Калачев
Геннадий
Анатольевич
- доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент СО АН Высшей школы, проректор по научной работе БГПУ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и валеологии, руководитель Валеологического Центра БГПУ. Одна из сфер научных интересов - проблемы развития валеологии и валеологизации образования. Автор свыше 120 печатных работ.
Муравлев
Владимир
Васильевич
- старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и валеологии БГПУ. Разрабатывает методику психофизиологического мониторинга в начальной школе с позиций охраны здоровья учащихся. Автор около 20 научных публикаций.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ,
УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ И
ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Информационные перегрузки в современной начальной школе - один из факторов, негативно влияющих на здоровье ребенка. При увеличении объема и интенсивности информационных потоков успешность обучения без ущерба для здоровья в значительной степени зависит от уровня развития психофизиологических механизмов, ответственных за переработку информации на невербальном уровне [5, 6]. Психофизиологический резерв здоровья можно определить как зазор между индивидуальными сенсомоторными возможностями центральной нервной системы и информационными требованиями школьных программ. Чем выше уровень "биологического интеллекта" [1], тем больше этот зазор, тем больше шансов у организма ребенка справиться с информационными потоками и сохранить здоровье. И, наоборот, при функционировании психофизиологических механизмов на пределе своих возможностей многократно возрастает риск нарушения здоровья по психосоматическим механизмам. Отсюда вытекает задача поддержания необходимого соответствия между уровнем развития "биологического интеллекта" ребенка и "давлением информационной среды" педагогической системы, в которой он обучается.
В связи с этим актуальной проблемой является оценка уровня развития психофизиологических систем ребенка, ответственных за переработку информации. Особенно важно это при наборе в гимназические классы, отличающиеся повышенными требованиями в информационном плане. Это позволяет оптимальным образом совместить возможности ребенка с требованиями конкретной школьной программы, а также позволяет прогнозировать успешность обучения без ущерба для здоровья.
Организация психофизиологического мониторинга в течение всего периода обучения в начальной школе - один из каналов обратной связи, позволяющий отслеживать развитие сенсомоторных процессов школьников и своевременно диагностировать ситуации информационных перегрузок.
В рамках информационного подхода [3, 4] нами была создана система диагностики уровня развития "биологического интеллекта" и некоторых его составляющих [2] при наборе в первые классы, а также организован психофизиологический мониторинг в начальных классах средних школ © 42, 79 и ДОУ © 156, 160 города Барнаула.
Работа проводилась при помощи специализированной компьютерной установки УПР-4, технические характеристики которой были определены нами в соответствии с задачами исследования. Результаты анализировались по специально разработанным для этой цели компьютерным программам. Схема обследования моделирует функционирование интеллекта на низших, базовых, невербальных уровнях. Временные характеристики сенсомоторных процессов могут служить в качестве показателей информационной работоспособности биологического интеллекта.
В качестве главных, наиболее информативных показателей, были выделены максимально возможный темп работы при заданном уровне ее качества, устойчивость информационной работы при заданном темпе, выносливость как функция сохранения исходного уровня работоспособности в течение длительной монотонной работы по переработке информации.
Одно из направлений психофизиологического мониторинга - наблюдение за изменением потенциала биологического интеллекта в течение учебного дня. По результатам отслеживания динамики сенсомоторных процессов в течение учебного дня строится кривая информационной работоспособности. По характеру этой кривой можно судить о психофизиологических резервах учебной деятельности, утомляемости ученика. Тип кривой достаточно устойчив для каждого ученика, что позволило выделить некоторые типологические основы биологического интеллекта.
Нами выделены несколько характерных типов реагирования биологического интеллекта (ученика) на учебные информационные нагрузки в течение учебного дня.
Основные типы кривых работоспособности в течение учебного дня
Примечание: По вертикальной оси - средняя скорость информационной работы в процентах (по отношению к первому уроку).
У детей с первым типом динамики (около 6% от общего числа) работоспособность возрастает в течение учебного дня до некоторого уровня, а затем остается стабильной, так что на последнем уроке она оказывается не ниже, чем на первом. Ясно, что такой тип динамики работоспособности наиболее благоприятен. Дети с повышенной выносливостью биологического интеллекта всегда будут находиться в лучших условиях, чем остальные учащиеся. Это особенно важно при обучении в гимназических классах с повышенными требованиями к биологическим возможностям учащихся. Можно прогнозировать (и наши прогнозы в этом отношении чаще всего подтверждались) успешность обучения детей с таким типом без риска для их здоровья не только в "обычных", но и в гимназических классах. По нашим данным, более 90% детей с таким типом реагирования механизмов биологического интеллекта на учебные нагрузки не имели серьезных проблем в начальной школе.
Второй тип - работоспособность несколько возрастает на втором уроке, а затем начинает постепенно снижаться, что связано с утомлением ученика в течение учебного дня. К концу последнего урока работоспособность составляет от 70 до 85% по отношению к первому уроку. По нашим данным, такой тип динамики информационной работоспособности встречается наиболее часто (около 62%). При планировании нагрузки и составлении расписания уроков в "обычной" начальной школе педагогам следует, по-видимому, ориентироваться именно на этот тип динамики информационной работоспособности в течение учебного дня.
Для третьего типа (около 10% учащихся) характерна быстрая утомляемость. Это выражается в резком снижении информационной -работоспособности, начиная со второго или третьего уроков. Работоспособность падает к концу занятий в школе до 40-60% от исходного уровня. У некоторых учеников наблюдается феномен "отказа от информационной работы" - они становятся крайне рассеянными, допускают многочисленные ошибки. Их двигательная активность повышается или, наоборот, снижается - они буквально "ложатся на парту". Очевидно, что таким детям не следует рекомендовать обучение в классах с повышенными требованиями к биологическому интеллекту (большие информационные нагрузки). Такие дети всегда будут находиться в невыгодных для их организма условиях по сравнению с одноклассниками. Усвоение учебной программы будет достигаться ими с большим напряжением регуляторных систем, что, несомненно, отразится на их здоровье. Особенно опасны в этом отношении последние уроки и контрольные работы, когда их "слабой" сенсомоторной системе приходится работать в условиях дефицита времени на пределе возможностей. В тех случаях, когда зачисление детей в престижные гимназические классы все-таки проводилось по настоянию родителей, нередко возникали проблемы как с успеваемостью ученика, так и с его здоровьем, что подтвердилось анализом заболеваемости школьников. Мы рекомендуем таким детям обучение в начальной школе по системе "1-4", а также в классах компенсации и классах выравнивания.
Наконец, четвертый тип (около 6% учащихся начальной школы). Работоспособность неустойчивая, может резко меняться от урока к уроку непредсказуемым образом. Чаще всего дети с таким типом реагирования на информационные нагрузки имеют неустойчивую психику, многие из них наблюдаются у психоневролога.
Очевидно, что дети с третьим и четвертым типом динамики биологического интеллекта нуждаются в более бережном, щадящем отношении со стороны учителей. Необходимо регулярное наблюдение за их утомляемостью, своевременное снижение информационной нагрузки. При этом незаменимым становится психофизиологический мониторинг, который оперативно отражает состояние сенсомоторики учащихся "группы риска" (3-4 типы).
Кроме анализа индивидуальных особенностей протекания сенсомоторных процессов, ответственных за переработку информации, на наш взгляд, представляет интерес коэффициент вариации скорости информационной работы в целом по классу. Эта статистическая величина позволяет оценить степень неоднородности развития психофизиологического резерва здоровья. Чем выше коэффициент вариации, тем труднее работать учителю, тем труднее создать одинаково благоприятные условия (для обучения и сохранения при этом здоровья) на уроке для всех - и для самых "сильных" и для самых "слабых" по биологическому интеллекту учеников. И, наоборот, чем ниже коэффициент вариации информационной работоспособности по классу, тем легче работать учителю, тем легче создать благоприятные в информационном отношении условия для каждого ученика.
Наши наблюдения показали, что в течение учебного дня коэффициент вариации по классу возрастает. Если на первом уроке в "обычных" классах он равен 16-18%, то к концу пятого урока может достигать 24-26%. Это свидетельствует о неодинаковом влиянии информационных учебных нагрузок на учеников одного класса. Феномен расслоения к концу уроков сенсомоторных процессов учеников по скорости мы назвали "конусом расслоения". При этом расслоение было тем большим, чем больше была исходная (на первом уроке) разница между "лучшими" и "худшими" показателями уровня биологического интеллекта в классе. Это объясняется следующими закономерностями. Если исходный уровень скорости протекания сенсомоторных процессов был достаточно высок (больше среднего на величину стандартного отклонения), то динамика в течение дня, как правило, развивалась по первому или второму типу. Если же исходный уровень ее был низок (меньше среднего на величину стандартного отклонения), обычно динамика информационной работоспособности в течение учебного дня развивалась по одному из "неблагоприятных" типов (третий или четвертый). Нами был проведен корреляционный анализ выявленной закономерности, коэффициент вариации статистически достоверен (+0.64).
Мы рекомендуем при формировании первых классов обращать внимание на описанный выше показатель. Это позволит более эффективно организовать обучение, сделать его более успешным, и одновременно будет служить одним из гарантов сохранения здоровья хотя бы по этому повреждающему фактору школьной среды (монотонная информационная работа на уроке). Практика показала, что при тщательном формировании первых классов (с учетом данных психофизиологической диагностики биологического интеллекта) феномен "конуса расслоения" очень незначителен.
Нами обнаружено также, что наибольшая зависимость успешности обучения от психофизиологического потенциала наблюдается в первом классе. Затем эта зависимость постепенно снижается (в случаях первого и второго типов кривых работоспособности по учебному дню), так как определяющими становятся показатели психометрического интеллекта, а также мотивация к учебной деятельности. Но даже в среднем звене школы (5-6 классы) с высокой степенью вероятности (до 80%) неуспешность обучения зависит от показателей биологического интеллекта, если кривые работоспособности по учебному дню относятся к третьему или четвертому (неблагоприятным) типам.
Следовательно, сенсомоторный, биологический интеллект является определяющим звеном в "информационном гомеостазе" и адаптации ребенка к информационным нагрузкам учебных программ. Включение методик оценки динамики информационной работоспособности в качестве блока валеологического мониторинга позволяет вовремя вносить коррективы в учебный процесс, вводить элементы индивидуализации обучения, делать его менее здоровьезатратным.
Библиографический список:
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. © 1. С. 111-131.
2. Калачев Г.А., Муравлев В.В. Психофизиологические предпосылки успешного обучения в школе по инновационным технологиям // Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России. Материалы международной конференции по программе ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе". Т. 1. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995. С. 163-168.
3. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977.
4. Муравлев В.В. Информационный подход в психофизиологических обследованиях учащихся начальной школы // Валеологические аспекты образования. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Барнаул, 1996. С. 27-29.
5. Чуприкова Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. 1995. © 4. С. 104-114.
6. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. © 3. С. 104-114.
Содержание