Рогова

Антонина

Викторовна

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ЗабГПУ. Опубликовано около 40 статей. Занимается исследованием вопросов истории отечественной педагогики, саморазвития личности, а также проблем непрерывного профессионального образования.

Интеграция системы

педобразования в

Читинской области

как потребность времени

в создании единой

образовательной среды

Специфика современного этапа развития педагогического образования обусловлена характерными чертами переходной эпохи и социально-экономическими и культурными условиями нашей страны.

Изменяются ориентации человечества, выявляются новые жизненные смыслы и ценности, что оказывает значительное воздействие на становление новой философии образования. Развитие личности, ее образование приобретают статус ведущих ценностей, условием для освоения которых является создание системы непрерывного образования. Футурологи предсказывают, что в мире будущего это станет жизнеопределяющим фактором, благодаря чему возникнет такая социокультурная среда, которая будет выполнять мотивирующую функцию, станет источником постоянного духовного обогащения и полем для самопознания, самоопределения, саморазвития, самореализации и самоактуализации личности.

Опережающей по отношению к общей должна стать система непрерывного педобразования. Именно ее ученые рассматривают как инструмент происходящих преобразований в обществе, результат и показатель его развития и, в известной степени, как императив выживания общества.

В условиях сложнейшего состояния страны осуществляется реформирование и развитие системы непрерывного педагогического образования. Целью является создание более гибкого, мобильного, динамичного и экономичного механизма, который позволил бы быстрее адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, оптимально реагировать на потребности рынка и времени. Интеграция образовательно-профессиональных программ, устранение дублирования на разных ступенях обучения делает эту систему с точки зрения материальных затрат, получения возможностей концентрирования финансовых средств более выгодной для государства.

С позиции личностного развития также возникают более благоприятные предпосылки: создание системы непрерывного педобразования в условиях нестабильного общества гарантирует получение образования с учетом возможностей личности, её психологической и практической готовности к тем или иным видам деятельности, её состояния здоровья, семейного и материального положения. Данный подход обеспечивает ту жизненную перспективу - "завтрашнюю радость", без которой

немыслима оптимистическая жизнь человека. Система открывает возможности для непрерывного личностного и профессионального роста будущего специалиста. Единое научно-педагогическое пространство становится средством улучшения качества самого образования, благодаря реализации принципа преемственности и диалога различных уровней образования.

Формирование системы непрерывного педагогического образования предполагает интеграцию различных образовательных и профессиональных учреждений. Эффективность её функционирования достигается в данном случае за счет координации и взаимной увязки учебных планов и программ, что позволит повысить уровень фундаментальной, общекультурной, гуманитарной и социально-экономической подготовки. Создаются также условия для оптимального использования кадрового потенциала и учебно-материальной базы учебных заведений. Кроме этого, появляется больше возможностей для индивидуализации процесса обучения, обеспечения свободы выбора, определения индивидуальной траектории образования.

Все высказанные выше положения были учтены при создании системы непрерывного педагогического образования в Читинской области, инициатором и организатором которой выступил Читинский государственный педагогический институт (ныне Забайкальский государственный педуниверситет имени Н.Г. Чернышевского.

Вузом в течение двадцати лет был накоплен ценный опыт работы с педагогическими классами в области. Этап допрофессиональной подготовки имел хорошее содержательное и организационное обеспечение. Были разработаны программно-методические пособия, мероприятия для повышения квалификации руководителей педклассов, серия совместных семинаров, методика аттестации педклассов и внеконкурсного зачисления выпускников, мониторинг их дальнейшего обучения. Координация деятельности осуществлялась совместно с органами образования. Анализ учебы выпускников педклассов в вузе показывал высокую степень их мотивации на профессию учителя, стабильно качественный уровень знаний, а впоследствии - достаточную закрепляемость в школах области.

Принципиально новым шагом в развитии непрерывного педагогического образования явился переход института в 1994 году на многоуровневую систему обучения, а затем перевод его в статус педуниверситета. Результатом этих преобразований стало создание учебно-научно-методического комплекса (УНМК) "школа - педучилище (колледж) - вуз".

Начальная ступень комплекса в настоящее время представлена 36 педклассами и 6 лицеями и лицейскими классами (это многопрофильный лицей при педуниверситете, Красночикойский агротехнический лицей, лицейские классы г. Первомайска Шилкинского района, школы © 7 г. Краснокаменска и школ © 38 и 50 г. Читы). Значение лицейских классов, недавно вошедших в подструктуру вуза, заключается в том, что в итоге удается отобрать для обучения наиболее одаренных учащихся.

В состав УНМК входят 5 средних специальных учебных заведений: Агинский и Балейский педколледжи, Петровск-Забайкальское, Сретенское и Читинское педучилища. Сотрудничество с ними осуществляется на основе учредительного договора и Устава, итоги и проблемы взаимодействия ежегодно анализируются на заседаниях Ученого Совета университета и Совета комплекса. Сотрудничество ведется в области учебной, научной, учебно-методической и организационно-методической работы.

С целью качественного обучения студентов созданы единые сквозные учебные планы и программы, адаптированные к условиям педагогических училищ (колледжей). Преподаватели вуза проводят учебные занятия, читают курсы и спецкурсы, оказывают помощь в разработке содержания экзаменов, руководстве курсовыми и дипломными работами студентов, в овладении современными педагогическими технологиями. Так, например, при содействии кафедры русского языка были откорректированы учебные программы по указанной дисциплине, читаются 3 элективных курса "Лингвистическое краеведение", "Исторический комментарий фактов русского языка", "Лингвистический анализ текстов, изучаемых в школе". Преподаватели кафедры систематически оказывают методическую помощь, проводят открытые занятия и консультации для преподавателей педучилищ (колледжей), анализируют и рецензируют авторские программы, помогают педагогам средних специальных учебных заведений в подготовке докладов преподавателей и студентов к различным научно-практическим конференциям и др. Подобную работу проводят преподаватели и других факультетов.

Взаимная научная деятельность осуществляется посредством руководства опытно-экспериментальной работой Сретенского педагогического училища, научно-методической работой Агинского и Балейского педколледжей, Читинского педучилища.

Заключены договоры о сотрудничестве кафедр педагогики, психологии, педагогики и методики начального обучения, русского языка с рядом кафедр педучилищ и колледжей. Уже стало традицией участие преподавателей педучилищ и колледжей в научных сессиях вуза. Лишь в этом году на научно-практических конференциях "Традиции и инновации в образовании: гуманитаризация образования", "Забайкальские говоры в синхронном и диахронном аспектах" выступило с докладами свыше 30 преподавателей.

По итогам проводимых конференций выпускаются совместные сборники научных публикаций. Подобная работа с преподавателями средних специальных учебных заведений дает свои плоды в повышении их научно-теоретического уровня, вуз предоставляет возможность сдачи кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку.

При университете открыты курсы повышения квалификации, что также дает возможность улучшения образовательно-профессионального уровня специалистов педучилищ и колледжей. Практикуется прохождение стажировок при кафедрах и факультетах высшего учебного заведения.

Вуз и педучилища (колледжи) обмениваются опытом организации педпрактик, студенты университета, особенно обучающиеся на педфаке, проходят педагогическую практику в педучилищах и колледжах. В системе среднего педобразования активно используются учебно-методические пособия, написанные преподавателями вуза. Преподаватели и студенты педучилищ и колледжей имеют возможность пользоваться фондами библиотеки университета.

Многоуровневая система педуниверситета позволяет принимать выпускников средних специальных учебных заведений, если они занимались по сопряженным с университетом учебным планам, на второй уровень обучения, что сокращает сроки учебы в высшей школе и выгодно как для студентов, так и для государства, поскольку позволяет сэкономить средства на образование. Эта работа была бы более эффективной, если бы существовала законодательная и нормативно-документальная база, регламентирующая деятельность комплекса в данном направлении. В настоящее время по этой схеме работают педагогический, филологический факультеты и факультет физической культуры. Полученный опыт свидетельствует о необходимости его развития и совершенствования.

Современный этап развития Забайкальского педуниверситета характеризуется переходом к более глубокому уровню интеграции с образовательными учреждениями: созданию филиалов университета. К настоящему моменту создан филиал в Агинском педагогическом колледже. Реализация планов в этом направлении позволит достичь большей целостности учебного процесса в системе педобразования на основе преемственности учебных планов и образовательно-профессиональных программ, создаст предпосылки для более оптимального личностно-профессионального становления будущих специалистов за счет усиления индивидуализации процесса обучения.

Интеграция различных уровней педобразования есть фактически восстановление и дальнейшее развитие традиций Российской системы образования. Еще Уставом учебных заведений, подведомственных университетам (1804г.) закладывались основы системы непрерывного образования. Согласно Уставу во главе учебных округов должны были стоять университеты - "маяки, разливающие свет на долгие пространства", по образному выражению Н.И. Пирогова.

Они должны были выполнять не только учебные функции, но по отношению к нижестоящим учебным заведениям выполнять научно-методическую и отчасти управленческую работу.

Педуниверситет в настоящее время становится центром педобразования, интегрирующим усилия всех звеньев системы непрерывного педагогического образования, что позволит сконцентрировать все научно-образовательно-методические структуры, адаптировать их к складывающимся социально-экономическим условиям, перейти от уровня распределительного управления к организационно-регулирующему.


Содержание