Бордонская
Лидия
Александровна
- кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей физики, теории и методики обучения физике
ЗабГПУ, руководитель региональной лаборатории по проблемам высшей школы. Автор более 50 статей и 5 учебных пособий. Специалист в области методики преподавания физики в школе и вузе, занимается исследованием проблем общекультурного содержания естественнонаучных дисциплин, проблемами совершенствования подготовки учителя
физики.
КУРС "Концепции современного естествознания" -
фундаментальная дисциплина
в системе
высшего образования
Нынешняя эпоха развития человечества - эпоха современной техногенной цивилизации - имеет ряд специфических черт и особенностей. Прежде всего это касается науки, так как она определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.
Наука сегодня рассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный Рё взаимодействующий СЃРѕ всеми РґСЂСѓРіРёРјРё элементами культуры. РљСЂРѕРјРµ того, подчеркивается единство естественнонаучной Рё гуманитарной культуры, так как РІСЃРµ гуманитарные явления через мировоззрение, мироощущения, соответствующие данной СЌРїРѕС…Рµ, несут РЅР° себе "печать" естественнонаучной культуры, Р° любое открытие РІ естествознании - "детище" конкретной исторической СЌРїРѕС…Рё. Еще РІ 1932 Рі. величайший представитель науки Рё культуры РҐРҐ столетия Р. Шредингер РІ работе "Зависит ли наука РѕС‚ общества?" отмечал, что "... РІСЃРµ естественные науки связаны СЃ общечеловеческой культурой" Рё что " научные открытия, даже кажущиеся РІ данный момент наиболее передовыми Рё доступными пониманию немногих избранных, РІСЃРµ же бессмысленны без своего культурного контекста." Говоря РѕР± РѕСЃРѕР±РѕР№ роли науки РІ современном РјРёСЂРµ Рё ее специфике, имеется РІ РІРёРґСѓ следующее:
- наука - элемент культуры;
- научные результаты, особенности науки, перспективы ее развития становятся понятными только в культурно-историческом контексте;
- наука - основа техники, технологический базис современной цивилизации;
- гуманитаризация науки, переосмысление роли и места науки в жизни и развитии человеческого общества, сохранении цивилизации;
- целостность научного знания, разработка и создание единой картины мира;
- взаимное влияние и взаимодействие наук, отход от узкой дисциплинарности, интеграция научного знания;
- взаимодействие и взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного знания;
- тенденции к преодолению разрыва между ними;
- особая роль естественных наук в современном мире, так как они являются не только фундаментом современной технологии, но и имеют огромное общекультурное значение.
Для современного этапа развития техногенной цивилизации характерно новое понимание специфики и особенностей процесса познания. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы), а также рассмотрения объекта "в чистом виде" или учета неконтролируемого воздействия на него со стороны внешней среды - классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Сегодня наблюдается переход от классического к неклассическому типу научной рациональности и новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления - эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем.
Кроме того, для процесса научного познания характерны:
- единство процесса познания и методов познания;
- гибкость и многогранность мышления, проявляющиеся через соотношения эмоционально-чувственного, наглядно-образного, формально-логического и интуитивного мышления на различных этапах познания; взаимодействие и взаимосвязи левого и правого полушарий в познании и осмыслении мира;
- новые подходы к проблеме понимания;
- интегративно-проблемный подход в познании мира и реализации всех направлений деятельности человека и человечества.
Специфика современного мира, особенности его познания и освоения ставят перед человеком и человечеством новые задачи и выдвигают новые требования:
1. Понимание мира как системы, развитие которой имеет сложный нелинейный характер.
2. Познание как мира, так и культуры в целостности и единстве.
3. Обогащение мышления через освоение современных методов научного познания.
4. Осознание реалий и особенностей современной цивилизации, отход от технократизма, ответственность за результаты деятельности человека и человечества в целом.
5. Понимание предназначения человека, его интегральной природы и особого места человека в культуре.
Новые ценностные ориентиры - специфика нынешнего этапа развития человеческого общества. Рто прежде всего касается понимания ценности науки, понимания ценности знаний для саморегуляции человека РІ современном РјРёСЂРµ Рё осознания ценности образования. Рассматривая проблемы современного образования, Р‘.Рњ. Бим-Бад Рё Рђ.Р’. Петровский отмечают, что "образование представляет СЃРѕР±РѕР№ РѕРґРЅСѓ РёР· высших ценностей личности Рё общества, выступая РІ качестве предпосылки РёС… существования Рё развития" [1].
Образование должно быть адекватным культуре современной техногенной цивилизации, ориентированным на целостного человека, живущего в целостном мире и целостной культуре. Оно должно обеспечить полноценное развитие личности. Основными задачами в образовании надо считать следующие:
1. Установление общекультурного базиса современного образования.
2. Создание условий для социализации человека через "погружение" в существующую культурную среду.
3. Усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного значения.
4. Способствование гармонизации отношений человека с миром.
5. Отказ от знаниевой парадигмы, усиление внимания к ценностно-смысловому понимаю изучаемой информации.
6. Обеспечение целостности образования, отход от узкой дисциплинарности.
7. Развитие полноценного мышления с учетом специфики мышления в современном его понимании.
8. Направленность образования на интересы личности, переход к "личностному", "живому" знанию.
Рзменение требований общества Рє образованию диктует необходимость обновления содержания образования, РїРѕРёСЃРєР° новых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє организации учебного процесса, совершенствования методов, форм Рё средств обучения.
Важнейшим шагом на пути модернизации образования и приведения его в соответствие с перспективными интересами развития человека и человечества явилась новая образовательная парадигма, которая сформировалась в течение 1990-1994 годов в ходе разработки коллективом исследователей (О.Н. Голубева, А.Д. Суханов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.) направлений совершенствования высшей школы. Компоненты новой образовательной парадигмы - фундаментализация и целостность образования. "Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический - с освоением методологии и приобретением навыков познания" [3].
В рамках новой образовательной парадигмы "происходит пересмотр ориентиров с примата прагматических знаний на развитие общей культуры и полноценных форм мышления; с исторического контекста становления научного знания на современные представления о целостном содержании системы наук". В качестве приоритета новая образовательная парадигма рассматривает "ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития". Фундаментальное образование -образование целостное. Фундаментализация и целостность образования обеспечивают органическое единство естественнонаучного и гуманитарного знания, дают целостное системное видение мира в контексте междисциплинарного диалога "двух культур", способствуют становлению целостной личности. Фундаментальное образование ориентировано на "постижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира", на "широкие направления научного знания", на "овладение взаимодополнительными компонентами научного знания" [4].
Сегодня изучение комплекса общенаучных дисциплин должно быть ориентировано на широкие направления образования, а не на определенную узкую специализацию. Очень удачно по поводу узкой специализации выразился З.Я. Гельман: "узкоспециальным бывает только невежество" [2]. Преследуя иные цели (образование целостной личности с гибким полноценным мышлением и создание условий для широкого образования), следует "вести речь не столько о добавлении недостающего фрагмента знаний (например, естественнонаучного - к гуманитарному и наоборот), сколько о развитии интеллектуального аппарата личности через включение, якобы альтернативной компоненты в содержание образования", а гуманитарный и естественнонаучный типы образования "рассматривать с позиции дополнительности методологических категорий классической и неклассической стратегии мышления". Далее О.Н. Голубева и А.Д. Суханов отмечают: "В этом случае в конкретных условиях одна компонента может доминировать, но вторая принципиально проявляет себя, опосредуя существование окружения - каковым выступает единая человеческая культура." [6].
Говорить о фундаментализации и целостности образования можно на трех различных уровнях:
- уровне образовательно-профессиональной программы (ОПП), то есть вести речь о реализации новой парадигмы образования в системе высшего образования в целом;
- уровне комплекса (цикла) родственных дисциплин, т.е. в определенном блоке учебных дисциплин ОПП;
- уровне отдельной учебной дисциплины.
Учебные дисциплины становятся фундаментальными, "если они обобщенно и адекватно воспроизводят фундаментальные идеи и представления, логику и структуру соответствующих наук с позиций сегодняшнего дня" [5].
Ртак, РЅР° смену господствовавшей РІ РҐРҐ столетии парадигмы образования пришла новая образовательная парадигма, которая ставит целью "формирование концептуальных взглядов РЅР° окружающую действительность", развитие "эрудиции", "компетентности" Рё "общей культуры".
В рамках этой образовательной парадигмы рядом ученых (О. Голубева, А. Савельев, А. Суханов, Ю. Рудой и др.) разработана и успешно внедряется в практику работы высшей школы концепция естественнонаучного образования. Главной целью общего естественнонаучного образования "становится не столько задача приобретения новых знаний, сколько задача формирования естественнонаучного рационального мышления и представлений об окружающем мире в целом, воплощенных в современной естественнонаучной картине мира" [8]. Концепции современного общего естественнонаучного образования реализованы в курсе "Концепции современного естествознания", который "должен быть продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию" [9].
Фундаментальный курс "Концепции современного естествознания" раскрывает системную сложность, целостность мира и его познания. Данный курс - важнейшая составная часть современного высшего образования.
Сегодня уже можно подводить некоторые итоги преподавания основ современного естествознания в высшей школе. На сегодняшний день:
- определены Государственные образовательные стандарты по дисциплине "Концепции современного естествознания, в которых указаны основные разделы курса. Нынешние стандарты - стандарты первого поколения и, как отмечают специалисты [5], они имеют ряд недостатков, поэтому необходима работа по их совершенствованию;
- на основе стандартов разработаны учебные программы, различающиеся подходами к определению содержания, построению курса, объемом часов, отводимых на изучение курса;
- создано (особенно за последние два года) достаточно большое число различных учебников и учебных пособий, авторы которых излагают свое видение современного естествознания;
- проводятся конференции международного, республиканского, регионального уровней, на которых обсуждаются содержательные аспекты курса, подходы к раскрытию учебного материала, организационные формы обучения и другие вопросы.
Сделано много, но проблем с курсом "Концепции современного естествознания" значительно больше, чем достижений. Но это и понятно, так как курс введен в образовательно-профессиональные программы подготовки специалистов с высшим образованием только в середине 90-х годов. Основные проблемы здесь, на наш взгляд, связаны с уточнением исходных позиций в определении места и значения курса в современном высшем образовании; конкретизацией обязательного минимума содержания и форм его представления; отбором учебного материала; структурированием курса, организацией учебного процесса, поиском оптимальных средств, форм и методов организации познавательной деятельности студентов.
Главным Рё определяющим среди многообразия направлений работы РїРѕ совершенствованию общего естественнонаучного образования, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, надо считать работу РїРѕ уточнению информационной составляющей этого образования. Рнформационную составляющую общего естественнонаучного образования как информационного поля представим РІ РІРёРґРµ проблемно-предметного поля РєСѓСЂСЃР° "Концепции современного естествознания". Введение проблемно-предметного поля позволяет отойти РѕС‚ фрагментарности, "мозаичности" подачи содержания рассмотреть РєСѓСЂСЃ РІ единстве всех его составляющих. Таким образом, Рё РІ дидактике возможно приложение общеметодологического принципа принципа единства Рё дополнительности.
Проблемно-предметное поле курса "Концепции современного естествознания" - это три взаимосвязанных, взаимодополнительных области: общенаучная, общекультурная, специально-научная, причем, каждая из них "опосредует существование других", отражая единство мира и культуры. Проблемно-предметное поле не только определяет общие границы информационной составляющей конкретной учебной дисциплины, но и дает возможность представить содержание через основные группы проблем, раскрываемых в курсе, и далее выбрать на их основе определенную композицию содержания, исходя из конкретных задач и особенностей организации обучения. Определение содержания как проблемно-предметного поля - реализация интегративно-проблемного подхода, ставшего ведущим во всех сферах человеческой деятельности.
Выделим для каждой области проблемно-предметного поля курса "Концепции современного естествознания" основные группы проблем.
Общенаучная область:
- наука как система;
- система научных знаний;
- естественнонаучные знания как система;
- этапы, уровни и методы научного познания;
- единство методов научного познания;
- единство процесса познания и отражения мира;
- многогранность и многоаспектность мышления;
- особенности и стратегия научного познания, типы научной рациональности;
- эволюционно-синергетическая парадигма как новый стиль мышления;
- единство мира, масштабные и структурные уровни организации материи;
- модели мира и закономерности его развития;
- общенаучные понятия: материя, пространство, время, взаимодействие, развитие, самоорганизация и др.;
- общенаучные и общеметодологические принципы симметрии, сохранения, дополнительности, соответствия, причинности и т.п.;
- научная картина мира (содержание, основные элементы), естественнонаучная картина мира;
- закономерности развития науки, научные революции как точки бифуркации;
- интегральная природа человека;
- цивилизационные кризисы;
- трансдисциплинарные связи.
Специально-научная область:
- современное состояние, достижения и особенности фундаментальных естественных наук (физика, химия, биология);
- внутринаучные (внутридисциплинарные) связи;
- система естественных наук;
- междисциплинарные связи в естествознании;
- естествознание и отдельные естественные науки (физика, химия, биология в современном естествознании);
- физика - основа современного естествознания;
- частно-научные картины мира;
- физическая и биологическая картины мира - ведущие элементы естественнонаучной картины мира;
- конкретные естественные науки с позиций современной естественнонаучной картины мира;
- человек как объект изучения естественных наук.
Общекультурная область:
- наука и культура, наука и искусство: взаимосвязь и взаимодействие;
- научное и художественное творчество: общие и отличительные черты;
- естественнонаучное и гуманитарное знание - не альтернатива, а дополняющие части единого целого;
- материя, пространство, время, движение, жизнь как основные универсальные категории культуры;
- естественнонаучные знания в мировой культуре, общекультурная ценность естественнонаучного знания;
- общекультурные корни фундаментальных естественнонаучных представлений; эстетические критерии в науке и научном познании;
- история науки и техники, научные революции в контексте культуры; культурно-исторический контекст науки;
- взаимодействие, взаимодополнительность науки и культуры в творчестве великих ученых;
- проблемы естественнонаучного знания и научного познания в искусстве; воздействие науки на художественное творчество; представители культуры и науки;
- экология и экокультура; планетарный стиль мышления; сохранение природы, человека, научного и культурного наследия;
- естественнонаучная и единая картины мира.
Ртак, информационное поле учебной дисциплины может быть представлено РЅРµ РІ РІРёРґРµ программы РєСѓСЂСЃР° РІ традиционном ее понимании, Р° через проблемно-предметное поле Рё логическую структуру РєСѓСЂСЃР°. Такой вариант отражения, как нам кажется, дает достаточно полные сведения РѕР± учебной дисциплине (содержании, характере изучаемых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, взаимосвязи Рё дополнительности элементов содержания Рё С‚.Рї.). Р’ этом случае хорошо просматриваются еще Рё возможности расширения РјРёРЅРёРјСѓРјР° содержания вариативной частью, которая будет выглядеть как дополнительные или уточняющие РіСЂСѓРїРїС‹ проблем отдельных областей проблемно-предметного поля. Вариативная часть отражает специфику направления подготовки Рё конкретную специальность, Р° также интересы Рё склонности студентов.
Выделенное нами проблемно-предметное поле курса "Концепции современного естествознания" позволяет утверждать, что данный курс - курс фундаментальный, он дает возможность "сформировать целостную естественнонаучную культуру как составную часть общечеловеческой культуры в целом" [8].
Перед высшим педагогическим образованием, как отмечает В.А. Сластенин [7], стоят специфические задачи, поскольку учитель - носитель и проводник тех ценностей, которые нужны обществу. В связи с этим курс "Концепции современного естествознания" для высшего педагогического образования имеет особое значение. Студенты историко-юридического и социально-психологического факультетов Забайкальского государственного педагогического университета в сочинении "Я и современное естествознание" отмечают, что курс "Концепции современного естествознания" значительно расширил круг их знаний и представлений; изменил мнение о взаимодействии наук; позволил понять ценность естественнонаучного знания. В результате изучения курса студенты стали лучше понимать другие учебные предметы отмечают значимость курса в подготовке их как будущих педагогов "Концепции современного естествознания" в подготовке как будущего педагога.
Библиографический список:
1. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. © 1.
2. Гельман З.Е. Узкоспециальным бывает только невежество // Высшее образование в России. 1992. © 3.
3. Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного образования // Высшее образование в России. 1994. © 4.
4. Голубева О.Н., Суханов А.Д. Проблема целостности в современном образовании / Философия образования. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.
5. Голубева О., Кагерман В., Савельев А., Суханов А. Как реформировать общее естественнонаучное образование // Высшее образование в России. 1997. © 2.
6. Голубева О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании // Вестник высшей школы. 1997. © 10.
7. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Наука и школа. 1998. © 2.
8. Суханов А.Д. Концептуальные основы цикла общих естественнонаучных дисциплины / Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Московского педагогического государственного университета. В 2 ч. Ч. 1. М., 1997. С. 210-213.
9. Суханов А.Д., Рудой Ю.Г. Курс "Концепции современного естествознания" для гуманитариев - проблемы становления // Физическое образование в вузах. 1996. Т. 2. © 3.
10. Бордонская Р›.Рђ., Катанаев Р.Р. Концепции современного естествознания (программа РєСѓСЂСЃР° Рё краткое изложение материала). Чита: РР·Рґ-РІРѕ ЧГПР, 1995.
Содержание