ВОСПИТАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ...

(материалы "круглого стола")

В мае 1998 года в редакции журнала состоялся "круглый стол" по проблемам организации воспитательной работы в современной школе. В разговоре за "круглым столом" приняли участие: доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Павел Павлович Костенков; заместитель директора гимназии © 42 г. Барнаула Ирина Геннадьевна Михеева; Заслуженный учитель России, отличник народного просвещения Галина Ивановна Кузьмичева; заместитель директора школы © 17 ст. Укладочный Надежда Григорьевна Ломтатидзе; заместители директора школы © 82 г. Барнаула Наталья Михайловна Капустина, Елена Александровна Шулякова; заместитель директора школы © 53 - Центра гуманитарно-эстетического развития "Гармония" Ирина Александровна Филатова; заместитель директора школы © 88 Валентина Васильевна Силич; учитель высшей категории, классный руководитель 11 класса школы © 125 Надежда Ивановна Кукарина.

"Круглый стол" вели заведующая кафедрой социально-педагогических технологий, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ Полина Андреевна Шептенко и старший преподаватель этой же кафедры Галина Афанасьевна Воронина.

Г. Воронина: Уважаемые коллеги! Сегодня мы живем в условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса. Особую тревогу вызывают явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Зачастую группы подростков находятся под пристальным вниманием и влиянием преступных элементов, криминальных структур, которые насаждают в подростковой среде свой "кодекс законов". Согласно опросу довольно большая часть молодежи готова действовать на грани беззакония, поступиться честью, совестью ради достижения материального благополучия. Другая часть молодежи оказалась растерянной, беспомощной перед происходящим, ощущает себя "лишними" людьми, "на обочине" сегодняшней жизни, неспособными стать хозяевами собственной судьбы, реализовать себя.

Экраны кино и телевизоров заполнили образцы пошлости, бездуховности, конъюнктуры. В обществе происходит низвержение существовавших ранее идеалов, фальсификация исторического прошлого Родины, да и само понятие "Родина" становится, к сожалению, для части молодежи все чаще понятием абстрактным.

С одной стороны, мы с горечью констатируем свойственные части молодежи социальный инфантилизм, потребительство, готовность "урвать", стремление жить одним днем, неверие в будущее, недоверие к взрослым. С другой стороны, радует интерес молодежи к получению образования, творческий потенциал, ощущение молодыми людьми внутренней свободы, стремление осознать свое "Я", потребность разобраться в происходящем, самоутвердиться.

Педагогам приходится искать ответы на вопросы: какие идеи должны лежать в основе воспитательной работы? Каким должно быть содержание воспитания? Как помочь ребенку в его личностном саморазвитии? Как сделать престижной сферу нравственного самоутверждения? Какие условия для личностного роста ребенка может создать школа, находясь сегодня в бедственном материальном положении? На эти вопросы хотелось бы найти ответы в ходе нашей беседы за "Круглым столом".

П. Шептенко: Да, действительно, сегодня наблюдается повышенная социально - психологическая напряженность в среде взрослых и детей. Обнажилась внутренняя суть человека, изменились его потребности, социальные стремления, ценностные ориентации. Человек претендует на право быть самим собой. Это привело к принципиально новому осмыслению воспитания, его сущности, цели, задач, принципов.

Каким должно быть воспитание сегодня? Эти вопросы освещены в существующих концепциях. Так, разработаны "Концепция воспитания учащейся молодежи в современных условиях" коллективом под руководством Л.И. Новиковой; "Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя" - О.С. Газманом; "Концепция социального воспитания" - В.Г. Бочаровой, представлены концепции воспитания учеными Ярославский области, г. Санкт-Петербурга и другие.

Воспитание рассматривается как формирование отношений (Н.Е. Щуркова), как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением (Л.И. Новикова), санкт-петербургские ученые рассматривают воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия, как деятельность, вплетенную в ткань проживания детьми и взрослыми своей индивидуальной жизни.

Разработчики концепций отмечают, что ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Но вместе с тем вводится понятие реальной цели. Реальная цель - дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе создать условия для развития личности. При этом ядром базовой культуры личности являются общечеловеческие ценности.

Таким образом, авторы концепций едины во мнении, что целью воспитания становится развитие и саморазвитие личности. Главное - вызвать у воспитанников потребность жить по законам Добра, Истины и Красоты. Эти идеи положены в основу концепций, которые разрабатываются в школах Алтайского края.

П. Костенков: В период экономических и социально-политических преобразований в стране была серьезно принижена роль воспитательной работы с учащимися. Значительный урон в деле духовного развития подрастающего поколения нанесен прекращением деятельности пионерской и комсомольской организаций в школе. Предан забвению богатейший опыт патриотического воспитания молодежи. В условиях образовавшегося вакуума ей стали навязываться "ценности" культуры Запада: расчетливый индивидуализм, эгоизм, цинизм, пристрастие к наркотикам, стремление к наживе за счет других людей. Не последнюю роль в духовном растлении молодых людей сыграли и играют массовые тиражи бульварной литературы.

Ныне наметились и некоторые положительные тенденции, направленные на улучшение воспитательного процесса.

31 марта 1998 года на Алтае Законодательным собранием принят закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае". В мае того же года положено начало созданию краевой молодежной организации "Патриот".

В ряде школ реализуются собственные программы, разработанные с учетом своих особенностей, а также запросов и потребностей учащихся и их родителей. Они призваны систематизировать воспитательную работу, сделать ее целенаправленной.

Например, в Шипунихинской и Боровлянской средних школах края внедряется программа "Возрождение", в основу которой положена идея "сберечь себя для России и Россию - для себя". На Алтае реализуются программы развития детско-юношеского туризма и другие.

Интересные начинания отмечены и в практике школ, представители которых приглашены на беседу за сегодняшним "круглым столом".

И. Михеева: Учебно-воспитательный процесс гимназии © 42 строится в соответствии с концепцией развития школы как гимназии информационной культуры. Целевыми ориентирами образовательного процесса школы являются: формирование у учащихся информационной, методологической культуры, развитие творческого стиля мышления, творческого потенциала личности. Осуществление этих целевых установок, их возведение в ранг принципов обучения и воспитания послужило развитию личности гимназиста как "человека науки", как субъекта любых других видов социальной практики, так как выпускник школы должен быть подготовлен к деятельности в условиях рыночных отношений.

Целевые ориентиры развития школы определены с учетом ее традиций: профильная дифференциация (с 1965 г.), включение курса программирования в учебные процесс (с 1972 г.), связь с вузами, качественная подготовка к поступлению не только в ведущие вузы края, но и России, воспитание на традициях страны, региона, школы, формирование чувства "Мы", состоящих из "Я". Развивая традиции школы, педколлектив стремится создать условия для личностного развития учащихся, их успешной самореализации.

Г. Кузьмичева: Важно, чтобы реализовал себя человек нравственным способом и в нравственной сфере деятельности. А для этого необходимо так организовать жизнедеятельность детей, чтобы она была социально значима. Для этого воспитательная работа в школе должна представлять собой систему.

Система воспитательной работы гимназии представляет собой целенаправленную взаимосвязанную совокупность внеурочных воспитательных мероприятий, КТД.

Структурными подразделениями системы являются разнообразные кружки, объединения по интересам, например: поэтическая студия "Вдохновение", студия телеведущих "Стриж", студия журналистов школьной печати, газета, издающаяся в школе "От звонка до звонка", клуб "Туристы-краеведы", клуб "Лидер", ансамбли народной песни "Юриана", "Млада", театральный кружок, спортивные секции в школе и в комнате школьника "Веселые ребята".

Воспитание ребенка совершается на основе активности самого ребенка. Ключевые дела в школе проводятся таким образом, что учащиеся, готовясь к ним, участвуя в них, проявляют свои лучшие качества.

В учебно-воспитательный процесс гимназии включаются "местные материалы" познание истории и культуры края, города, района и сознательное активное участие ребят в социально-полезной, значимой деятельности для школы, микрорайона, района, конкретной семьи (например, ключевые дела "Я - россиянин, "Я - личность", "В начале жизни школу помню Я..." и др.).

Большое значение уделяется приобщению учащихся к традициям школы через изучение ее родословной. В 1996 году школа отметила свое 60-летие. Празднику предшествовала поисковая работа учащихся: это материал о выпускниках - родителях, учителях школы, традициях обучения и воспитания в школе. Прошли вечера поколений, встречи с интересными людьми. Собран богатый материал, который передан в музей истории школы, работа продолжается и сегодня. Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к школе и своим близким.

И. Михеева: Хотелось бы дополнить, что в гимназии сложилась система учебной и внеклассной работы по формированию гражданско-правовой культуры школьников, она охватывает все ступени обучения. Например, с 5 по 8 классы изучается курс "Граждановедение" по программе Я. Соколова. Изучение курса дает возможность ребенку осознать себя как неповторимую личность и гражданина своей страны, научиться уважать других людей, понимать ценность истинно человеческого общения, что является характерной чертой нашего российского менталитета.

Н. Ломтатидзе: Сегодня трудно всем, но хуже всего - старикам и детям.

Детям - потому, что их неокрепшие души мечутся, им не светит во тьме спасительный "маяк". А им жить, им в будущем управлять государством. И что же - ждать, когда все это поймут, наконец, там, "наверху"? Или пытаться что-то сделать самим, "внизу", чтобы не выросло еще одно потерянное поколение?..

В нашей 17-ой школе ст. Укладочный такую идею нашли, такой "маяк" решили сами построить, разработав программу развития школы "Возрождение", красной линией которой стала русская духовность.

Авторская группа определила основные задачи программы: помочь детям осознать свою принадлежность к русской нации, воспитать любовь к родной природе, ее людям, к культуре. Целью школы стало - не воспитание человека вообще, а русского человека в лучших национальных традициях - доброго, терпеливого, трудолюбивого, любящего Россию, патриота своей Родины. И что немаловажно - здорового человека - и физически, и нравственно. Первым шагом стало воспитание детей на русских национальных традициях. Школа начала переход на новый базисный учебный план, пересмотрены программы основных предметов, введены дополнительные курсы, факультативы, например: уроки здоровья и физического совершенства, художественная культура России, русская народная сказка, право и др.

Были продуманы и детализированы миссия школы и модель выпускника Одновременно с изменениями учебной программы пересмотрена и воспитательная работа. В школе в прошлом году начала свою деятельность детская организация "Истоки", девиз которой: "Делать добро людям, себе и Родине", а с первого по четвертый класс - "Роднички" под девизом: "Моя родная школа - мой исток".

Программа рассчитана до 2000 года. Надеемся, что результатом нашей работы станет то, что из маленькой провинциальной школы со скромными возможностями - на Укладочном - выйдут "новые" русские, но с противоположным нынешнему понятию значением.

Н. Капустина: Мы тоже считаем, что наша первоначальная задача - воспитывать детей на основе идеи национального самосознания, способствовать восстановлению традиций русского народа.

Но для этого и сам воспитатель должен быть носителем национального сознания, чувствовать и от всего сердца любить страну, народ, детей, которых воспитывает, искренне приобщать их к национальной культуре. Если вера воспитывается верой, то убежденность - убежденностью.

Е. Шулякова: Мне бы хотелось поделиться творческими находками коллектива нашей школы в организации воспитательного процесса.

Школа © 82 находится на Черемушках, в так называемом "спальном" районе. Образовательно-культурных учреждений здесь немного: центр детского и юношеского творчества и кинотеатр. Школа в течение десяти лет работает по программе углубленного изучения иностранных языков. Изучаем язык и культуру других народов, а достаточно ли глубоко знаем историю России? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы подошли к идее создания в школе Центра русской культуры.

В рамках Центра созданы музеи русского национального и европейского костюмов, работают хореографический и фольклорный коллективы, организуются и проводятся народные праздники.

Пример тому, насколько серьезно и глубоко познают дети национальную культуру, - ансамбль народной песни "Ветка", который занимается воспроизведением песенной традиции старожилов Алтая. В основу работы коллектива положен репертуар, собранный самими ребятами в селах Первокаменка, Екатериновка Третьяковского района. Руководитель работает в тесном сотрудничестве с отделом реставрации и реконструкции традиционной культуры Алтая. Коллектив "Ветка" отмечен как единственный в районе коллектив, занимающийся истинно традиционным фольклором. Во что верим сами, тому учим детей.

В. Силич: Продолжая тему разговора, обозначенную коллегами, хочу дополнить, что с целью возрождения преемственности поколений, воспитания чувства патриотизма, любви к своим национальным корням, любви к Родине, краю, семье в нашей школе организован центр "Краеведение", где через работу музея школы, реализацию программы "Я - Барнаулец", программы "У истоков старины", через сотрудничество с центром культуры Сибирских казаков, взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны происходит духовное обогащение ребенка, формирование его национального стиля мышления.

Школа оказалась единственным спасительным островком для ребенка, она стала домом не только для учащихся, но и их родителей, местом, где создана атмосфера взаимопонимания и духовного комфорта, где каждый ребенок имеет право на мечту, уважение, уверенность, что он - Личность, что он в ответе за себя и других, что несет в мир Добро.

Н. Кукарина: Уважаемые коллеги, я хочу напомнить всем нам слова Ф.М. Достоевского: " Войдем в зал суда с мыслью о том, что и мы виноваты..." Конечно же, нас всех, учителей, ученых, отцов, матерей тревожит все то, что сегодня происходит в обществе, школе. Конечно же, мы испытываем чувство вины за духовное падение человека.

Духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И, если возрождение нашего общества возможно, то только потому, что именно школе еще удается, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты, именно в школе еще не забыты такие понятия, как честь, долг, гражданственность. Школа помогает не только удержаться от духовного падения, но подняться до уровня благородных человеческих чувств, стремлений, поступков.

Сегодня надо развивать не только гражданскую социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу. Ведь внутренняя свобода является источником самоуважения. " А если ребенок не уважает себя, - как считал В.А. Сухомлинский, - это уже грань катастрофы". И чтобы ребенок не оказался у этой грани, необходимо так организовывать воспитательную деятельность, чтобы ребенок чувствовал себя в ситуации успеха и этому, на мой взгляд, способствует система воспитательной работы в нашей школе, одна из задач которой - создание развивающей нравственной среды.

П. Шептенко: Усложнились проблемы воспитания, а это требует от педагога умения "тонкого прикосновения" к личности ребенка, владения педагогической технологией. В ряде школ под руководством ученых БГПУ работают технологические лаборатории, (в том числе некоторые из них по теме "Личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися").

Преподаватели нашей кафедры разработали карты личностно ориентированного взаимодействия, которые успешно применяются в практике школ.

Чтобы помочь ребенку быть в гармонии с миром, людьми, самим собой, необходимо понять его, знать, в какой именно помощи он нуждается. С этой целью проводится психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей ребенка, выявляются его проблемы, а затем прогнозируется развитие ребенка, выстраивается программа его личностного роста, определяются вместе с родителями пути оказания ему помощи со стороны и семьи, и школы, и других субъектов воспитания. Учитель не может изменить социальную ситуацию, но ему нужно уметь социальную ситуацию перевести в педагогическую, придать ей нравственный, личностный смысл.

И. Филатова: Каким же образом организовать воспитывающую среду, приобщать детей к культурным ценностям, тогда как находящиеся в микрорайоне школы учреждения культуры, переданы в аренду коммерческим структурам? Ответом на этот вопрос явилось преобразование школы в Центр гуманитарно-эстетического развития "Гармония". В обучении приоритет отдается предметам гуманитарно-эстетического цикла, введены такие предметы, как фольклор, театроведение, этикет. Для каждого ребенка создается программа индивидуального эстетического развития. Во второй половине дня после учебных занятий для детей работают клубы, студии, кружки. В клубах каждый ребенок находит себе дело по душе и товарищей по интересам. Таким образом мы создаем условия для развития способностей и творческих возможностей детей.

П. Костенков: Задача ученых сегодня - помочь педагогам - практикам в научном и методическом плане. Мы завершаем работу над методическими рекомендациями коллективам школ края по организации воспитательной работы - "Воспитание гражданина", которые предлагаем участникам "круглого стола" для обсуждения.

Важнейшим итогом гражданского становления выпускника средней школы, на наш взгляд, должны стать высокая культура, культура умственного и физического труда, нравственная и эстетическая культура, экономическая и экологическая культура, правовая культура, культура семейных отношений и культура воспитывающего воздействия на других лиц. (педагогическая культура). При этом к числу главных характеристик воспитанника следует отнести: его активную жизненную позицию, патриотизм и подлинный интернационализм, готовность к труду и защите своей Родины, нравственно-психологическую и практическую подготовленность к созданию семьи.

Г. Воронина: Таким образом, разговор за "круглым столом" показал, что школа сегодня сохраняет и развивает лучшие традиции, находится в творческом поиске и стремится реализовать в практической деятельности свои идеи и находки. Чем труднее время, тем сложнее работа педагога. Целью, содержанием и результатом деятельности школы должно являться воспитание личности, способной к саморазвитию, выбирающей образ жизни, достойный Человека, и реализующей себя в социально полезных сферах деятельности, личности с развитым национальным самосознанием. А миссией школы - возрождение российской духовности, создание условий для максимально полного (нравственного, интеллектуального, физического, социального, ...) развития ребенка, его личностного роста.

В заключение беседы участники "круглого стола" обсудили и одобрили предложенные П.П. Костенковым методические рекомендации коллективам школ края по организации воспитательной работы "Воспитание гражданина".

Г.А. Воронина,

П.А. Шептенко,

Барнаульский государственный

педагогический университет


Содержание