Горлачев
Валерий
Павлович
- ректор ЗабГПУ, кандидат биологических наук, профессор, действительный член Российской экологической Академии. Является автором свыше 80 работ научного и научно-методического характера по вопросам биологии, экологии, по концептуальным проблемам развития высшего педагогического образования.
Забайкальскому педагогическому
университету 60 лет
Читинский государственный педагогический институт, ныне Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, образован постановлением СНК РСФСР © 265 от 25 августа 1938 года. В сентябре уже был утвержден устав института, а 7 октября 1938 года прозвенел первый звонок и была прочитана первая лекция, положившая начало подготовке учителей с высшим образованием для средних школ Забайкалья и Читинской области.
Первые 100 студентов начали занятия на 3 факультетах: историческом, физико-математическом, русского языка и литературы. Первым директором был назначен Филонов Г.И., которому через год пришлось перейти на партийную работу.
Благодаря поддержке областных и городских хозяйственных и партийных органов, институт начал быстро развиваться. Еще не начались учебные занятия в институте, а строительство студенческого общежития уже шло полным ходом, под учебно-лабораторный корпус было выделено отдельное добротное здание, в котором в настоящее время располагается школа © 3. Шло быстрое комплектование библиотеки, учебного и лабораторного оборудования. Большую помощь в укреплении института оказали соседние вузы республики, направившие безвозмездно учебную литературу, пособия, часть учебного оборудования. Началась кропотливая работа по подбору высококвалифицированных кадров. Среди преподавателей, закладывавших основу высшего педагогического образования Забайкалья, были Н.А. Каслов, М.А. Масалов, В.Г. Изгачев, Н.А. Замошникова, Е.П. Холодовский, Н.А. Родионов, В.И. Фомин, И.А. Вайнштейн. Все это позволило в 1939 году увеличить прием студентов в 2,5 раза.
Однако Великая Отечественная война нарушила все планы развития института. Многие преподаватели и студенты были призваны или добровольно ушли на защиту Отечества. Показателен в этом плане приказ по институту © 507 от 18 августа, третий пункт которого гласит: "В связи с призывом в ряды рабоче-крестьянской Армии всех студентов III курса физико-математического факультета, данный курс считать не существующим в институте". Был призван в армию и директор института А.Н. Родионов. В боях под Москвой он получил тяжелые ранения, от которых скончался. Погибли в боях за Родину преподаватели и студенты института Николай Воложанин, Иннокентий Орлов, К. Адамчук, Николай Лейтыс, Герасим Зимин, Николай Кузнецов, Павел Леонтьев. Судьба других студентов, ушедших на фронт, к сожалению, неизвестна.
Война надолго остановила развитие института. Еще в 1950 году общий прием студентов составил всего 116 человек, а численность профессорско-преподавательского состава не превышала 50 человек.
Лишь с конца 50-х годов начинается неуклонное развитие института. В 1952 году открывается факультет иностранных языков, в 1956 - естественно-географический факультет, в 1959 году - факультет физической культуры. Развертывается капитальное строительство учебных корпусов, новых студенческих общежитий, жилья для преподавателей. В 1953 году студенты получают от строителей благоустроенное общежитие.
В 1960 году сдается в эксплуатацию новый учебный корпус, в котором размещаются историко-филологический и естественно-географический факультеты, позднее в этом здании расположился факультет педагогики и методики начального обучения, военная кафедра. В 1960-м заканчивается строительство жилого дома для преподавателей. Уже в 1963 году, когда институту исполнилось 25 лет, на 6 факультетах и 12 кафедрах обучалось 3120 студентов. Руководил в эти годы институтом ректор Корольков И.В. - Герой Советского Союза. Большой вклад в развитие института внесли Н.А. Каслов, Т.А. Волынский, И.А. Вайнштейн, Н.И. Зимин, Е.П. Холодовский, М.М. Фишер, В.Г. Изгачев, Н.А. Замошникова и другие преподаватели.
В 70-80 годы происходит дальнейшее укрепление и развитие института. В 1966 году вводится в строй здание факультета физвоспитания, заканчивается строительство 2-х новых студенческих общежитий (1967-1968 гг.). В 1974 году сдан в эксплуатацию учебный корпус © 5 (ул. Бабушкина, 129), в который переводятся физико-математический и естественно-географические факультеты, а с 1979 года - индустриально-педагогический факультет.
В 1969 году в институте открывается военная кафедра, ставшая впоследствии ведущей среди военных кафедр педагогических институтов.
В эти годы организуется подготовительное отделение, создается целый ряд новых кафедр, открывается факультет педагогики и методики начального обучения, физико-математический факультет реорганизуется в три самостоятельных - физический, математический и индустриально-педагогический факультеты.
Развитие института в эти годы неразрывно связано с именами замечательных педагогов и организаторов Б.Н. Батика, А.Ф. Никитина, В.П. Ткачева, П.М. Мельникова, Н.А. Троценко, В.И. Дразнинаса, П.Я. Кряжева, А.М. Грабаря, Э.П. Тюкавкиной, М.Н. Ахметовой, Б.Л. Лиги, А.А. Чжена, С.С. Овчинникова, В.М. Остроумова и многих, многих других.
Наиболее динамичное развитие института характерно для последних 10-15 лет. Несмотря на тяжелейшие экономические условия, вопреки нарастающим трудностям, институт не только сохранил свой потенциал, но и достиг уровня, позволившего ему получить статус государственного педагогического университета.
Это стало возможным потому, что коллективом был выбран курс на мобилизацию внутренних ресурсов, курс на выживание через развитие, на привлечение ресурсов как по линии внебюджетной деятельности, так и за счет поддержки областных и городских структур. Можно утверждать, что в определенной мере коллективу удалось реализовать потенциал свободы вуза, предоставленной демократическими преобразованиями высшей школы.
В своей работе мы постоянно руководствовались Законом "Об образовании", Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", инструктивными материалами, приказами и письмами Министерства образования Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, требованиями государственных образовательных стандартов.
Основными направлениями деятельности, которые были основополагающими в этот период, можно назвать следующие:
- выживание через развитие;
- повышение качества подготовки специалистов;
- приоритетное внимание к программе "Кадры" как основы повышения уровня квалификации профессорско-преподавательского состава;
- укрепление роли вуза как научно-методического центра в системе непрерывного педагогического образования;
- расширение направлений научных исследований и становление научных коллективов;
- сохранение и укрепление материально-технической базы;
- глубокая интеграция с педагогическими учебными заведениями и областным управлением образования;
- всемерное развитие внебюджетной деятельности и внедрение многоканального и многоуровневого финансирования;
- организация и реализация программно-целевой подготовки специалистов;
- укрепление международных связей;
- курс на создание университета.
Все эти направления были сформулированы в решениях Совета института и отражены как в перспективных, так и в годовых планах института. Методологическим ориентиром служили идеи гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования.
Со второй половины 80-х годов начинается постоянная работа по изменению структуры специальностей и созданию новых структурных подразделений института. Только за период с 1985 по 1990 гг. были созданы вычислительная лаборатория, лаборатория технических средств обучения; организованы кафедры гимнастики и спортивных игр, педагогики начального обучения, методики начального обучения, кафедра информатики и вычислительной техники. Кафедра истории разделена на кафедры всеобщей истории и отечественной истории, а на базе историко-филологического факультета образованы два самостоятельных факультета - исторический и филологический.
В начале 90-х годов проводится целенаправленная работа по реформированию и изменению содержания учебных дисциплин общественно-политических кафедр.
Кафедра научного коммунизма преобразуется в кафедру социализма и основ социологии, переименованную впоследствии в кафедру социологии. На базе кафедры истории КПСС создается кафедра политической истории. Происходит преобразование Совета кафедр общественных наук в Совет по гуманитарному образованию.
Одновременно с преобразованием кафедр общественных наук в эти годы на базе кафедры гражданской обороны формируется кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей, на факультете педагогики и методики начального обучения открывается кафедра методики естественно-математических наук, на историческом факультете - кафедра социально-правовых наук, на факультете физической культуры - кафедра медико-биологических основ физической культуры. В эти же годы образуются межфакультетские кафедры гуманитарных наук, современных технических средств обучения.
Открытие новых кафедр и реформирование существующих, начатое с 1990 года, было связано с развернутой долговременной и планомерной работой по открытию новых специальностей и специализаций как непременного условия перевода института в статус педагогического университета. Эта идея была впервые сформулирована руководством института ещё в 1988 году. Группой авторов (В.П. Горлачев, Ю.П. Судаков, Т.К. Клименко, Е.Ю. Касьянов, Г.А. Семичевский и др.) был разработан первый вариант концепции регионального университета. В основу концепции была заложена идея активизации работы по ряду первостепенных направлений: педагогизации учебно-воспитательного процесса; подготовки учителя высокой педагогической культуры; обоснованию и открытию новых университетских специальностей в связи с потребностями региона; внедрению контрактно-целевого принципа подготовки специалистов; по структурной перестройке института; переходу на частичную самоокупаемость и экономические методы стимулирования, включению новых хозяйственных механизмов; использованию демократических методов организации и управления образованием, расширению и укреплению материальной базы института.
В это же время активно ведется работа по введению новых специальностей: так, в1992 году открываются специальности "Психолог народного образования - учитель биологии", "Безопасность жизнедеятельности и физическая культура", "История и правоведение" с присвоением квалификации "учитель истории - юрист".
Наряду с созданием новых факультетов и кафедр в 1992 году был создан информационно-издательский отдел, сыгравший большую роль в обеспечении факультетов и кафедр учебной документацией, издании монографий, учебных пособий, методических рекомендаций. В последующие годы произошло существенное материально-техническое укрепление отдела, выросли кадры, и информационно-издательский отдел университета сегодня по объему издаваемой продукции, её качеству может конкурировать со многими педагогическими университетами России.
Важное значение для дальнейшего развития института имело открытие в 1992 году своей целевой аспирантуры. Открытию аспирантуры предшествовала большая подготовительная работа, и первые 6 аспирантов по специальностям - "Археология", "Философия", "Биология" и "Математический анализ" были зачислены в аспирантуру 1 января 1993 года. Первую аспирантуру возглавили доктора наук, профессора И.И. Кириллов, В.А. Кобылянский, Б.И. Дулепова, В.В. Мазалов.
В последующие годы была открыта аспирантура по методике преподавания литературы, методике преподавания физики, отечественной истории, археологии, физической географии, химии, всемирной истории, физической культуры, общей педагогике, этике.
И хотя аспирантура ещё продолжает находиться в стадии становления, выпущены уже первые аспиранты, число аспирантов и специальностей начинает расти, в аспирантуру приходят преподаватели из других учебных заведений, и постепенно собственная аспирантура становится основой подготовки молодых дипломированных специалистов вуза.
Из крупных мероприятий, имевших важное значение для развития, являются проведенная в 1994 году аттестация института и переход его на многоуровневую систему подготовки специалистов.
Подготовка к аттестации института была начата в 1993 году, сама аттестация состоялась в 1994-м году. В подготовительный период была проведена самоаттестация, вскрыты дополнительные резервы по совершенствованию учебной, научной и воспитательной работы. Высокая в целом оценка, данная работе института Государственной аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации, не только заметно сплотила коллектив, но и позволила более четко определить задачи и пути их решения по перестройке содержания образования, кадровой политике, и именно аттестация окончательно укрепила решение о создании на базе института университетской структуры.
Особое внимание было уделено переходу на многоуровневую систему. С 1992-93 учебного года в высших учебных заведениях России началось внедрение многоуровневой системы образования. Она предусматривала возможность завершения образования на одном из трех установленных уровней: двух-трехлетний курс неполного высшего образования с профессиональной подготовкой на уровне младшего специалиста, базовое высшее образование с присвоением бакалавра и пяти-семилетний курс с присвоением квалификации специалиста или степени магистра.
Как уже отмечалось выше, в 1994 году при проведении аттестации было принято окончательное решение о переходе ЧГПИ на многоуровневую систему. Была проведена многосторонняя кропотливая работа по выработке самой модели, разработке учебных планов, пояснительных записок, авторских программ и квалификационных характеристик специалистов. В этой работе были задействованы практически все кафедры и факультеты. Большой вклад в разработку нормативных документов, в подготовку проектировочного семинара внесли первый проректор Г.А. Семичевский, профессор кафедры физики Л.А. Бордонская, декан социально-психологического факультета, старший научный сотрудник Т.К. Клименко, проректор по учебной работе И.Ю. Мальчикова, заведующая учебным отделом Е.В. Эпова, декан исторического факультета О.М. Немерова, заведующие кафедрами Л.П. Алексенко, А.В. Рогова. Они организовали временный научно-исследовательский коллектив - ВНИК-1. Активное участие в подготовке аттестации приняли деканы Г.А. Потапов, А.А. Седов, А.Н. Телюк, О.М. Немерова, Е.И. Назарова, многие заведующие кафедрами и преподаватели.
При разработке программы реализации многоуровневой системы образования было принято решение вводить эту систему постепенно, по желанию факультетов, по мере их готовности. Состоявшийся в марте 1995 года на базе института проектировочный семинар, возглавляемый начальником Главного управления образования МО РФ М.Н. Костиковой, одобрил наработки института, и Министерство образования разрешило переход института на многоуровневую систему. Переход на новую модель образования вызвал глубокие структурные преобразования.
В 1994 году открываются специальности "Юриспруденция" и "Социальный педагог", в 1995 году - "Социальная работа". Особенно крупные преобразования проведены в 1996 году. Именно в этом году в институте появились такие новые специальности, как "Психология" по очно-заочной форме обучения (2,5 года), "Математика-экономика", "Информатика со специализацией иностранный язык", "Педагогика и методика начального образования" с присвоением выпускникам квалификации "Учитель начальных классов и иностранного языка в начальной школе", "Экология-биология". В 1997 году были открыты специальности "Журналистика", "Бурятский и русский языки".
На базе общеинститутской кафедры педагогики и психологии возникают самостоятельные - кафедра педагогики и кафедра психологии. Из кафедры социально-правовых наук выделяется кафедра права, создается межфакультетская кафедра валеологии, открывается общеинститутская кафедра экономики.
Не остаются неизменными и факультеты. В связи с открытием на факультете педагогики и методики начального обучения подготовки социальных педагогов этот факультет в 1995 году переименован в педагогический. Годом раньше индустриально-педагогический факультет с учетом направлений его развития переименован в технолого-экономический. В 1996 году после открытия специальности "Юриспруденция" исторический факультет преобразуется в историко-юридический.
С целью создания оптимальных условий для продолжения подготовки специалистов по социальной работе и психологии в 1996 году открывается социально-психологический факультет, в состав которого вошли профилирующие кафедры социальной и вновь созданной кафедры практической психологии. В этом же году создается факультет повышения квалификации. Таким образом, только за 4 года, с 1994 по 1997 включительно, было открыто 12 новых специальностей и специализаций, три факультета преобразованы в связи с расширением направлений подготовки специалистов.
Каждый, кто хоть как-то связан с образованием, прекрасно понимает, какую громадную работу для этого необходимо было проделать. Это разработка нормативных документов, учебных планов и программ; подготовка и переподготовка преподавательских кадров; решение вопросов материально-технического обеспечения, жилищных вопросов и многое другое.
Путь к университету предполагает не только совершенствование учебной работы, открытие новых специальностей, новых структурных подразделений. За последние годы заметно активизировалась научная работа. Достаточно отметить, что в настоящее время в вузе ведется работа над 26 долговременными научно-исследовательскими темами. Научная работа принимает новые организационные формы. Основные долговременные исследования проводятся в рамках научных лабораторий как самостоятельных научных подразделений.
Плодотворно работают лаборатории "Археология и этнография Забайкалья" (руководитель - профессор И.И. Кириллов), лаборатория по проблемам комплексного изучения человека (руководитель - профессор В.А. Кобылянский), лаборатория по проблемам высшей школы (руководитель - профессор Л.А. Бордонская). Интересные комплексные исследования проводились на базе лаборатории палеоэкологии (руководитель - профессор М.В. Константинов), лаборатории динамики криогенных ландшафтов (руководитель - доцент И.Ю. Мальчикова.) Расширяется объем работ лаборатории экологии (руководитель - профессор В.П. Горлачев), лаборатории по теории, методике и физиологическим основам физического воспитания (руководитель - профессор В.Н. Прокофьева). В процессе становления находятся лаборатории экологии традиционных культур народов Сибири и Америки (руководитель профессор - Т.В. Воронченко) и лаборатория по изучению проблем лингвистического краеведения (руководитель - профессор Л.М. Любимова).
Несмотря на хроническую нехватку финансовых средств и отсутствие централизованного финансирования на науку, в течение последних лет объем научных работ не только не сократился, но и существенно возрос. Это стало возможным как в результате создания в вузе централизованного Фонда развития науки, так и привлечения спонсорских средств и финансирования за счет грантов. Создание единого фонда развития науки позволило аккумулировать в нем внебюджетные, грантовые и спонсорские средства. Из этого Фонда оплачиваются расходы на исследовательские работы, на научные командировки, публикации и укрепление материальной базы научных подразделений.
Результатом научной деятельности являются научные отчеты, научные конференции, монографии, статьи, учебно-методические пособия и рекомендации. Только за последние пять лет проведены такие крупные международные и межрегиональные конференции, как Международный симпозиум по лингвистике (1994), Международный симпозиум по традиционной культуре народов Сибири и Америки (1994), Международный конгресс по археологии (1996), конференции: "Проблемы комплексного изучения человека" (1994), "Национальная идея: образование и воспитание" (1994), "Традиции и инновации в образовании" (1997, 1998), "Международный семинар по экологическому образованию" (1996) и ряд других конференций.
Результаты ускорения научной деятельности налицо. Только за 1996-1997 годы опубликовано 75 монографий, в том числе две монографии (авторы - И.И. Кириллов и В.В. Мазалов) - за рубежом.
Этому безусловно способствовало создание редакционно-издательского совета и открытие собственного издательства в 1991 году. Приведем некоторые цифры для сравнения. В 1991 году общий объем издаваемой печатной научно-методической продукции составил 87 печатных листов, а в 1996г. он возрос до 430 печатных листов, т.е. увеличился за 5 лет в 5 раз. При этом на базе институтской типографии было издано 330 печатных листов продукции.
Важное значение для развития института имела принятая в 1994 году долговременная целевая программа "Кадры". Основная цель этой программы - подготовить в достаточном количестве дипломированных специалистов, кандидатов и докторов наук по всем специальностям вуза. И хотя программа "Кадры" пока выполняется не так продуктивно, как хотелось бы, в силу крайне недостаточного финансирования, уже сегодня видны результаты ее реализации. Кадровые проблемы систематически рассматриваются на Ученом Совете, решены вопросы доплат к стипендиям аспирантов до уровня их бывшей заработной платы, аспирантам и соискателям регулярно оплачиваются командировочные расходы и расходы, связанные с защитой диссертации. Все это способствует ежегодной защите 4-5 кандидатских диссертаций.
Существенным элементом деятельности вуза стало международное сотрудничество. К настоящему времени установлены связи со следующими странами дальнего зарубежья: США, Германией, Францией, Бельгией, Швейцарией, Японией, Китаем, Монголией, Турцией. Поддерживаются научно-педагогические контакты со странами ближнего зарубежья.
В стенах вуза осуществляется обучение иностранных студентов; зарубежные преподаватели приглашаются для работы со студентами и проведения совместной научной и научно-педагогической деятельности, обмена опытом. Сотрудники вуза выезжают на работу в учебные заведения различных стран, имеет место взаимный обмен студентами и преподавателями (Китай, Германия, Франция и др.), заключены долгосрочные договоры о взаимном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Китая, учебными заведениями и центрами различного уровня в Германии.
В августе 1996 года по инициативе нашего университета совместно с институтом общественных наук БНЦ СО РАН проведен археологический конгресс, в котором приняли участие ученые Дании, Франции, США, Австрии, Японии, Китая и т.д.
Таким образом, за последнее десятилетие Читинский государственный педагогический институт коренным образом преобразился. В результате согласно решению Министерства общего и профессионального образования Читинскому государственному педагогическому институту им. Н.Г. Чернышевского присвоен статус педагогического университета, и приказом Министерства © 532 от 26.03.97 г. Читинский педагогический институт был переименован в Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского.
Статус педагогического университета - это, безусловно, веха, свидетельствующая о признании заслуг педагогического института. Уже сегодня Забайкальский государственный педагогический университет - самое крупное высшее учебное заведение Читинской области. На 10 факультетах 42 кафедры ведут подготовку более 6 тысяч студентов, в том числе на дневном отделении - 3815, заочном и вечернем - 2350, в лицее университета обучаются 216 учащихся. Обучение ведется по 39 специальностям и специализациям, и диапазон образовательных услуг постоянно увеличивается. Статус университета позволяет ставить более масштабные задачи по глубокой интеграции педагогических учебных заведений и по созданию в перспективе в Читинской области единого образовательного педагогического комплекса.
Содержание