![]()
Бритвихин
Анатолий
Николаевич
- ректор КПГУ, кандидат педагогических наук, профессор.
![]()
Данилова
Ирина
Леонидовна
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КПГУ.
![]()
Шабаев
Игорь
Григорьевич
- кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики КПГУ.
КАРЕЛЬСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР - СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ(итоги опытно-экспериментальной работы)
Готовность студентов четвертых курсов (не проходящих педагогическую практику на 1-3 курсах по программе УНПЦ) к профессиональной деятельности мы выявляли в 1994 и 1985 гг. (всего 220 студентов естественно-географического и физико-математического факультетов) по следующим социально-психологическим компонентам:
а) познавательным (полностью ли Вы понимаете задачи, стоящие в профессиональной деятельности, знаете ли способы их решения и осмысленно ли подходите к решению жизненных и профессиональных задач?);
б) мотивационно-ценностным (ощущаете ли Вы глубокую вовлеченность в свою профессию?);
в) волевым (считаете ли Вы, что у Вас хватит силы воли для реализации задач обучения и воспитания школьников во время практики?);
г) эмоциональным (уверены ли Вы в своем профессиональном будущем, оптимистично ли смотрите в завтра?).
Готовность к профессиональной деятельности определялась по умению анализировать конкретную педагогическую ситуацию. Результаты (в %) опросов студентов представлены в таблице 1.
В 1995 году студенты третьего курса естественно-географического факультета (52 человека), то есть проходившие практику по программе УНПЦ с первого курса, две недели в апреле (сама практика началась в сентябре) проводили отдельные уроки (фрагменты уроков) самостоятельно. Перед этим мы попросили их оценить свою готовность по тем же компонентам. Результаты опроса (в %) представлены в таблице 2.
Прежде всего обращает на себя внимание возросшее число (78% против 52%) студентов, отвечающих "да" и "скорее да" на эмоциональную готовность и (86% против 81%) - на готовность анализировать конкретную педагогическую ситуацию. Ненамного, но все же выше показатели по познавательным и волевым компонентам.
Умение студентов анализировать конкретную педагогическую ситуацию Таблица 1
Компоненты Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить Познавательные 52 18 12 6 12 Эмоциональные 35 17 23 10 15 Мотивационные 30 36 18 7 9 Волевые 56 19 9 10 6 Готовность анализировать конкретную педситуацию 40 21 11 8 20
Самооценка готовности студентов к профессиональной деятельности Таблица 2
Компоненты Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить Познавательные 54 24 10 4 6 Эмоциональные 48 30 11 4 7 Мотивационные 31 35 6 7 21 Волевые 32 49 6 4 9 Готовность анализировать конкретную педситуацию 57 29 5 5 4 Выросло число затруднившихся дать ответ на вопрос о мотивационной готовности (21% против 9%). Свою позицию студенты объясняли нестабильной социально-экономической ситуацией, в первую очередь, в области образования. В беседах со студентами мы выявили, что именно эту информацию и соответствующие выводы из нее они "прочувствовали" за время педагогической практики на протяжении почти трех лет. Таким образом, рост числа затруднившихся оценить мотивационно-ценностные компоненты не связан с трудностями самого образовательного процесса в школе. Суммарный показатель в этом компоненте ("скорее нет" + "нет") уменьшился почти в два раза (13% против 25%). Более того, эти же студенты в 1997 году после прохождения последней педагогической практики на пятом курсе выразили свое отношение к профессии учителя ("очень нравится" + "нравится") - 90% опрошенных! (Подробнее об этом ниже).
В конце каждого года в школе-лицее ╧ 40 подводились итоги педагогической практики. Напомним, что основная задача первого года практики - обучение общению со школьниками в неформальных условиях. Первокурсники оценивали по пятибалльной системе свои характеристики:
Оценка студентами-первокурсниками итогов педагогической приактики Таблица 3
Годы Контакт с учениками Контакт с тьютером Готовность к педагогическому общению Самооценка педпрактики 1993 4,8 3,8 3,5 4,4 1994 4,5 3,7 3,8 4,6 1995 4,6 3,6 3,8 4,6 1996 4,8 3,7 3,7 4,5 Средний балл 4,6 3,7 3,7 4,5 Анализ дневников студентов, бесед с ними, выступлений на конференциях учителей и руководителей школы, ответственных за практику преподавателей КГПУ и, что представляется не менее важным, отзывы учеников о студентах подтверждают эти данные. Студенты (более 95%) считают, что данная практика очень полезна (и даже необходима), так как она является "большой школой" в приобретении педагогического опыта, предоставляет определенные возможности для исследовательской работы, соединения теоретических знаний, приобретаемых в педагогическом университете, с практикой работы в школе. Они объективно оценивают результаты своей работы в школе, довольно часто критикуя себя. На основе анализа проделанной работы и сопоставления ее с работой своих товарищей из других групп дают установки на будущее: "чаще бывать в школе", "быть смелее, активнее, инициативнее", "увлеченнее, артистичнее", "терпеливее" (!), "раскрепощеннее" и "добрее".
Тьютерам предлагалось ответить на вопрос: "Одобряете ли Вы идеи педагогической практики студентов по программе УНПЦ?". Результаты опросов (в %) представлены в таблице 4.
Мнение тьютеров о характере педагогической практики Таблица 4
Варианты ответов 1993 1994 1995 1996 Да 52 61 85 95 Нет 19 11 5 - Затрудняюсь ответить 29 28 10 5 Результаты 1993 года помогли нам "выйти" на вопрос: "Считаете ли Вы целесообразным начинать практику с первого курса?". Все участвующие в опросе классные руководители ответили "да".
Первокурсники отвечали также на вопросы: "Изменилось ли за время учебы в КГПУ Ваше отношение к профессии учителя? Если да, то в какую сторону?". Результаты ответов (в %) в таблице 5.
Результаты влияния педпрактики на отношение первокурсников на отношение
первокурсников к профессии учителя Таблица 5
Варианты ответов 1993 1994 1995 1996 Изменилось в лучшую сторону 13 11 15 15 Осталось прежним 66 68 66,5 63 Изменилось в худшую сторону 3 1,5 5,5 5,5 Затрудняюсь ответить 18 19,5 13 16,5 Таким образом, число студентов, отвечающих на каждый вопрос, практически не изменилось.
Итак, по объективным и субъективным показателям можно констатировать бесспорную целесообразность и самой педагогической практики студентов, начиная с первого курса, и ее содержательной направленности. Для повышения эффективности этой практики необходима организация специализированных курсов типа "Школа общения" со студентами и проведение семинаров или занятий с тьютерами. Педагогические коллективы школ обязательно должны быть ознакомлены с "Концепцией УНПЦ" и задачами педагогической практики первых трех курсов.
Основная задача педагогической практики студентов второго курса - продолжение работы по формированию умений общения и приобщение к исследовательской работе. Организация практики на втором курсе облегчается изучением курсов "Педагогические теории и системы" и "Общая психология". Лекционные и практические занятия по этим предметам, продолжение работы в школе (как правило в том же классе) способствуют накоплению опыта педагогической деятельности, более успешному овладению теоретическими знаниями и осмыслению своего опыта с теоретических позиций.
Выступления студентов на практических занятиях и конференциях по педпрактике, анализ их дневников, выступления классных руководителей и представителей КГПУ подтверждают целесообразность продолжения этой практики.
Второкурсники оценивали по окончании практики (как и год тому назад) себя по пятибалльной системе:
Оценка итогов педпрактики второкурсниками Таблица 6
Элементы характеристики 1994 1995 1996 Средний балл Контакт с учениками 4,7 4,5 4,6 4,5 Контакт с тьютером 4,3 4,2 4,2 4,25 Готовность к педобщению 4,1 4,2 4,2 4,15 Самооценка педпрактики 4,2 4,5 4,5 4,4 Сравнение этих данных с результатами, полученными при опросе этих же студентов год тому назад, показывает:
- неизменность самооценки контакта с учениками и педагогической практики в целом;
- повышение самооценки контакта с тьютером (рост среднего балла - 0,55) и готовности к педагогическому общению (0,45 балла). Руководители практики подтверждают самооценки студентов.
Результаты педагогической практики студентов третьего курса изложены выше, поэтому переходим к анализу результатов практики студентов четвертого курса. Наиболее интересными нам представляются следующие результаты:
- наибольшее удовольствие во время практики доставляло студентам проведение уроков - 64,8% опрошенных и общение с детьми - 19,6%;
- наибольшие трудности студенты испытывали в общении с коллегами - 94%;
- больше всего студентам нравится проводить уроки - 82,3% и внеклассные мероприятия;
- к работе классного руководителя считают себя готовыми 76,5%, затруднились ответить - 23,5%;
- в решении учебно-воспитательных задач студентам помогали знания по специальности и методике преподавания предмета - 100%, по педагогике и психологии - 72,5%;
- наибольшие затруднения в проведении уроков вызывает организация дискуссии - 80,4%, опрос и оценивание деятельности учащихся - 19,6%;
- к самостоятельной работе с детьми считают себя готовыми 100%, а со взрослыми - 74,5% (хотя испытывают при этом трудности 94,2%;
- в процессе практики подтвердили желание работать в школе 80,4%.
Анализ ответов и творческой работы студентов позволяет сделать вывод о том, что они владеют умением правильно выделять главное при оценке способностей в работе с детьми. Они отмечают интерес к учебно-воспитательной деятельности в ходе педагогической практики. Лучше всего им удается, а поэтому и нравится общение с детьми на уроке, во внеклассной работе по предмету и в процессе индивидуальных бесед. Затруднения практиканты испытывают в организации на уроках поисковых бесед и дискуссий и в процессе оценивания деятельности учащихся на занятиях в целом.
На основе выступлений студентов на итоговой конференции по практике, анализа их дневников и анкет можно сделать вывод, что знания, приобретенные при изучении психолого-педагогических дисциплин, включая методики преподавания предметов, активно используются ими в процессе педагогической практики. По сравнению со студентами, не проходящими практику на 1-3 курсах, они чаще и профессионально грамотнее используют научно-педагогическую терминологию в процессе самоанализа своей работы. Последнее, на наш взгляд, является одним из серьезных подтверждений эффективности педагогической практики по программе УНПЦ.
Заслуживает внимания высказываемое студентами мнение о желательности более раннего знакомства с классом и школой, если на четвертом курсе они проходят практику в другой школе. Учителя (93%) считают, что студенты готовы к самостоятельной работе, 7% учителей затруднились ответить на этот вопрос. Самооценка студентов несколько ниже (85%), что говорит о неформальном подходе к ответам на вопросы анкеты. К работе классного руководителя считают студентов подготовленными около 80% классных руководителей, остальные затруднились ответить на этот вопрос. Этот показатель совпадает с самооценкой студентов.
Наибольший интерес для нас представлял ответ на восьмой вопрос анкеты о целесообразности педагогической практики по программе УНПЦ. Общее число отвечавших студентов - 51 человек. Ответы распределились следующим образом: "да" - 43 человека (84,3%), "нет" - 3 человека (5,9%), "затрудняюсь ответить" - 5 человек (9,8%).
Нам эти цифры представляются существенным подтверждением целесообразности педагогической практики по программе УНПЦ.
Педагогическая практика выпускного (пятого) курса проходила в 1996-1997 учебном году (декабрь 1996 г.). В практике приняли участие 49 студентов, 46 получили за нее отметку "отлично" и три - "хорошо" (такого высокого показателя на факультете не было!). В характеристиках учителей и классных руководителей подчеркивалась высокая общепедагогическая подготовка студентов.
В предстоящем учебном году мы планируем приступить к следующему этапу опытно-экспериментальной работы.
Содержание