опыт довузовской подготовки школьников. Одной из важнейших форм ориентации учащихся на педагогическую профессию стали педагогические классы. Разработан базисный учебный план, утвержденный Главным управлением образования, где особое внимание уделяется дальнейшему развитию навыков общения и организаторских умений; знакомство с методиками воспитательной работы; ознакомление со спецификой работы учителя через посредство включения учеников в совместную с ним деятельность; привитие умений осуществлять исследовательскую деятельность психологического, педагогического и методического характера, а также в области избранного школьного предмета.
Непосредственно в вузе несколько лет работает экспериментальная средняя школа, где осуществляется апробация новых технологий, а выпускники школы, как правило, поступают в университет. Ориентация учащихся на педагогические профессии осуществляется в городском педагогическом лицее, базовых городских и сельских школах.
Ежегодно отделом довузовской подготовки совместно с факультетами проводятся психолого-педагогические и предметные олимпиады. Лучшие участники зачисляются на факультеты без сдачи вступительных экзаменов.
Профориентационная деятельность осуществляется через заочные и "зимние" школы, фестивали знаний, воскресные лектории и т.д.
Усилия, предпринимаемые университетом, позволили значительно расширить сеть учреждений, работающих на вуз, и значительно улучшить качественную подготовку абитуриентов.
Считаем, особенно в настоящее время, что необходимо приступить к подготовке специалистов (педагогов) дополнительного образования. Учреждения данного типа были и вновь становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения.
В течение последних нескольких лет в образовательный процесс вуза широко внедряется компьютеризация, что позволяет реализовать новую парадигму образования и способствует приобретению студентами более фундаментальных знаний, использовать новые информационные и коммуникационные технологии. Особое значение приобретает всемирная телекоммуникационная сеть INTERNET, не требующая какого-либо централизованного управления и позволяющая по мере необходимости производить как поиск и просмотр ресурсов, так и предоставление собственной информации без каких-либо трудностей. Каждый студент имеет возможность с любого компьютера университета, имеющего доступ к INTERNET, получить доступ к архивам электронных знаний, учебным курсам и прочей информации. При этом необходимо помнить, что практически вся информация в сети проводится на английском языке.
В прошлом знания иностранных языков, за исключением специальных факультетов, как правило, не были полностью востребованы. В настоящее время при открытости нашей страны миру значимость изучения английского, немецкого, французского языков, а для нашего региона китайского и японского, приобретают особую значимость. Перед нами стоит очень сложная проблема - дать каждому выпускнику глубокие знания по одному из ведущих европейских языков. С этой целью разрабатываются пятилетние учебные планы, методические материалы, создается соответствующая материальная база на неспециализированных факультетах.
Особое место в формировании гражданина занимает экологическое образование и воспитание, оно должно пронизывать все изучаемые предметы и курсы, призвано сформировать этические нормы поведения человека на всю жизнь. Сложнейшая задача. Откровенно говоря, мы только начинаем понимать важность этой проблемы.
Понимая актуальность и безотлагательную необходимость решения задач в рамках указанной проблемы, ректорат НГПУ создал Совет по координации всего комплекса эколого-просветительской работы. Целью создания Совета явилась интеграция системы высшего образования и фундаментальной науки в области экологии. Совет выступает с инициативой о начале создания комплекса совместных работ, результатом которого могла бы стать научно обоснованная концепция по методологии формирования экологического сознания через систему интеграции всего образования. Эта позиция родилась не вдруг, она эволюционно значима. На современном этапе развития общества экологическое образование и воспитание должны стать неотъемлемой частью школьного образования и, более того, - воспитания ребенка в семье.
Нам стоит задуматься над тем, что в России за последние пять лет (по данным демографических справочников) самые высокие показатели смертности по сравнению с развитыми странами мира. Состояние здоровья населения достигло критической черты, за которой открывается реальная угроза физического вырождения. В значительной мере сложившаяся ситуация должна принципиально изменить отношение к физической культуре со стороны детей и их родителей. Физическая культура должна стать школой здоровья. Создание в вузе так называемой "школы здоровья" предусматривает решение воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.
Названы только несколько приоритетных направлений деятельности нашего университета по воспитанию компетентного, профессионально подготовленного и преданного учительскому делу специалиста.
Таким образом, реформируемая в интересах личности система образования, наличие имеющегося положительного опыта работы и традиций университета, его научно-методический потенциал, кадровый состав создают реальные условия поступательного движения в деле подготовки педагогических кадров.
Содержание