РАЗРАБОТКА И

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

НЕПРЕРЫВНОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы поставили человека перед проблемой выживания: цивилизация подошла к "рифовому барьеру" (Н.Н. Моисеев), роковой черте, у которой "человечество на перепутье" (М. Месарович, Э. Пестель), оно стоит перед выбором, являющимся безальтернативным: смерть или жизнь природы и самого человека в ней... Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения.

Разработка и реализация системы непрерывного экологического образования - комплексная проблема, включающая в себя многие аспекты. Сегодня актуальна разработка нормативно-правовой базы, создание системы управления образованием как на республиканском, так и региональном уровнях, научное и учебно-методическое обеспечение, подготовка педагогических кадров в области экологических наук, создание широкой сети государственных и общеобразовательных структур и многое другое.

Неравномерное социально-экономическое развитие регионов России в условиях нарождающейся рыночной экономики создает различные условия для разработки и реализации региональных программ.

Социально-экономические условия Читинской области не способствуют реализации комплексного подхода к организации системы непрерывного экологического образования, экономическая ситуация в регионе остается сложной и оценивается как кризисная. Тем не менее за последние годы решен ряд принципиальных вопросов в области организации непрерывного экологического образования.

Прежде всего, необходимо отметить разработку областной программы непрерывного экологического образования (В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, М.И. Качаева, Н.М. Утюжникова), вошедшей составной частью в Концепцию устойчивого развития Читинской области (1996). И хотя ни Концепция устойчивого развития, ни программа экологического образования в области не приняты областной Думой (а соответственно, и не проводится целевое финансирование), разработанные документы способствовали целенаправленной работе по экологическому образованию.

Важным в развитии экологического образования в области было создание в 1994 году лаборатории экологического образования ЗабГПУ и ЧИПКРО как регионального научно-методического центра. Сотрудники лаборатории ищут научные подходы к созданию системы непрерывного экологического образования и внедряют их на практике, работая над исследованиями по темам: "Роль непосредственного общения с природой в воспитании экологической культуры дошкольников", "Реализация регионального и школьного компонентов по экологии как средство воспитания экологической культуры личности школьников", "Сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому образованию как средство развития экологической культуры личности школьников", "Становление экологического сознания и поведения студентов в условиях современного педагогического вуза".

Лаборатория работает над проблемой научно-методического обеспечения системы непрерывного экологического образования. Так, изданы методическое пособие "Экологические игры", учебные пособия "Экология Восточного Забайкалья", "Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья", информационно-методические бюллетени для педагогов области "Будущее начинается сегодня" (30 выпусков) и др. Содержание этих материалов отражает природно-климатические, экологические, демографические, экономические, культурные особенности региона.

Хотя в некоторых педагогических коллективах уже накоплен интересный опыт, но, в целом, в области нет ещё преемственности в содержании и методах между дошкольными учреждениями, начальной и средней школой.

Активизации экологического воспитания дошкольников способствуют курсы для воспитателей детских садов по экологическому образованию, создание развивающей программы для дошкольников, предусматривающей проведение систематических наблюдений природных объектов, создание комплексов "детский сад - школа", как например в г. Краснокаменске или в с. Красный Чикой ("детский сад - школа - агротехнический лицей").

Существенное место в стандарте образования по экологии отведено начальной школе. Учителя начальных классов, работая над проблемой воспитания экологической культуры личности, начали вести преподавание природоведения по программам и учебникам А.А. Плешакова.

Предполагается, что воспитанию экологической культуры школьников будет способствовать реализация в учебно-воспитательных учреждениях государственного компонента по экологии. Ещё не разработан региональный стандарт по экологии, не предложены эффективные пути его реализации. Основу регионального и школьного компонентов по экологии должно составлять изучение реальной экологической обстановки и поиск путей её улучшения, организация практической природосберегающей деятельности.

Во многих школах области изучение экологии идёт по авторским программам. Коллектив лаборатории также работает над созданием региональных программ предмета, спецкурсов и факультативов по экологии. Одной из основных проблем в успешном внедрении экологических программ является реализация их практической направленности, то есть образование через действие. Только тогда воспитывается ответственность, забота о природе и людях, идёт нравственное совершенствование личности.

Очень актуальной является проблема возрождения народных традиций и духовных ценностей. Для сохранения природы и человека в ней с его самобытностью необходимо понимание своих корней и гордость за предыдущие достижения. Богатый опыт в этом направлении накоплен Агинской средней школой © 4 Агинского Бурятского автономного округа, уже четыре года преподавание в школе идет по авторской программе развития с экологическим уклоном на основе этноэкологии и этнопедагогики. Главная цель программы - создать условия для развития личности с экологическим мышлением, высокой ответственностью и культурой, знающей особенности и богатства природы родного края, историю, культуру, традиции, обычаи коренного населения - бурят. Это достигается за счёт изменения содержания обучения на основе интеграции, гуманизации, экологизации, краеведения.

В Красночикойском агротехническом лицее разработана программа, способствующая приобщению к культурному наследию народа, нравственному совершенствованию человека через сохранение уникальной природы, духовной и материальной культуры края. Многие предметы экологизированы, работает "Школа дикой природы", в которой экологическое образование идёт через практическую деятельность в природе. Начиная с детского сада и до выхода из лицея, ведётся предмет "Народоведение", который играет особую роль в воспитании человека. Цель данной авторской программы - развитие ребёнка в процессе приобщения его к миру в единстве четырёх ипостасей: природа, рукотворный мир, я и общество.

Важным в экологическом образовании видится его развитие через созидательную деятельность, объединение усилий общественных и государственных образовательных экологических организаций, привлечение местного населения к изучению экологических проблем родного края и поиску путей их решения. Уже стало традицией проведение областной полевой школы на озере Арахлей, что является важным шагом в создании системы долговременных комплексных исследований природных сред на территории Читинской области силами школьников, студентов и учителей.

В содержании науки экологии, призванной способствовать спасению планеты Земля и человека на ней, заложен большой гуманный потенциал. С целью поиска эффективных путей его реализации лаборатория с 1997 года начала опытно-экспериментальную работу в средней школе © 15 г. Читы по теме "Экологизация воспитания и обучения как действенное средство гуманизации педагогического процесса".

Для воспитания экологической культуры у детей необходимо, чтобы сам педагог осознавал важность экологического образования для развития гуманной личности с ответственным отношением к миру, был профессионально подготовлен, творчески развит. Повышению квалификации педагогов способствовали проведённые совместно с неправительственными экологическими организациями международные и областные семинары и курсы.

Примеров, показывающих, как следует успешно разрешить проблемы экологического образования с учётом региональных особенностей, можно привести много. Банк данных содержит информацию о 150 активных учителях-экологах, в то время как в области насчитывается более 700 школ. И предстоит решить ещё много проблем, чтобы экологическое образование стало действительно приоритетным, способствующим развитию экологической культуры личности, прежде всего молодёжи, и всего населения в целом.

Хотя активизировалась работа школ по введению предмета "Экология" в базовый учебный план, важной является разработка содержания учебного курса экологии для разных вариантов его изучения в школе, отработка моделей углубленного изучения экологических дисциплин. В целом ряде школ проводится коренная переработка программ школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с целью их экологизации. Однако эта работа не носит системного характера в значительной мере из-за отсутствия научно-методического центра, который мог бы не только направлять данную работу, но и оказывать реальную научную и методическую помощь.

Особое внимание уделяется экологическому образованию будущих педагогов в Забайкальском государственном педагогическом университете. В профессиограмме выпускника записано, что от специалиста требуется владение психолого-педагогическими и экологическими знаниями, умениями и навыками, независимо от специализации. Этому способствуют такие курсы, как естествознание, единая картина мира, экология культуры, социальная экология, природа и общество. С 1996 года открыта подготовка по специальности "учитель экологии-биологии", с 1997 - по специальности "учитель экологии-географии". Однако подготовка учителя по экологии поставила круг проблем: необходимость научных кадров, научной литературы, технических средств обучения, поиск новой образовательной парадигмы, обеспечивающей более глубокое и целостное внедрение экологического образования в конкретных социально-экономических условиях. Очевидно, что здесь вырисовывается блок вопросов, на решение которых потребуются десятилетия.

Несмотря на некоторую активизацию работы в учебно-методическом обеспечении системы непрерывного экологического образования, вопросы обеспеченности образовательных учреждений этими материалами остаются в большинстве своем не решёнными. Неудовлетворительно обстоит дело с изданием справочной литературы в области охраны природы Забайкалья, популярной экологической литературы для населения, не говоря уже о полном отсутствии учебных видеоматериалов, компьютерных программ, игровых материалов экологической направленности.

Значительную роль в реализации идеи непрерывного образования начинают играть общественные организации. Благодаря усилиям Забайкальского филиала Русского географического общества, Забайкальского филиала Российской экологической академии, фонда "Байкал", Забайкальского центра по сохранению биоразнообразия и других общественных организаций, объединившихся в общественный экологический центр "Даурия", удалось организовать и провести ряд научно-исследовательских работ, эколого-экономических обоснований, экологических экспертиз. Общественные организации принимают активное участие в проведении научных сессий, круглых столов, научных конференций и областных семинаров по экологическому образованию, регулярно проводимых для педагогов-экологов Читинской области.

В планах общественного экологического центра "Даурия" решение сложных вопросов, имеющих прямое отношение к проблеме организации непрерывного экологического образования. К числу таких вопросов относятся создание при центре экологической библиотеки, создание банка данных по экологическим исследованиям и экологическим проблемам, создание молодежного Интернет-центра и многое другое.

Заслуживает внимания работа по укреплению связей общественных организаций и учебных заведений с международными экологическими центрами. В настоящее время установлены деловые связи с экологами из США, Германии, Франции, Китая. В прошедшем 1997 году с помощью общественных организаций при финансовой поддержке областной администрации в рамках программы Тахо-Байкал удалось провести на озере Арахлей международную экологическую полевую школу для учащихся, студентов и учителей Читинской области и студентов из США и Германии. Программа работы полевой школы включала проведение научно-практической конференции по исследовательской и практической работами по экологии, практикума по мониторингу водной экосистемы, школы социального успеха, выполнения индивидуальных заданий по исследовательской работе. По отзывам участников школы такая форма работы является плодотворной и даёт её участникам богатый материал по организации экологического образования. Летом совместно с Всекитайским фондом защиты детства планируется проведение международной экологической школы для учащихся, студентов и учителей Читинской области и Китая, которая будет проходить как на территории Читинской области, так и на территории Китая. Это позволит отразить как общие глобальные, так и региональные экологические проблемы двух стран и подходы к решению вопросов экологического образования.

Совершенно очевидно, что основы экологического воспитания должны закладываться в раннем детстве, что возможно лишь при соответствующем уровне экологической культуры родителей. На региональном уровне необходима долговременная программа средств массовой информации по экологическому ликбезу населения, оперативной экологической информации и пропаганде опыта решения экологических проблем, в том числе проблем экологического образования.

Специального рассмотрения, отдельного анализа требует состояние экологического воспитания в дошкольных учреждениях. Назрело время обобщить опыт работы отдельных коллективов, опирающихся в основе экологического воспитания на доминантные потребности детей в игре, подражании, погружении детей в игровые ситуации. Богатый опыт по этой теме имеют зарубежные коллеги, чей опыт целесообразно использовать в наших дошкольных учреждениях.

Необходимо радикальное изменение характера подготовки учителей-экологов. На смену технократическому в своей основе образованию должно прийти инновационное практически ориентированное образование, стержнем которого должна стать личностная (гуманитарная) парадигма. Именно тогда может быть воспитан человек, способный к личностно-ориентированной творческой деятельности, умеющий обеспечить решение задач экологического образования.

Поствузовское, экологическое образование в учреждениях дополнительного образования, совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров по экологическим проблемам, освоение эколого-правовых наук, создание системы информационной поддержки экологического образования, организация периодического экологического издания и многие другие вопросы требуют своего решения на региональном уровне. Однако первоочередными задачами необходимо считать принятие областными Думой и Администрацией комплексных программ непрерывного экологического образования, разработку экономического обеспечения экологического образования и организацию региональной системы управления всеобщим непрерывным экологическим образованием населения Читинской области.

В.П. Горлачев,

Е.А. Игумнова

Забайкальский государственный

педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского,

г. Чита


Содержание