Ромашина
Светлана
Яковлевна
- кандидат педагогических наук, профессор кафедры раннего обучения иностранным языкам, декан педагогического факультета БГПУ.
Давыдова
Ольга
Ивановна
- старший преподаватель кафедры дошкольного образования БГПУ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОТЕХНИК
В РАМКАХ
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПОДХОДА
Социально-политическое и экономическое развитие современной России привело к смене требований в подборе профессиональных кадров, отличающихся максимальным их самовыражением и творческой самореализацией. Существующая система образования специалистов в области педагогики не всегда согласуется с требованиями жизни. Содержание и формы обучения в различных системах профессиональной подготовки нередко далеки от проблем реальной деятельности обучаемых. Попытки использования зарубежного опыта зачастую являются неадекватными, не учитывающими экономическую и социокультурную особенность местной ситуации. Потребность в функциональных рекомендациях для решения задач обучения, воспитания, всестороннего развития личности - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки. Изменение технологии обучения должно быть направленно, в первую очередь, на переориентацию деятельности преподавателей от преимущественно информационной к организационной по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Такой подход дает возможность иначе взглянуть на содержание педагогической подготовки профессиональных кадров в области дошкольного и начального образования.
Сама система подготовки профессионалов состоит из двух равнозначных процессов:
- исследования профессиональной деятельности и выявления возможностей для ее совершенствования;
- системы воспроизводства и совершенствования профессионального мастерства, то есть системы повышения квалификации профессионалов.
Повышение результативности педагогической деятельности осуществляется через педагогические технологии. По определению В.А. Сластенина: "...педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса" [1]. При использовании термина "технология" практически все педагоги отмечают сложность понимания, поскольку традиционно технология ассоциируется с регламентацией, что препятствует ее использованию в творческом процессе обучения.
Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъективность воспитательного процесса. Технологии этого рода направлены на раскрытие психологических резервов и личностного потенциала профессионала. Формирование на основе естественно данных человеку способностей, культурного феномена профессионального мастерства А.П. Ситников определяет как антропотехнику [2].
В рамках акмеологического подхода можно выделить четыре основные способа профессионального обучения или основные антропотехники: научение в деятельности, учение, игра и синтетическая антропотехника контекстного обучения - обучающие игры, тренинги.
Педагогическое мастерство как наивысшая форма овладения профессией не может быть сформировано в рамках одного курса. Оно вырабатывается в результате системного вузовского обучения и практической работы с детьми.
Одним из курсов, который позволяет продемонстрировать возможности антропотехник, является курс этнопедагогики, который мы определяем как систему воспитания, как педагогику социальной среды, в которой происходит становление личности. Воспитание, будучи объективным и закономерным жизненным явлением, в ходе которого совершается освоение производственного и жизненного пространства человека является неотъемлемой частью нашей жизни. Человечество располагает огромным богатством эмпирически проверенных приемов, методов воспитания. Игнорировать этот опыт, не оценивать его достоинства было бы неверным. В современных условиях народная педагогика является гарантом национального подъема и межэтнической стабильности. Человек вне этнопедагогического пространства оказывается исключен из культурной среды своего народа. Этнопедагогика выступает как стабилизирующий фактор, противодействующий процессам размывания культуры, обеспечивающий культурную идентификацию, закладывающую основы личности. Современное образование, не учитывающее существующие этническое самосознание и своеобразие не может быть полноправным. Г.Н. Волков, оценивая современную систему образования, говорит о ее этнопедагогизации [3]. В такой полиэтнической стране, как Россия, педагогика, являясь социальным феноменом, созидательно может функционировать преимущественно только в качестве этнопедагогики.
Этнопедагогика как подлинно человеческая педагогика выработала особую технологию обучения, воспитания с учетом возраста, навыков и интересов человека. Именно на основе естественно данных человеку способностей осуществляется профессиональное обучение в современной педагогической системе образования.
Рассмотрим основные антропотехники с точки зрения этнопедагогического подхода:
Первая антропотехника - научение в деятельности. Овладение профессиональным мастерством в данной антропотехнике осуществляется непосредственным включением студентов в процесс реальной профессиональной деятельности. Студент включается в профессиональную деятельность практически еще до того, как у него сформируются должные профессиональные навыки. Знания, интегрированные в изначально готовые цепочки операций и действий, усваиваются в процессе деятельности и применяются в дальнейшем в самостоятельной профессиональной практике.
Научение в деятельности является основным приемом обучения в этнопедагогике. В тех случаях, когда знания, опыт, мудрость, навыки и мастерство передаются по примеру или посредством устной речи в процессе конкретной деятельности, тогда представляется возможным наблюдать народную педагогику в действии. Народные воспитательные традиции сильны логикой действия, дела, деятельности, которые по своему воздействию на психику воспитуемого отшлифованы и апробированы в течение тысячелетий. Народный воспитатель говорил ученику: "делай, как Я", поэтапно показывая ему всю последовательность операций. Например, мама учит дочь шить: частью операций по шитью является умение вдеть нить в иглу, подбор ниток, положение шва и т.д. Само умение вдеть нить в иглу не является основным элементом шитья, данный навык являет собой инструментальную составляющую процесса шитья, т.е. это частная задача, выполняемая автоматически, включается в более крупные звенья процесса шитья. Действия в результате обучения автоматизируются, при этом вырабатываются новые автоматизмы и используются имеющиеся, которые преобразуются применительно к условиям данного действия.
Реализованная в частном виде данная антропотехника не предполагает предварительного этапа - анализа профессиональной деятельности, разбора основных элементов, их последующее использование происходит неосознанно. Большое значение в народной педагогике отводится языку жестов: поглаживанию, похлопыванию, жест "открытой ладони", жест прощания. Например, такие средства воспитания, как пестушки, имеют смысл только при сопровождении их тактильными приемами - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой затейливой песенкой, способствует физическому развитию ребенка. Но без построения технологической схемы данных навыков, могущих быть использоваными в профессиональной деятельности студентами, передача подобной методики достаточно затруднена, т.к. она может быть передана лишь небольшому кругу лиц. Предлагаемая нами классификация жестов относится к жанрам детского фольклора и является, несомненно, достаточно условной. Но в то же время она позволяет студентам овладеть определенными навыками при работе с детьми.
По степени воздействия в языке жестов можно выделить следующие группы:
- успокаивающие - поглаживание по голове, похлопывание по плечу, прижатие указательного пальца к губам;
- одобряющие - хлопки в ладоши, кивание головой, поднятые вверх руки;
- поддерживающие - вытянутые вперед руки, когда ребенок пытается выполнить определенные действия (например, ходьба по бревну, прыжок), сжатые кулаки, поглаживание ладоней ребенка;
- активизирующие - поглаживание тела (легкий массаж), подскоки (на коленях при чтении сказочки в стихах), разведение рук в сторону ("ш-ш-ш-полетели").
Все эти группы жестов сопоставимы со средствами воспитания в этнопедагогике: пестушками, потешками, маленькими сказочками в стихах, игровыми припевками и т.д. Таким образом, мы видим, что обучение методике рассказывания дополняется языком жестов, которые студенты усваивают в процессе практической деятельности.
В современных условиях данный вид антропотехники сохранился в качестве одного из основных антропотехнических подходов лишь в немногих областях профессиональной деятельности и подготовки профессионалов, например, в искусстве. Этнопедагогика, являясь предметом науки, располагается тем не менее в сфере искусства. Именно поэтому научение в деятельности оптимально вписывается в целостную систему подготовки специалистов в рамках этнопедагогического подхода.
Вторая антропотехника - учение. Учение есть процесс предварительного освоения предметной информации, составляющей технологическую схему. Особенность учения, как отмечал еще К.Д. Ушинский, состоит в том, что в процессе учения передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт. Предметом этнопедагогики является народная педагогика как совокупность педагогического воспитательного опыта. Этнопедагогический подход позволяет провести сравнительные исследования народной педагогики разных народов и составить определенную схему общих теоретических положений по разным разделам воспитания. В современной системе образования знания могут носить случайный, несистемный характер. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и устранение противоречивости - дело и забота самого студента. Студент не усваивает готовые представления и понятия , картину мира, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий выстраивает свое представление о мире. Учение - это обучение способам поиска информации, ее обработки с целью получения новых знаний, новой информации в соответствии с возникающими потребностями. Традиционные формы обучения основываются на передаче студентам различного рода предметной информации, необходимой для последующего построения профессиональной деятельности. В.С. Дудченко и В.Н. Макаревич оценивают КПД традиционного лекционного способа обучения в 5%. Создание нового подхода в применении данной антропотехники является одной из задач этнопедагогического подхода.
Методологическим основанием данного подхода можно считать работы П.Я. Гальперина по теории поэтапного формирования умственных действий. Суть данной концепции как особой системы состоит в обучении определенному деятельностному навыку, относящемуся к интеллектуальной, перцептивной или физической сфере, осуществляющей передачу и включение в состав формирующегося навыка у студентов всех его содержательно-информационных компонентов, которые могли быть реализованы студентами в условиях реальной профессиональной деятельности.
В рамках курса "этнопедагогика" рассматриваются проблемы способов воспитания. У каждого народа существуют свои методы воспитания детей. Студенты должны оперировать методами этнопедагогики не по их разнообразию, а по силе воздействия на ребенка. Один и тот же метод может оказывать либо моральное воздействие, либо эмоциональное, либо словесное. Педагог сам решает, в какой ситуации подчеркнуть определенное воздействие каждого метода. Один из таких методических приемов, как "клятва", может оказывать на ребенка моральное воздействие, если мы пытаемся с помощью "клятвы" убедить ребенка держать слово, или эмоциональное воздействие, если "клятва" используется как игровой прием для оживления сюжета игры.
Процесс планомерного формирования умственных действий, предложенных П.Я. Гальпериным, выглядит следующим образом:
I этап - складывание отношения субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к материалу, намеченному для усвоения.
II этап - составление системы ориентиров, учет которых необходим для осуществления действия.
III этап - структурирование действия в материальной форме с опорой на внешние образцы действия.
IV этап - исполнение действия с опорой на "громкую речь", т.е. содержание ориентировочной схемы отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.
V этап - конструирование действия во внешней речи "про себя", на котором происходит исчезновение внешней звуковой стороны речи.
VI этап - фиксирование действия во внутренней речи, когда речевой процесс "уходит" из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия.
На каждом этапе действие выполняется в полной мере, постепенно свертываясь, сокращаясь. У студентов остаются знания, представляющие собой "туго скрученную спираль", готовую в любой момент развернуться, выпрямиться в зависимости от обстоятельств, потребностей, ситуации.
Раскрытие закономерностей трансформации внешней схемы действия во внутренний план позволяет преподавателю контролировать процесс усвоения материала при прохождении указанных этапов. Работа данной системы достигается за счет независимости процесса обучения от всякого рода случайных обстоятельств, связанных с особенностями индивидуального мышления, профессионального опыта студентов, а также за счет устранения всякого рода случайных воздействий в самом процессе обучения.
В этом заключается основное качество системы планомерного формирования умственных действий, позволяющее повысить эффективность процесса обучения, т.к. проблема способностей студентов переносится в область проблем организации и методологического обеспечения процесса обучения. Концепция планомерного формирования умственных действий обращена к проблеме усвоения действий и навыков, т.е. технологической стороне процессуальной составляющей профессиональной деятельности. Данная антропотехника не ориентирована на создание условий для воспроизведения событийного компонента профессионального мастерства, что связано с низкой эффективностью формирования профессионально важных личностных качеств у студентов.
Характерные для этой антропотехники недостатки могут быть преодолены за счет активных методов обучения, к которым относится игра.
Третья антропотехника - игра. Игра, по мнению А.П. Ситникова, относится к особому виду антропотехник. Она представляет собой овладение различными компонентами профессионального мастерства в ситуации, содержащей элементы условности.
В процессе игры студенты овладевают искусством видеть мир глазами другого человека, принимать его позицию, эксплирировать победы над собственными недостатками.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, М.М. Бахтина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий проявляются в игровой деятельности. В игре своеобразными способами осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и др. Выделяются следующие этапы игры:
I этап - игровые действия носят развернутый характер и требуют материальной опоры (условное игровое пространство и время, игровые роли, атрибуты).
II этап - игровые действия сокращаются и обобщаются путем вербализации.
III этап - игровые действия совершаются частично или полностью в умственном плане, в воображении.
IV этап - игра полностью переносится в умственный план, появляется идеальная игра воображения.
А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знание. Игровое воображение создает у студентов план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Главной отличительной чертой игровых методик обучения в подготовке педагогических кадров является протекание обучения в определенной условной ситуации, неосознанности настоящих целей деятельности.
Антропотехника игры представляет большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к деятельности, протекающей в условиях яркой эмоциональной окрашенности социально-психологической комфортности обучения. Игра -специфический путь получения знания, возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся.
Трудность использования антропотехники игры заключается в переносе сформированных в процессе игры профессиональных навыков в реальные ситуации. Переориентация сознания студентов с учебно-условного поля деятельности игровой ситуации на реальную профессиональную практику возможна при условии использования синтетической антропотехники.
Четвертая антропотехника - обучающие игры, тренинги. Данный вид антропотехники предусматривает организацию процесса обучения внутри воспроизводимого контекста профессиональной деятельности. Антропотехника контекстного обучения включает следующие компоненты: деловые игры, комплексные игры, обучающие игры (социально-психологические тренинги). В реальной учебной практике отрабатываются все данные компоненты. В первую очередь, это деловые игры открытого (инновационные) и закрытого (имитационного) типа.
Имитационные игры обучают принятию решения в условиях заданной ситуации (конфликт во время игровой деятельности, трудовой деятельности, при работе с родителями). Четко распределяются роли (мама, воспитатель, заведующая детским садом), строго определены возрастные и временные рамки (начало года, конец года, новенькие в группе). Правильные решения просчитываются заранее, выносятся на отдельные карточки. Существенным элементом игры является анализ участниками принятых решений и уяснения их последствий.
Инновационные игры нацелены на выработку новых оптимальных методов решения для нестандартных ситуаций. В ходе игры участники имеют возможность переопределения своей роли в решении поставленной задачи. В рамках этнопедагогики рассматривается принятие решения по проблемным ситуациям с учетом традиционной местной культуры, с учетом системного, ситуационного, группового подходов. Применение данных подходов позволяет формировать в процессе внутригрупповой деятельности коммуникационную составляющую профессионального мастерства.
Особое место в подготовке специалистов отводится обучающим играм (тренингам), сочетающим в себе учебную и игровую деятельность. Данная антропотехника позволяет моделировать в учебной программе тот аспект деятельности, который наиболее актуален для обучения студентов профессиональным навыкам.
Выделение этнопедагогики в ряду профессиональных дисциплин, формирующих профессиональные умения и навыки, означает новый тип взаимодействия фундаментальных и прикладных отраслей педагогики. Эмпирической области, традиционно подведомственной педагогике, придает новый импульс этнопедагогика как методология становления профессионала, смысловым стержнем которой выступает акмеологический подход, включающий в себя рассмотренные нами антропотехники.
Библиографический список:
1. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. © 1.
2. Ситников А.П. Акмеологический тренинг. М., 1996.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования. 1997. © 2.
Содержание