Широкова
Евдокия
Фроловна
- кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной и педагогической технологии БГПУ.
Филиппова
Жанна
Тимофеевна
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГПУ.
Лейко
Лина
Михайловна
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГПУ.
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В условиях усиления внимания к совершенствованию профессионально-педагогической подготовки учителя, в том числе психолого-педагогической, особую значимость приобретает историко-педагогическое знание.
В учебные планы педвузов и педуниверситетов вводятся новые дисциплины, содержащие в себе глубокий психолого-педагогический потенциал (например, психодидактика), создаются новые кафедры, переструктурируются учебные предметы, меняется их название, что произошло с курсом "История педагогики", именуемым теперь "Философия и история образования".
Все эти нововведения можно и нужно приветствовать. Однако, по этому предмету пока не подготовлено новое учебное пособие для студентов, нет и методических рекомендаций, например, по изучению третьего раздела - "Истории советской школы и педагогики". Вызывает сомнение само название нового курса "Философия и история образования". Не случайно отдельные авторы появившихся современных пособий оставляют прежнее его название - "История педагогики". В них авторами К.И. Салимовой, А.М. Лушниковым, А.И. Пискуновым отражен поиск современного осмысления содержания историко-педагогического материала, освещены его методологические основы, включены новые источники, раскрывается сущность понятия предмета "Истории педагогики".
Несомненный интерес представляет учебник-справочник "История образования и педагогической мысли" (М., 1996), специалиста истории педагогики З.И. Равкина, в котором, несмотря на лаконичность, в обобщенном систематизированном виде предлагается историко-педагогический материал для более глубокого самостоятельного изучения студентами.
В учебном пособии "История педагогики как учебный предмет" под редакцией К.И. Салимовой (М., 1996), освещен международный опыт научных исследований и преподавания курса в ряде зарубежных стран, дано определение его предмета.
Судя по рецензии С.Ф. Егорова на учебник А.М. Лушникова "История педагогики", Екатеринбург (1996) (см.: Педагогика. 1997. © 1), в нем сделана попытка расширить объем учебного материала, предложена своеобразная структура.
Названные пособия способствуют обогащению историко-педагогических знаний студентов, но в них имеет место разночтение по толкованию основы основ учебного курса - самой сущности его предмета: что же изучает и исследует курс "История образования"?
Некоторые авторы толкуют его слишком широко, включая в него не только историю школы, образовательно-воспитательных систем, но и внешкольных и других учреждений, предлагается подумать о новой роли "Истории педагогики" как части социальной и интеллектуальной истории.
Задача авторов представленной статьи - осмысление современного опыта преподавания нового учебного курса "Философия и история образования" и своих находок.
Прежде всего, трудно не согласиться с мнением известных ученых по поводу правомерности нового названия курса. В условиях начавшейся погони за модой перемены в названиях учебных педагогических дисциплин, отмечают В.В. Кумарин, А.М. Лушников, ни "Педагогика", ни "История педагогики" глубже не станут. И можно добавить, что следуемое за новым названием и перенасыщение их нововведениями может послужить причиной серьезных затруднений в освоении студентами и без того сложного и объемного материала и неправомерного сокращения времени на его изучение.
Почему, пишет А.М. Лушников, "философский жребий" выпал именно "Истории педагогики"? Разве отношения других педагогических дисциплин с философией уже отлажены, а "История педагогики" дальше и дольше других находится в разводе с нею"? И отвечает: "Вряд ли". Философская ориентация истории образования - дело правильное, но необходимо, чтобы "музыка" мудрой науки звучала и в других педагогических дисциплинах. Нужны умеренность и постепенность в процессе перехода от "Истории педагогики" к "Философии и истории образования", понимание, что этот переход сложен и длителен, и главное в нем - не растерять то стоящее и доброе, что наработано преподаванием и "Истории педагогики", и самой педагогикой за долгие десятилетия.
К тому же, как уже было отмечено выше, нет нового полноценного учебника. Тем более, что в той мере, в какой необходимо "Истории образования" опираться на философию, преподаватели дают материал студентам, раскрывая философские основы педагогических концепций, а также при освещении мировоззрения выдающихся педагогов прошлого и современности. Особенно вызывает недоумение тематический план курса "История образования", рекомендованный на совещании заведующих кафедрами педагогики (Омск, 1998). В этом плане "размыта" структура курса, в нем нет динамики ведущих стержневых историко-педагогических идей, имен выдающихся педагогов, что грозит потерей главного - овладения будущими педагогами самими историко-педагогическими знаниями, научными методологическими подходами к их осмыслению, к анализу и оценке, пониманию причинно-следственных связей в мировом историко-педагогическом процессе.
В условиях явного кризиса в преподавании историко-педагогического курса коллектив историков педагогики Барнаульского педагогического университета, опираясь на свой многолетний опыт, и, естественно, критически и творчески используя новые исследования, выбрал свой путь преподавания "Истории образования".
Взятый нами за основу курс "Истории педагогики" переработан и преобразован в своей структуре, создана новая программа, включающая новые историко-педагогические проблемы и раскрытие их в динамике, углубляется связь изучаемого материала с современностью, преодолеваются прежние стереотипы.
Через реализацию принципов научного историзма, сочетания логического и исторического, формационного, биографического и элементов цивилизационного подходов учим будущих педагогов философскому осмыслению и анализу мирового историко-педагогического процесса, вскрываем причинно-следственные связи, объясняя, например, почему в разные эпохи различны и своеобразны цели, задачи воспитания, содержание образования, методы и формы обучения и воспитания, отраженные в общественно-политических, философских и педагогических взглядах и трудах ученых того или иного исторического этапа развития общества и складывающейся цивилизации в зависимости от социально-экономических, политических и классовых отношений в обществе, государстве. Материал подается в аналитико-синтетическом, сравнительном, критическом планах с целью активизации познавательной деятельности студентов и стимулирования их самостоятельной работы.
Основной акцент делаем на раскрытие гуманистических позиций педагогов прошлого и современности; в курс включаем проблемные темы, например: "Идея гуманизации воспитания и обучения в истории мировой педагогики и практики".
Особое внимание уделяем изучению истории отечественного образования и педагогической мысли, в частности, народной педагогики как истока научной педагогики, характеристике многообразных образовательно-воспитательных систем разных слоев общества, женского, семейного воспитания и других.
Актуальной становится проблема религиозного просвещения при светскости системы образования в стране.
Пересматриваем периодизацию курса, совершенствуем формы организации учебного процесса с включением гибких технологий, фрагментов дискуссий, диалога, организуем защиту выпускных и дипломных работ, написание контрольных, рецензий на первоисточники, новые публикации, что позволяет студенту, сопоставив разные концепции педагогов, формировать свою позицию, понимать актуальность и практическую значимость изученного историко-педагогического материала в своей будущей педагогической деятельности.
Уже на первой лекции "Предмет, методология и задачи курса "Философия и история образования" мы ориентируем студентов на исследовательский подход к его изучению. Давая определение предмета курса, представляем их вниманию разные точки зрения ученых по данному вопросу. Студенты подводятся к пониманию того, что предметом "Философии и истории образования" является изучение, анализ и оценка с диалектических позиций истории возникновения, развития практики воспитания в органическом ее единстве с педагогическими идеями, а впоследствии, и с теорией, в постоянной борьбе передовых прогрессивных сил с консервативными - с древнейших времен и до наших дней.
Учитывая, что преподаваемый курс синтетический, многоаспектный (философский, историко-политический, психолого-педагогический), и то, что у большинства студентов превалирует, к сожалению, эмпирический уровень мышления, преподаватель, актуализируя знания будущих учителей по названным дисциплинам, помогает им осознать сложность и противоречивость историко-педагогического процесса, его закономерности. При этом обосновывается детерминированность целей, задач, содержания, методов и форм обучения и воспитания уровнем развития производства, культуры, науки, в том числе и самой педагогики.
Руководствуясь философской методологией, знакомим студентов с принципами и подходами к изучению, исследованию и оценке историко-педагогических явлений и фактов. Так, основываясь на принципах историзма, научности и объективности, преподаватель подводит студентов к пониманию того, где, когда и почему возникло то или иное педагогическое явление, какие этапы оно прошло и чем оно стало сегодня. При этом студенты предостерегаются от предвзятости оценки концепций выдающихся педагогов, подчеркивается необходимость объективной оценки их вклада в развитие педагогической науки и практики.
При анализе вопроса о сущности и природе воспитания предоставляется возможность сравнения и сопоставления концепций воспитания (биологизаторской, психологической, трудовой), понимания научной состоятельности или несостоятельности каждой из них. Соответственно актуализируются знания будущих учителей по современным концепциям воспитания (О.С. Газмана, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой и других). На основе рассмотрения взаимодействия трех факторов, обусловивших выделение человека из мира животных (труд, речь), становление его как биосоциального существа, личности обосновывается социальная природа и самого воспитания. Вводим студентов в атмосферу поисков и открытий по проблеме сущности личности, ее структуры (К. Маркс, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, К.К. Платонов и другие).
Таким образом, уже в первых темах курса мы закладываем методологический фундамент в изучение, осмысление и оценку будущим педагогом философских основ историко-педагогических знаний.
Переходя к характеристике, анализу системы педагогических взглядов и деятельности педагогов, мы рекомендуем студентам придерживаться следующей логики: характеристика эпохи или конкретно-исторического этапа, мировоззрения педагога (философских, социально-политических взглядов), понимания им сущности мира, природы, Вселенной, самого человека, законов их развития и трактовка им сущности, цели, задач воспитания, факторов формирования личности. Освещая дидактические взгляды педагога, излагаем все аспекты дидактики: сущность процесса обучения и его гносеологические основы, цель, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации учебной деятельности.
При раскрытии вопросов воспитания рассматривается цель воспитания - идеал человека, черты и качества личности, методы их формирования, рекомендуемые педагогом.
Итак, в лекциях и на семинарах раскрывается структура педагогической науки в логике ее разделов, начиная с Я.А. Коменского как ее основоположника и народной педагогики как ее истока.
Поскольку курс располагает широчайшими возможностями дискуссионной формы преподнесения материала, учим студентов сопоставлять разные точки зрения, вырабатывать свое собственное отношение и мнение по тому или иному вопросу, особенно по разделам, относящимся к советскому периоду.
В условиях отказа от прежних точек зрения преподаватель оказывается в сложной ситуации при раскрытии системы педагогических взглядов выдающихся советских педагогов - Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.
Так, откровенной фальсификации, как известно, подверглись основные идеи А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе и семейном воспитании. Один из критиков - Ю.П. Азаров - рассматривает эти идеи и опыт как условия, нивелирующие личность, превращающие ее в "винтик", в конформиста. Опровергая эти конъюнктурные измышления "критика", доказываем студентам, что А.С. Макаренко и создавал свои прекрасные коллективы именно с целью их благотворного влияния на личность, чтобы в таких коллективах личность чувствовала себя защищенной, обогащенной чувством нужности, полезности для коллектива, общества и самоценности.
Вводя студентов в атмосферу дискуссии по данному вопросу на основе изученных ими новейших публикаций М.Ю. Красовицкого, А.А. Фролова, Л.И. Гриценко, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и других, вместе размышляем о судьбах воспитанников А.С. Макаренко, а значит, о значимости и жизненности его идей и их непреходящей ценности, что признано и подтверждено прогрессивной международной педагогической общественностью, особенно ярко проявившимся в "Международный год Макаренко" (1988), учрежденный ЮНЕСКО. Участники дискуссии отметили, что именно за разработку идей воспитательного коллектива и политехнического образования и воплощение их в жизнь А.С. Макаренко признан одним из великих мировых педагогов XX века, признан как педагог не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Подтверждением этому служат общешкольные коллективы, созданные в нашей стране В.А. Сухомлинским, Т.Е. Конниковой, В.А. Караковским, А.А. Захаренко и другими руководителями, а также обращение к теории и практике А.С. Макаренко в США, Японии, Франции, Германии и других странах.
В изучении включенных нами в программу курса проблемных вопросов внимание студентов сосредоточивается на сущности таких понятий, как гуманизм, гуманизация воспитания, образования, обучения, их структурных компонентов, содержании, методах разрешения проблемы, сложностях, противоречиях на том или ином этапе становления общества, системы образования, рассматривая развитие проблем до сегодняшнего дня.
К примеру, при анализе проблемы природосообразности воспитания прежде всего приводим трактовку ее сущности Демокритом, Аристотелем, Коменским и другими философами и педагогами. Задача преподавателя в том, чтобы помочь студентам разобраться в понимании сущности, компонентов природосообразности у разных педагогов, но главное - дать им возможность проследить и осмыслить путем сравнения и сопоставления разных точек зрения процесс развития данной проблемы и то, как она трактуется в современных учебниках философии, психологии и педагогики.
Многолетний опыт преподавания курса позволяет сделать выводы:
1. Учебный предмет "Философия и история образования" в структуре психолого-педагогической подготовки будущего педагога-воспитателя правомерно занимает приоритетное положение в силу своей полифункциональной природы, способствующей развитию не только широкого педагогического кругозора, но и теоретического педагогического мышления.
2. Данный курс содержит в себе огромный нравственный потенциал: в процессе изложения преподавателем и самостоятельного изучения студентами историко-педагогического материала, перед ними проходят судьбы эпох, стран, поколений, самих выдающихся педагогов, их научный поиск, верность своим убеждениям, борьба за народное образование, их высокая гражданственность, любовь к своему народу, культуре, языку, забота о народном учителе и его подготовке, что, несомненно, оказывает благотворное влияние на формирование нравственной культуры будущего педагога-воспитателя.
3. Приветствуя нововведения в переосмысление и переоценку традиционных подходов к изучению и преподаванию сложного и многоаспектного курса, считаем вместе с тем недопустимым опорочивание и игнорирование достойного вклада выдающихся советских педагогов и советской педагогики и философии в развитие мировой педагогической мысли и практики, заботы советского государства о школе, учителе, воспитании настоящих патриотов Родины.
Библиографический список:
1. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. М., 1989.
2. Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии // Педагогика. 1998. © 2. С. 102-106.
3. Гриценко Л.И. А.С. Макаренко: мифы и реальность // Советская педагогика. 1990. © 8. С. 136-141.
4. Егоров С.Ф. История педагогики: у чебник нового поколения // Педагогика. 1997. © 1. С. 116-119.
5. Красовицкий М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия // Педагогика. 1996. © 1. С. 61-69.
6. Кумарин В.В. Вместо педагогики "Философия образования"? // Педагогика. 1997. © 3. С. 110-118.
7. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко//Педагогика. 1994. © 2. С. 86-92.
8. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. © 1. С. 88-96.
9. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?//Воспитание школьников. 1993. © 5. С. 13-16.
10. Салимова К.И. История педагогики как учебный предмет. М., 1996.
11. Кирилин А., Турченко В. Парадоксы Макаренко // Учительская газета. 1998. © 27 (7 июля). С. 29.
Содержание