Сластенин
Виталий
Александрович
- доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО РФ,
президент МАНПО, зав. кафедрой педагогики высшей школы, декан
факультета
педагогики и психологии МПГУ им. В.И. Ленина.
Мищенко
Владимир
Александрович
- аспирант МГПУ, работающий по теме "Формирование коммуникативно-технологической культуры учителя". Исследование проводится под научным руководством В.А. Сластенина.
Руденко
Николай
Григорьевич
- кандидат педагогических наук,
доцент, член-корреспондент МАНПО,
зав. кафедрой
психологии БГПУ.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯК настоящему времени определилось несколько направлений, рассматривающих культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. В этой связи возникает необходимость раскрыть структурно-функциональные характеристики технологической культуры учителя как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры.
Мы полагаем, что обращение к общефилософскому пониманию категории "культура" и выявление сущности таких понятий, как "педагогическая технология", "технология педагогической деятельности" позволят приблизиться к феноменологии технологической культуры.
Профессионально-педагогическая культура, одной из сторон которой выступает технологическая культура учителя, в последние годы интенсивно изучается в системе психолого-педагогических наук (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Г.В. Звездунова, И.Ф. Исаев, В.А. Комелина, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, Л.А. Машина, А.И. Мищенко, В.В. Сериков, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин, Н.Л. Шеховская, С.Н. Щербакова и др.).
С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессионально-педагогической культуры: методологической (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и другие), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной (А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова), технологической (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова), духовной (Е.Н. Шиянов), физической (М.Я. Виленский) и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя.
Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности [7].
В исследованиях Е.В. Бондаревской с учетом тенденций гуманизации педагогической деятельности подчеркивается, что педагогическая культура обусловлена духовным своеобразием личности, ее избирательным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик.
Теоретическая модель профессионально-педагогической культуры разработана и обоснована И.Ф. Исаевым [2].
В современных социокультурных условиях все более заметно заявляет о себе тенденция к объединению усилий исследователей в анализе педагогической культуры, к совпадению точек зрения разных авторов и авторских школ в объяснении ее сущности, содержания и критериев культурологии. Гуманистическая парадигма образования выводит процесс исследования профессионально-педагогической культуры на личностный уровень.
Само явление технологии восходит к теории и опыту А.С. Макаренко. Педагогическая технология и мастерство учителя он рассматривал не только как сумму средств и приемов, но и как всенаправленность педагогического процесса, стержнем которого является "технологическая логика", а не логика моральной проповеди [4].
Сущность и пути формирования технологической культуры учителя наиболее полно раскрыты в исследованиях М.М. Левиной [3]. Под технологической культурой педагога она понимает овладение логикой профессионального поведения учителя, опытом креативной деятельности, способами организации технологических процессов, адаптацию их к целям гуманизации и гуманитаризации образования. Особое значение М.М. Левина придает технологическому образованию будущего учителя, выявлению и обоснованию технологических приемов подготовки студентов к педагогической деятельности, формированию у них творческой активности и инициативы, рефлексии образовательных потребностей, овладению общей и профессиональной культурой.
И.Ф. Исаев [2], И.Л. Яцукова [5] трактуют технологическую культуру как овладение педагогами определенной системой способов и приемов технологий обучения и воспитания, а также умением анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии.
Другие исследователи раскрывают сущность технологической культуры через акцентуацию ее нормативной функции, подчеркивая тем самым необходимость носителей культуры соблюдать образовательные стандарты с помощью осуществления определенных дидактических модулей (В.М. Монахов, Ю.О. Овакимян, В.П. Пустовойтов, Б.Н. Полозов) [6].
Мы считаем важным раскрыть понятие "педагогическая технология", выявление сущности которого будет способствовать определению специфики технологической культуры учителя.
Для рассмотрения феномена "педагогическая технология" требуется представить сложившуюся в педагогической науке картину разнообразия мнений относительно данной проблемы.
"Технология" - ключевое понятие. Слово "педагогическая" указывает на ее профессиональную принадлежность.
"Технология" - слово греческого происхождения, которое в оригинале обозначает знание о мастерстве.
Сегодня под технологией понимают, с одной стороны, совокупность приемов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой стороны, - науку о таких способах.
В.И. Боголюбов, исследуя эволюцию понятия "педагогическая технология", осуществил прогноз технологических тенденций образования [1]. На основе анализа зарубежных и отечественных источников им показано развитие представлений от "технологии в образовании" - через "технологию образования" - к "педагогической технологии".
При имеющихся различиях в подходах к объяснению сущности и содержания педагогической технологии все они направлены на создание оптимальных условий для решения практических задач.
В структуре категории "педагогическая технология" исследователи выделяют две части: технологию обучения и технологию воспитания. Мы считаем, что в основу характеристики педагогической технологии как совокупности приемов и способов в неразрывном учебно-воспитательном процессе, должна быть положена идея целостности педагогического процесса. Ценность "педагогической технологии" как отрасли педагогической науки и практики состоит в том, что она позволяет в реальном педагогическом процессе осуществить единство обучения, воспитания и развития личности на прикладном уровне.
Сегодня в педагогической науке отсутствует единое понимание педагогической технологии. В нашей работе мы руководствовались следующими определениями:
- педагогическая технология - это отрасль педагогической науки, занимающая промежуточное звено между дидактикой, теорией воспитания и методикой, предполагающая перевод операционального состава педагогической деятельности на технологический уровень, на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с традиционным уровнем, выражавшемся понятием "методика";
- педагогическая технология - это единая функциональная система педагогических взаимодействий учителя с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса в школе, а также способ структурирования этого процесса, в том числе, учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.
- педагогическая технология - это проект реализации на практике одной из идей той или иной психолого-педагогической теории.
Рассматривая педагогическую технологию в контексте технологической культуры учителя, правомерно определить и такое понятие, как "технология педагогической деятельности", фиксирующее систему инвариантных педагогических умений по оптимальной организации педагогического взаимодействия в ходе управления целостным учебно-воспитательным процессом.
Введение в научный оборот понятия "технология педагогической деятельности" и ее последующее исследование предполагают построение такой модели, в основу которой положены идеи системно-целостного подходов, педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления.
Технологическая культура - это интегральное личностное образование, соединяющее в себе гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие личностную направленность операционального состава педагогической деятельности и его смыслополагание; инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу ее операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения.
С учетом изложенного можно выделить следующие компоненты технологической культуры: когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный, индивидуально-творческий. Выделенные структурные компоненты специфически преломляются в функциональных компонентах - гносеологическом, проектировочном, нормативном, информационном и рефлексивном. В своем взаимодействии структурные и функциональные компоненты образуют систему технологической культуры.
Библиографический список:
1. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. © 9. С. 5-10.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. Белгород: БГПИ, 1992. 52 с.
3. Левина М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания (Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1991. С. 6.
4. Макаренко А.С. Из опыта работы / Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 368-369.
5. Педагогическое образование для XXI века: материалы международной научно-практической конференции 13-16 апреля 1994 г. М., 1994. 187 с.
6. Проблемы дидактики высшей школы в контексте новой парадигмы образования: Материалы научно-практической конференции 20 февраля 1995 г. М., 1995. 100 с.
7. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. 177с.
Содержание