Федулов

Борис

Александрович

- кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры тактики БВВАУЛ. Круг научных интересов составляют проблемы совершенствования процессов обучения и воспитания в системе высшего профессионального образования, в частности военных кадров. Автор более 50 научных и методических работ.

ЦЕЛОСТНАЯ

МОДЕЛЬ

ЧЕЛОВЕКА

В ПЕДАГОГИКЕ




Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики" [1]. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - развитие человека и человечества становится все более проблематично.

Важнейшими средствами совершенствования человека являются воспитание и обучение, направленные в конечном счете на его развитие. Поэтому для практического решения этой задачи в педагогике, в первую очередь, необходимо иметь целостное представление о человеке, о целях, путях и механизмах его развития. Сегодня, как никогда, возникает объективная необходимость разработки целостной модели, включающей сущностный и системный компоненты, с помощью которых можно было бы моделировать педагогические воздействия, обеспечивающие более эффективное решение задач воспитания и обучения.

Целостная педагогическая модель требует учета и нахождения единой основы для определения сущности человека, не только как биосоциальной, но и идеальной, полюсно-полевой, геоцентрической, антропологической, разрабатываемой на стыке различных наук. Системный подход к моделированию человека чрезвычайно сложен и многопланов, но сегодня он необходим как для теории, так и для практики педагогической деятельности. Целостная модель позволит более четко определить представление об объекте педагогической науки, конкретизировать цели, задачи и направления развития человека в окружающем мире, его возможности, позволит выявить условия и механизмы педагогического воздействия, а также ставить и решать конкретные педагогические проблемы.

Целостная модель человека в педагогике не имеет однозначного толкования, поэтому в статье приводятся теоретико-методологические основы для ее построения и вариант такой модели.

Целостная модель человека


При разработке модели учитывались требования системно-целевого и синергетического подходов, положения теории управления, обобщались взгляды на сущность человека, разрабатываемые в философии, психологии, социологии и физиологии [2]. Человек рассматривается как органическая, открытая, динамическая, самоорганизующаяся система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой общества и природы, способная в определенных условиях к саморазвитию.

Исследуя человека как органическую систему, выделим органическую основу, системные свойства, определяющие факторы, функции, уровни регулирования, программы реализации потребностей, сферы проявления деятельности и с учетом этих положений определим его сущность. Основу органической системы составляют: вещество, энергия и информация [3], через них обеспечиваются системные свойства, соответственно: целостности, адаптации и эмержентности [4]. Посредством факторов наследственности, среды и воспитания реализуются функции: сохранения, приспособления и развития человека как системы. Процесс реализации функций происходит через соответствующие программы на различных уровнях: бессознательном, подсознательном и сверхсознательном [5]. Сознание может охватывать часть из вышеуказанных уровней, но практически его возможности не ограничены и по мере изучения человеком самого себя оно может стать определяющим фактором для его саморазвития.

Программы управления реализуются, удовлетворяя потребности: витальные, общественные, духовные [6] (познания, созидания, творчества и единения). Эти потребности проявляются в биологической, социальной и идеальной сферах. Анализ представленных элементов позволяет выделить сущность человека как биосоциальноидеальную [2].

Модель человека как самоорганизующейся системы включает следующие элементы: восприятия и переработки информации (рецепторы, сознание); регулирования поведения (программы реализации функций через потребности); управления (субъект "концепция Я"); сохранения и накопления информации (память); каналы приема и передачи информации (интуитивный, логический, этический, эмоциональный, сенсорный, жизненного тонуса, физический); переработки и выработки психической энергии (аффектную структуру, определяющую мотивацию и волю).

"Концепция Я" - единое информационно-энергетическое образование, оно включает познающий и познаваемый элементы. Познающий элемент представляет собой систему и иерархию потребностей и структуру мышления. Познаваемый - систему и иерархию ценностей объектов, явлений внешнего и внутреннего мира, а также когнитивные образования. Структура потребностей и ценностные ориентации определяют "направленность" человека и делают его субъектом своего поведения. Структура мышления и когнитивные образования составляют "вооруженность" человека и определяют его как индивидуальность.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Динамические процессы самоорганизованных, открытых систем обеспечивают существование данных систем до определенных границ внешних условий [7]. Оказавшись в критических условиях, система способна продолжить свое существование только за счет развития, качественной перестройки своей организации, которая возможна при условии целенаправленного использования информации о своем будущем состоянии, адекватно прогнозируемым изменениям [8]. Причем, система, получая требуемую информацию из внешней среды, должна преобразовывать свою организацию с учетом понижения энтропии. Только в этом случае она обеспечит свое выживание в новых условиях за границей прежнего сосуществования. Это положение определяет объективную необходимость развития человека.

Человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и когда он становится субъектом и для внешних условий, через которые преобразует и свои внутренние программы управления.

Объединяя в единую схему рассмотренные системы (органическую, самоорганизующуюся, субъект-объектную), а также учитывая все внутренние и внешние связи, получим целостную модель человека, которая здесь представлена.

Реализация основных функций человека как системы (сохранение, приспособление, развитие) в предлагаемой модели осуществляется посредством конкретных процессов внутренней и внешней деятельности в зависимости от состояния среды его обитания. Человек воспринимает вещество, энергию и информацию из внешней среды, которая является при этом сложной системой, включающей системы: общество, природу и ноосферу [9]. В эти системы человек входит как элемент и в то же время он является самостоятельной системой. Причем информация, воспринимаемая из внешних систем, является определяющим фактором для развития человека. Она проходит через первичные каналы связи со средой. Такими каналами являются рецепторы соответствующих органов чувств. Они преобразуют поступающую информацию в сигналы исходных данных для программ регулирования (биологической, социальной, идеальной) поведением человека.

Эти программы преобразуют информацию во внутреннюю энергию и по соответствующим каналам связи (интуитивному, логическому, этическому, эмоциональному, сенсорному, физическому, жизненного тонуса) обеспечивают внутреннюю деятельность человека, которая совместно с анализом условий среды определяет внешнюю деятельность. Критериями эффективности работы этих каналов являются реализация в сознании человека: "надо", "могу", "хочу", "ощущаю", "интересно", "возбуждение", "сопереживание", а также значимость личностного отношения к источнику, передающему информацию и отношения этого источника к человеку.

Таким образом, в предлагаемой педагогической модели элементы выделены не по строению или психофизиологическому единству, а по системным свойствам, позволяющим определить механизмы внутренней и внешней деятельности. Именно учет этих механизмов для педагогической деятельности имеет наиболее существенное значение в решении задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

В процессе внутренней деятельности положительные обратные связи создают идеальную программу самоуправления человеком, которая осуществляет реализацию духовных потребностей. Отрицательные обратные связи формируют бессознательную программу, обеспечивающую выживание человека при изменении условий среды обитания.

При реализации внешней деятельности положительные обратные связи развивают когнитивные образования и ценностные ориентации, отрицательные - формируют иерархию потребностей и структуру мышления. Данный подход позволяет конкретизировать цель педагогической деятельности, как развитие человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся - личности, которая одновременно становится субъектом, осуществляющим целеполагание, и индивидуальностью, способной принимать решения и реализовывать поставленные цели. При этом задачи воспитания определяются, как: развитие ценностных ориентаций и формирование иерархии потребностей; задачи обучения, как: развитие когнитивных образований и формирование структуры мышления. Целостная модель позволяет оценивать эффективность решения выделенных задач по критериям эффективности функционирования механизмов внутренней деятельности.

Одним из принципиальных вопросов, который должна решить модель, является определение назначения той системы, которая моделируется. Так как человек является открытой системой, имеющей разнообразные связи с другими системами, его назначение не может быть определено только исходя из анализа его элементов и внутренних связей.

Для разрешения этого системного парадокса рассмотрим человека одновременно как систему и подсистему общества, природы и ноосферы. Как подсистема - человек представляет собой элемент, проявляющийся в идеальной сфере во всех системах и выражающий единые фундаментальные потребности развития. В природе человек реализует биологические потребности, обществе - социальные, ноосфере - идеальные. Причем человек одновременно является объектом и субъектом для всех систем, воздействуя на них через свою деятельность и преобразуя их, благодаря наличию у него идеальной сущности.

Следовательно, назначение человека заключается в сохранении преобразований и развитии разума в живой форме жизни путем получения, переработки и целенаправленной реализации новой информации о себе и окружающем мире. На современном этапе в педагогической деятельности это назначение реализуется прежде всего в цели, которая предполагает развитие человека до уровня реализации его потенциальных возможностей как субъекта творческой деятельности. Данные положения согласуются с учением К.Э. Циолковского, который отмечал, что "человек представляет собой космическую силу, ибо он выполняет функцию творческого развития природы. Космос ... сам рождает в себе силы, которые им управляют" [10].

Анализ содержания модели позволяет выявить характер функционирования ее основных элементов и условий их изменения, определить ряд особенностей развития человека в целом.

Первая особенность - прием информации от внешних систем без искажения и в полном объеме. Для этого необходимо обеспечить доступную работу всех органов чувств человека и нормальное и работоспособное состояние обучаемого для приема, переработки и усвоения учебного материала и культурных ценностей.

Вторая - это соответствие внешней информации уровню развития системы потребностей и структуре мышления. Это предполагает, что информация должна реализоваться в человеке через: "надо", "могу", "хочу", "ощущаю", "интересно", "возбуждение", "сопереживание".

Третья - обеспечение эффективной работы внутренних каналов связи, программ регулирования и структуры "Я-концепции". Для этого необходим личностно ориентированный подход в отношении педагога к обучаемым.

Четвертая - организация такой внешней деятельности, результаты которой через обратную связь способны обеспечить самоактуализацию (общественное одобрение) и самореализацию (личный успех). При этом следует особо подчеркнуть, что эта деятельность должна носить общественно-полезный характер.

Пятая - развитие человека возможно только при комплексном достижении целей воспитания и обучения, когда человек как индивид и объект развивается в субъект и индивидуальность. При этом задачами воспитания являются формирование иерархии потребностей и ценностных ориентаций, задачами обучения - формирование структуры мышления и развитие когнитивных новообразований.

Предлагаемая модель позволяет определить основные пути и условия взаимодействия человека как открытой системы с другими системами.

В модели сущность человека определена как биосоциальноидеальная, причем, именно последняя - идеальная - составляющая обеспечивает получение принципиально новой информации о материальном мире, которую способен выявить только человек, на ее основе осуществляя преобразование среды и себя.

В человеке заложены все необходимые биологические предпосылки для развития и накоплен достаточный культурно-исторический опыт для создания основ такого воспитания, когда у личности не будут формироваться потребности, идущие во вред другой личности, обществу и природе. Причем, никакие мотивы не будут вытесняться и подавляться, они будут самой личностью направлены на творчество, созидание и утверждение нравственности.

Таким образом, предлагаемая модель человека позволяет ставить и определять пути решения основных целей и задач педагогической деятельности. В частности, разрешение противоречий между интересами личности, общества и природы осуществляется через развитие системы потребностей и ценностных ориентаций личности. Разрешение противоречия между потребностью общества в высококвалифицированных творческих специалистах и возможностями системы образования - в развитии в процессе обучения индивидуальной структуры мышления и когнитивных новообразований. Комплексное решение рассмотренных задач решает проблему целостной, гармонично и всесторонне развитой личности. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности человека позволит находить новые более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в конкретных условиях.

Библиографический список:

1. Шубинский В.С. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Исследования в педагогических науках // Педагогика. 1990. © 1.

2. Федулов Б.А. Сущность общечеловеческих ценностей и содержание воспитательного процесса. Человек, его ценности и жизненный путь. Часть II. Курган-Барнаул, 1997.

3. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

6. Симонов В.П., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1984.

7. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1992.

8. Новая стратегическая инициатива России. Санкт-Петербург, 1997.

9. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

  1. Циолковский К.Э. Монизм вселенной. Калуга, 1931.

Содержание