Черниченко
Светлана
Михайловна
- старший преподаватель кафедры социально-педагогической технологии БГПУ, заместитель директора Алтайского краевого педагогического лицея.
Р”РАГНОСТРРљРђ РљРђРљ КОМПОНЕНТ
Р’РћРЎРџРТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Р’ РЎРСТЕМЕ Р›РЦЕЯ
Алтайский краевой педагогический лицей - этап довузовской подготовки высококвалифицированных педагогических кадров.
Он был открыт в краевом центре в 1991 году по инициативе двух преподавателей БГПУ, кандидатов наук, математика и историка, Былкова Владимира Станиславовича и Демина Михаила Александровича, ныне директора и научного руководителя лицея.
Сегодня наши первые выпускники закончили БГПУ, но по-прежнему они - частые гости в родных лицейских стенах, так как лицейский дух, лицейское братство не просто помогли адаптироваться к вузу и успешно его закончить, но стали важной вехой в поисках смысла жизни и будущей профессии.
Лицей по праву можно назвать сельским в городе. 64% лицеистов - жители алтайских глубинок. Лишь 65 лицеистов обучалось в год его открытия, а сегодня здесь свыше 200 учащихся. Показательным является то, что именно сельские учителя стремятся дать детям лицейское образование, чтобы повысить шансы поступления в педагогический университет, который заканчивали сами. Анализируя возможности сельской школы и личностного потенциала ребенка, заглядывая в его недалекое будущее, родители доверяют самое дорогое - своих детей - вузовским преподавателям, у которых учились раньше сами.
"Лицей - это лишь станция,
Станция поезда жизни...", - так скажет Рѕ лицее его выпускница, ныне студентка 4 РєСѓСЂСЃР° филологического факультета Колмакова РСЂРёРЅР°. Р, действительно, лишь РґРІР° РіРѕРґР° пребывают учащиеся РІ лицее РЅР° полном пансионе, РЅРѕ сколько событий Рё встреч РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ этом коротком промежутке времени!
Вырастая физически, умственно, духовно, наши лицеисты не просто овладевают знаниями, но и осознанно готовятся к будущей профессии педагога, ориентируясь на конкретный факультет БГПУ.
Педагогический лицей с годами стал местом внедрения передового опыта педагогической практики. В управлении лицеем и преподавательском корпусе 4 доктора наук, профессора, 36 кандидатов наук, доценты, старшие преподаватели БГПУ, АГМУ.
В лицее отдается приоритет гуманистическим принципам обучения и духовно-нравственному развитию личности. Программы и методики призваны помочь раскрытию творческих начал личности ребенка. Диалогичность понимается как основной принцип педагогического взаимодействия, как способ создания атмосферы духовной общности. Не случайно сами лицеисты называют свое заведение "островком добра и мира".
Трудно сегодня определить, что главное в лицее - обучение или воспитание, но главное, что определил для себя педагогический коллектив - умещается в короткой фразе, так удачно сформулированной психологом В.П. Зинченко: "Образование без души опустошает душу!"
Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ образовательной концепции лицея положены идеи современных педагогов-гумманистов: РЁ.Рђ. Амонашвили, Р®.Рџ. Азарова, Р”.Рђ. Белухина, Рћ.РЎ. Газмана, Р.Рџ. Рванова, Р’.Рђ. Караковского, Р›.Р. РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№, Рќ.Р•. Щурковой, Р•.Рђ. РЇРјР±СѓСЂРіР°. Воспитательный процесс строится РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ анализа региональной ситуации Рё понимания того, что наше образовательное учреждение РЅРµ является типовым, Р° представляет СЃРѕР±РѕР№ РЅРѕРІРѕРµ образовательно-воспитательное учреждение РґРѕРІСѓР·РѕРІСЃРєРѕР№ подготовки будущего студента педвуза. РЇСЂРєРѕ выраженная культурологическая Рё профессиональная направленность, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, облегчает воспитательные задачи - учащиеся знают, РєСѓРґР° Рё зачем пришли учиться, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - создает дополнительные проблемы, связанные СЃ пансионным типом проживания, новыми реалиями жизни.
Лицеисты попадают в новую воспитательную и предметно-вещную среду из разнообразных социокультурных пространств: из отдаленных алтайских сёл, из поселков и районных центров, из городов края.
В лицее изменяются ритм жизни и формы ее организации, вводится более четкий распорядок дня. Родительский контроль приобретает иные формы, повышается уровень самостоятельности и личной ответственности старшего подростка: не только за полученные отметки, но и за соблюдение норм поведения в условиях общежития, за выбор той или иной стратегии собственного поведения.
С первого сентября у сельских ребят появляется масса новых впечатлений от городской жизни, университета, разнообразия учебных предметов, общения с вузовскими преподавателями. На всех этапах жизнедеятельности состояние социально-психологического климата является важным показателем адаптации учащихся.
Наши наблюдения показывают, что основная часть лицеистов довольно быстро привыкает Рє новым условиям обучения Рё проживания. Воспитатели же приспосабливаются Рє учащимся - РёС… привычкам, ценностям, личностным особенностям. Рзбегая нивелировки, педагогический коллектив кропотливо решает проблему психологической адаптации учащихся, СѓС…РѕРґСЏ РѕС‚ авторитарной педагогики Рє педагогике совместного "проживания" Рё сотрудничества. Забота Рѕ душевном равновесии ребенка, реализация организационно-коммуникативной Рё психотерапевтической функции классными руководителями ставится РІРѕ главу всего воспитательного процесса, так как новая лицейская семья вызывает гамму разнообразных чувств.
Включение в другую систему отношений, в иные воспитательные ситуации, по данным наших исследований, приводит к новому мироощущению, где "дом", "семья" на расстоянии романтизируются и вызывают с ностальгические ощущения. Тепло дома, родительская забота по-прежнему необходимы ребятам, но экономическая ситуация не позволяет родителям часто приезжать в город. Лицей, в определенной степени, компенсирует "тепло домашнего очага": из столовой по-домашнему пахнет булочками и пирогами, а в День рождения именинника обязательно поздравят. Но семейные проблемы продолжают волновать ребят, они часто испытывают чувство одиночества и собственной несостоятельности, поэтому педагогическая и психологическая поддержка становится основным смыслом деятельности воспитателей лицея и его психологической службы.
Самым сложным для воспитателей явилось - терпеливое общение РІ быту, включение ребят РІ РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ деятельность РїРѕ осмыслению представлений РѕР± Рстине, Добре Рё Красоте, Рѕ том, что такое хорошо, что такое плохо.
Заглядывая в историческое "коротенькое" прошлое лицея, вспоминаешь, как складывались воспитательные стратегии, как вырабатывалась собственная педагогическая система, приобретался опыт. Следует заметить, что принцип "делай, как я" действовал слабо, коллективные связи, общественное мнение на первых порах почти отсутствовали, ставка на "землячество" при организации жизнедеятельности, к сожалению, провалилась...
Повышенная психологическая мобилизация, чувство тревожности, незащищенности часто приводили Рє конфликтным ситуациям РІ комнатах, Рє демонстративному поведению или "СѓС…РѕРґСѓ РІ себя". Проблема замкнутого социума-"колпака", которым РјС‹ РЅР° первых порах стремились отгородить сельских детей РѕС‚ проблем РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ жизни, РѕС‚ соблазнов Рё ошибок, РІСЃРєРѕСЂРµ стала проявляться РІ своем негативе. Своевременный анализ ситуации вывел нас РЅР° необходимость расширения рамок социума, что позволило открыть дополнительные кружки РїРѕ интересам, организовать частые выходы Р·Р° пределы лицея. Помогало Рё введение таких предметов, как "Ритмика", "Музыка", "Рзобразительное искусство", которые стали выполнять РЅРµ столько познавательную, сколько коммуникативную Рё психотерапевтическую роль.
Так складывался алгоритм педагогического воздействия и взаимодействия: разносторонняя диагностика и выявление проблемы ее коллективный анализ поиски нескольких вариантов ее решения, средств, методов, форм выбор оптимального результата последующий анализ.
Для того, чтобы личность старшеклассника развивалась, а индивидуальность проявлялась, на наш взгляд, необходимы специальные усилия, направленные с одной стороны, на создание условий, способствующих развитию, а с другой, условий, устраняющих препятствия процесса развития.
Всестороннее изучение личности, психолого-педагогическая диагностика, проводимая в лицее, помогает ответить на конкретные вопросы, выявить причинно-следственные связи какой-либо проблемы, "понимать движения детского сердца" (В. Сухомлинский).
Разнообразные исследовательские методики, проводимые в системе, играют регулятивную роль, так как полученные результаты обсуждаются классными руководителями, используются для последующей работы с ребятами, родителями, педагогами.
Вот темы некоторых диагностических срезов:
Ценностные ориентации учащихся.
Социальные роли лицеистов.
Уровень сплоченности коллектива.
Уровень конфликтности класса.
Проективное тестирование будущего.
Ранжирование качеств личности.
Состояние психологического климата.
Диагностика воспитанности лицеистов.
Не сравнивая лицеистов друг с другом, мы отслеживаем динамику отдельных показателей, принимаем их как данность, не стремясь к "переформированию", проводим индивидуальное коррегирование.
Вот уже четыре года эти исследования помогают проводить студенты исторического факультета БГПУ, которые проходят в лицее психолого-педагогический практикум на 3-ем курсе и педагогическую практику на 4-ом, 5-ом. За короткий период практики с помощью разнообразных исследовательских методик студенты быстро погружаются в атмосферу лицея, делают свои педагогические "открытия", делятся ими с лицеистами, классными руководителями, включая материалы в курсовые и дипломные работы.
По традиции ежегодно мы спрашиваем лицеистов: "Что для Вас лицей ?"
Вот что отвечают лицеисты:
"Место, где я получаю знания, где находятся мои друзья, где я провожу большую часть времени".
"... прекрасный дом всех выгнанных из дома бедных детей, которым некуда идти...".
"... последняя ступень школы и граница с университетом, коллектив отличных преподавателей".
"Дорога в будущее, уверенность в завтрашнем дне".
"... это проверка своих знаний, возможность общаться с интересными людьми и культурно развиваться, это замечательная база для поступления в университет".
"..."школа жизни", новые впечатления, эмоции, люди...".
"Встречи и общение с друзьями".
"Лицеи для меня - это иногда очень весело, здорово и хорошо, но иногда что-то серое, безжизненное..."
"... коридор, куда только весной попадает луч света, луч знаний же светит всегда".
"..."желтый дом", но даже в нём я нахожу, что меня волнует и тревожит".
"... огромное замкнутое пространство с множеством разнообразных интересных вещей".
"... это вроде бы второй дом. Я бы не сомневалась в этом, если бы не лезли в мою личную жизнь, ведь я не нарушаю правила. А вообще я люблю лицей. Он для меня всё".
"... лишь ступень в вуз...".
"Первая ошибка в моей жизни".
Ряд лицеистов, поддавшись эмоциональному порыву, написали мини-сочинения:
"Лицей для меня - это, прежде всего, новый период в моей жизни. Лицей косвенно "толкнул" меня на достижение многих вещей. За этот период я по-новому взглянул на некоторые вещи. Лицей для меня также - средство для поступления в педагогический университет, а также - лучшее среднее учебное заведение из всех мне известных".
"Лицей для меня - это вспомогательная нить, чтобы поступить в педагогический университет. Здесь дают знания намного лучше, чем я смогла бы получить в школе. Вообще, лицей для меня - второй дом, здесь я нашла много новых хороших друзей. Благодаря лицею я поняла, что для меня стать учителем было не просто развлечением, а целью жизни. Я поняла, что это для меня. Я благодарна всем воспитателям, которые помогли это узнать".
Вряд ли нужны комментарии к откровениям лицеистов. Разброс мнений очень высок, но доминирует положительная мотивация, устойчиво-доброе отношение к лицею как "островку добра и мира", на гербе которого руками лицеистов начертаны слова Б.Л. Пастернака: "Жить, Думать, Чувствовать, Любить, Свершать открытия!"
Содержание