Зенков
Александр
Петрович
- кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, проректор по
социальной работе ЗабГПУ.
Организация воспитательной
работы в ЗАБАЙКАЛЬСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Вопрос воспитания для современных
обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос,
от которого зависит будущее
Э. Ренан
I. Актуальность постановки проблем организации внеучебной воспитательной работы Среди острых проблем учебно-воспитательного процесса в вузе вопросы организации внеучебной воспитательной работы сегодня являются особенно актуальными. Актуальность обусловлена интенсивным влиянием вневузовской среды на студенческую молодежь, размыванием моральных принципов жизни общества, связанных с идеологической и экономической перестройкой общества.
Престиж материального благополучия, богатства, власти денег, стремление к "красивой жизни" по западным образцам, провозглашенных этой перестройкой и ставших сегодня основными жизненными ориентирами для части молодежи, во многом перечеркнули прежние идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести, справедливости. Все это приводит к проявлениям в молодежной среде крайнего эгоизма, стяжательства, взяточничества, связям с организованной преступностью. Надо сказать честно: о нравственности никто давно и не хлопочет, даже не лицемерит на эту тему, само слово перешло в разряд редких и малоупотребляемых. Девиз времени очевиден: "Обогащайтесь!" "Наслаждайтесь!" Ничего другого не предлагают молча и открыто ворующее государство, предмет боязливых восторгов - "новые русские", говорливые и пустоголовые телеведущие - эти единственные учителя миллионов людей.
Свою роль в разрушении традиционных норм нравственности сыграла и пропаганда западного полупорнографического искусства, что привело значительную часть молодежи к сексуальной распущенности, распространенной в ее среде пьянства, наркомании (по официальным данным 20% от числа всего молодого населения страны подвержены этому пороку, этой социальной болезни).
Во-первых, отмеченные обстоятельства, обуславливающие актуальность проблемы организации воспитательной работы в вузе, весьма ощутимы сегодня и в г. Чите, где особенно ослабленной оказывается вневузовская культурная среда, отмечается рост правонарушений среди молодежи и студентов.
Во-вторых, актуальность постановки проблем воспитательной работы в университете обусловлена и самой спецификой студенческой молодежной среды, интеллектуальной элиты молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции. Поэтому формирование положительной мотивации в деятельности именно этой среды является государственно важным для того, чтобы жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (17-22) и этой социальной группе, была не стихийной, не разрушающей, а созидающей.
В-третьих, актуальность проблем воспитательной работы со студентами определяется и объективными обстоятельствами, что напрямую связано со спецификой профессии учителя - созидающей, формирующей новое поколение, а также сначала с самоустранением, а затем уходом комсомольских и партийных органов, занимавшихся многие годы проблемами идеологии и воспитания студентов, и возникновением в этой ситуации необходимости в создании, формировании новой системы воспитания студенческой молодежи, определении ее целей и задач в новых условиях жизни государства, общества и самого вуза, находящегося в состоянии реформирования.
II. Цели и задачи воспитательной работы в ЗабГПУ 1. Цель воспитания всегда определяется объективными потребностями общества. Современная социальная действительность в России отличается существенными изменениями в системе ценностей и идеалов.
Изменившиеся условия жизни ставят перед вузами задачу подготовки молодого специалиста, способного к полнокровной созидательной деятельности в социальном обществе, адаптации в нем. Поэтому главной целью воспитательной работы в вузе должно стать формирование отношения личности к избранной профессии, включая не только отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, но и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, созидающему общечеловеческие ценности, и собственно личности студента как субъекта педагогической деятельности. Девизом должно стать следующее: "От поступления в вуз до получения диплома пять лет. Это счастливые и незабываемые годы. Береги каждую минуту общения с преподавателем, овладевай таинствами современной науки, развивай лучшие качества своей души. И ты обязательно станешь специалистом и Человеком XXI века и будущей Великой России".
Молодой специалист XXI века - это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно и профессионально подготовленный к работе по избранной специальности. Он знает себе цену на рынке труда, способен, если требуют обстоятельства, свободно менять специализацию в рамках определенного в вузе направления. Он психологически подготовлен строить межличностные отношения, уважать мнения других, быть толерантным, способным находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций. Его главный капитал - высокоразвитое чувство ответственности перед обществом, семьей, коллективом и , конечно же, перед самими собой, ибо объективная самооценка собственных личностных качеств - категория жизнестроительная.
Есть ли в перечисленных качествах что-то неисполнимое, чего в вузе нельзя приобрести? Думается, что нет.
Воспитание студентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является его разделение на следующие направления: воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время - в связи с объективным существованием двух форм вузовской деятельности: собственно образовательной и социальной в широком смысле. Каждому из этих направлений свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание.
Наиболее распространенные и эффективные модели воспитания выделяют три группы свойств и качеств - общечеловеческие, гражданские, профессиональные.
Модель воспитания студентов в педагогическом вузе должна отличаться от модели воспитательной работы в другом вузе прежде всего сбалансированностью формирования у студентов профессиональных (специфических) ценностей и всеобщих (неспецифических, общекультурных). При этом необходимо учитывать тот факт, что подготовка в вузе будущего учителя отличается от подготовки специалистов других профилей, что на первое место по важности здесь с комплексом профессиональных знаний выходит комплекс профессиональных умений и навыков, профессиональных качеств личности - коммуникативных, организационных, рефлекторно-аналитических и др., а также уровень развития общей культуры личности будущего педагога.
При этом следует иметь в виду, что самого себя воспитывать очень сложно. Поэтому на формирование и закрепление всех этих навыков и умений, развитие представлений студентов о подлинных культурных ценностях и должен быть направлен весь процесс внеучебной воспитательной работы в педвузе.
2. Целью внеучебного воспитательного процесса в вузе определяются и его конкретные задачи, решение которых необходимо для достижения цели.
Первой задачей внеучебной воспитательной работы в новых условиях деятельности университета становится всемерное укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе университета, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности вуза и выбранной профессии, престижности высшего образования, развитие творческих начал личности.
Однако вместе с укреплением традиций для достижения эффекта в процессе воспитания студентов в вузе необходима и творческая разработка новых форм и приемов внеучебной воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов; необходим педагогический инновационный поиск.
Этот поиск, разработка новых форм, приемов и методов воспитательной работы становится второй конкретной задачей внеучебного воспитательного процесса в вузе.
При этом поиск новых форм, как и развитие, отбор и укрепление старых традиционных могут быть успешными лишь при серьезной постановке и решении третьей задачи, целью которой является непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, осмысление свойств интересов личности, определение ее базовой культуры, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции студента.
С другой стороны, заявленное выше отношение к внеучебной досуговой деятельности студента как к фактору, обладающему огромными воспитательными возможностями, не праздному времяпрепровождению, а значимому общественному акту развития, реализации личностного потенциала студента с неизбежностью требует изучения другой, "формальной", но очень важной стороны проблемы - наличия свободного времени студента, анализа структуры учебного процесса для установки причины и характера перегрузки студентов собственно учебной работой, оптимального соотношения учебного и внеучебного времени.
Четвертая задача является частной по отношению к третьей, но обладает спецификой, обусловленной особыми свойствами объекта воспитательного процесса, которым являются студенты-первокурсники. Целенаправленная работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности с использованием своеобразных форм деятельности внеучебной сферы является четвертой основной задачей при реализации внеучебной воспитательной работы в вузе.
Пятая задача непосредственно вытекает из поставленных выше задач всемерного развития студенческого самоуправления воспитательной работой в молодежной среде как формы практической подготовки студента к роли организатора внеклассной и внешкольной работы, а также самореализации личности, так как управление процессом развития личности студента прежде всего предполагает создание условий, помощь в реализации его творческих, организаторских возможностей. Решение этой задачи связано с воссозданием на новой основе хорошо зарекомендовавших себя ранее студсоветов общежитий, спортклуба, студенческих отрядов по типу ССО и создание новых неформальных объединений - актива неформальных лидеров в университете, на факультетах.
Шестая задача - это охрана здоровья обучающихся, ибо здоровье, как и образование, является фундаментом развития общества.
Седьмая задача, в определенной мере, являющаяся условием разрешения всех предыдущих, - это подбор и подготовка кадров для ведения внеучебной воспитательной работы, создание профессиональных структур и органов для организации и управления этой деятельностью в вузе.
Решение этих задач связано с созданием в педагогическом университете особой атмосферы духовности, созданием педагогически воспитывающей среды как важнейшего фактора формирования профессиональной направленности личности студента, формированием и развитием профессиональных навыков будущего учителя, его увлеченности профессией, стремлением к саморазвитию и самоопределению.
III. Модель организации внеучебной воспитательной работы в ЗабГПУ Педагогически воспитывающая среда - понятие сложное и многогранное. Вместе с тем некоторые основные составные части этой среды могут и должны стать важными элементами в создании системы внеучебной воспитательной работы в вузе, основными конструктивными элементами модели ее организации.
Предлагаемая модель организации воспитательный работы, модель создания педагогически воспитывающей среды состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, первым из которых является внеучебная работа кафедр по своим профилям (развивающая кругозор и профессиональные умения и навыки студентов, проведение конкурсов, игр, олимпиад) и обязательная работа преподавателей в качестве кураторов студенческих групп, работа по адаптации первокурсников, выявлению их интересов, творческого потенциала и способностей. Здесь на первый план должны выходить не массовые, а индивидуальные формы работы со студентами во внеучебное время, во многом утраченные в настоящий период или охватывающие ограниченное число студентов. Планирование VI раздела плана индивидуальной работы преподавателя "Работа по профессиональному воспитанию студентов" должна являться обязательной для каждого преподавателя университета.
Если кафедре поручается организация каких-либо важных общевузовских мероприятий, то эта деятельность должна осуществляться на основе договора-заказа между ректоратом и преподавателем вуза. Таковыми могут быть заказы кафедре психологии на создание службы психологической помощи студентам, центра психологического здоровья; уже апробированные мероприятия: Дни славянской культуры и письменности (кафедра литературы, кафедра философии), День здоровья (ФФК), экскурсии в музей Н.Г. Чернышевского (кафедра педагогики), а также создание на кафедрах проблемных научных групп.
Второе звено в этой системе - деятельность деканатов по организации внеучебной воспитательной работы на факультете, формированию органов студенческого самоуправления, проведению "фирменных" факультетских мероприятий, праздников, конкурсов и координационной работы кафедр по адаптации первокурсников, проведению "Недели первокурсника" на факультетах, конкурса "Университет глазами первокурсника", ознакомлению их с историей факультета, университета, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре умственного труда, изучению бюджета времени студентов, устранению перегрузок в учебном расписании.
Руководство всей работой на факультетах осуществляют декан, заместитель декана по воспитательной работе в соответствии с Положением о должностных обязанностях. Особая роль здесь отводится Объединению постоянных творческих коллективов университета, основной задачей которого является развитие профессиональных умений и навыков студентов, практическая подготовка их к ведению работы по организации детского и молодежного досуга в школе и учреждениях дополнительного образования с учетом их интересов и личностного потенциала каждого.
Третье звено предлагаемой модели - работа Совета по воспитательной работе, специально созданной профессиональной структуры для решения задач воспитательной работы со студентами по реализации системы общеуниверситетских мероприятий, формирующих у студентов представление о престижности выбранной профессии, вуза, развитию чувства общности. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов: Посвящение в студенты; День знаний; кросс Первокурсника; День Учителя; Юбилей университета (факультетов); День Здоровья; Вручение дипломов; День российского студенчества (Татьянин день); создание общества, объединяющего выпускников ЗабГПУ разных лет; разработка специальной атрибутики (нагрудного знака, флага, гимна университета и др.).
Четвертым важным звеном в системе воспитательной работы в университете должна стать работа спортклуба при кафедре физического воспитания по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом, разработка системы общеуниверситетских физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда спортивных достижений студентов и преподавателей вуза, здорового образа жизни. Кульминацией спортивной жизни университета является большой спортивный праздник "День Здоровья", в котором участвуют все студенты и сотрудники университета. Клуб работает под руководством его председателя и заведующего кафедрой физвоспитания.
Пятое звено - организация студенческого быта и досуга в общежитиях университета, организация работы студсоветов общежитий и их взаимодействие. Цель этой работы - формирование культуры быта, создание условий безопасности проживающих в общежитии, условий для занятий (рабочие комнаты), организация в общежитиях досуга и быта в специфических условиях и в специфических формах, которым присуща не масштабность и массовость, а некоторая камерность, домашний характер, а также возможность разрешения межличностных конфликтов.
С руководством этой работой могут справиться коменданты общежитий, председатель студенческого профкома и штатный сотрудник милиции, которые должны работать в тесном сотрудничестве.
Шестым звеном в создании педагогически воспитывающей среды, звеном предлагаемой модели воспитательной работы в ЗабГПУ является широкое использование возможностей вневузовской культурной среды, использование культурного потенциала города - привлечение на сцены актовых залов, в аудитории, спортивные залы лучших творческих коллективов, исполнителей, организация художественных выставок; заключение договоров с областным театром, Пушкинской библиотекой, художественным музеем, музеем декабристов, оркестром Штаба округа о сотрудничестве с целью расширения культурного кругозора студентов, формирования у них ценностных ориентаций.
IV. Управление внеучебной воспитательной работой в ЗабГПУ Внедрение предлагаемой модели в практику воспитательной работы в вузе, координация деятельности всех ее звеньев возлагается на Совет по воспитательной работе, созданный при проректоре по воспитательной работе.
Совет по воспитательной работе является основным коллегиальным органом, задачей которого является научный поиск и разработка модели внеучебной воспитательной работы в вузе и ее экспериментальная отработка, разработка стратегии и координации воспитательной работы в подразделениях университета.
В состав Совета по воспитательной работе должны войти представители кафедр педагогики, философии, психологии, физвоспитания, заместители деканов по воспитательной работе, представители библиотеки, коменданты общежитий, председатель студенческого профкома, руководители постоянных творческих коллективов.
На втором этапе, после апробации модели воспитательной работы, встают задачи обеспечения комплексного, текущего планирования внеучебной работы, контроль за реализацией планов, проведение мониторинга интересов, ценностных ориентаций студентов, методическое и практическое обеспечение работы по организации культурно-досуговой деятельности, координация воспитательной работы в университете с отделами по делам молодежи при администрации города и области, организация учебы кураторов I-х курсов, заместителей деканов по воспитательной работе. Для организации этой работы необходимо создать социально-административное подразделение вуза.
Создание профессиональной структуры, занимающейся организацией и координацией внеучебной работы, является одним из главных условий, обеспечивающих ее эффективность.
Другим не менее важным условием работоспособности и жизнеспособности предлагаемой системы воспитательной работы является развитие студенческого самоуправления и активности студентов, организационные формы которого могут быть различными: студсоветы в общежитиях, старостат, творческие объединения по интересам, создаваемые для решения какой-либо конкретной задачи и удовлетворения потребностей студенческой молодежи в самореализации, ССО, спортклуб, студпрофком, СНО, объединение творческих коллективов, КВН, театр "Странник".
Представители профкома и актива неформальных лидеров имеют право на представительство в Совете по воспитательной работе и осуществляют свое участие в решении проблем воспитательной работы среди студентов на основе договора с администрацией.
V. Критерии сформированности педагогически воспитывающей среды:
- Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.
- Массовость участия студентов в различных факультетских и университетских мероприятиях.
- Качество участия, результативность участников конкурсов, соревнований, вечеров, фестивалей.
- Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.
- Уровень их претензий к качеству проведения культурно-массовых мероприятий.
- Стремление реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной педагогической специальности.
- Отсутствие правонарушений среди студентов ЗабГПУ.
- Степень влияния университета на характер молодежной политики в городе.
VI. Этапы внедрения воспитательной внеучебной работы:
- Диагностически-адаптационный (деканы, кафедры психологии и педагогики).
- Этап ориентации и самоопределения студентов.
- Мониторинг результативности воспитательных воздействий и корректировка.
- Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности студента.
- Анализ эффективности внеучебной воспитательно-образовательной работы.
VII. Внеучебный образовательно-воспитательный комплекс ЗабГПУ:
- центр творчества студентов и сотрудников (команда КВН, творческие коллективы и т.д.);
- художественно-эстетический центр;
- библиотека;
- музеи;
- центр здоровья (бассейн, база отдыха, спортивно-оздоровительные секции и группы);
- центр психологической разгрузки и реабилитации;
- центр социально-правовой защиты;
- центр национальных культур.
Гуманитарная среда, педагогически воспитывающая среда университета делает его культурным центром региона, где собираются не только студенты других вузов, но и школьники, и представители различных слоев интеллигенции города и области.
Примечание: В работе по концепции использованы материалы семинара-совещания по воспитательной работе, прошедшего 20 июня 1997 г. в г. Комсомольск-на-Амуре.
Содержание