Освоение особенностей
образовательной среды
как фактор успешной
социально-профессиональной
адаптации начинающего учителя

 

Во многих педагогических исследованиях [1-8] отмечается важность первоначального вхождения начинающего учителя в образовательную среду. Отмечаются также значительные трудности, сопровождающие этот процесс, и порождающие их причины. Например, трудности: в диагностике достижений и внутреннего состояния, в постановке целей, в разработке педагогической технологии, в коммуникативной деятельности, в работе с трудными детьми и их родителями, в самоорганизации труда, в слабой мотивации школьников, в падении престижа и востребованности образования ... На наш взгляд, причинами этих затруднений можно считать следующие:

1) смена ведущей деятельности с учебной на педагогическую;

2) недостаточное профессиональное развитие на этапе вхождения в образовательную среду, недостаточный диапазон освоенных во время учебы в вузе деятельностей, недостаточная скорость обработки информации и принятия адекватных решений...;

3) современный уровень развития педагогической науки и практики;

4) социально-экономическое состояние в стране.

Первая причина является естественной спутницей развития, и повлиять на трудности, ею порождаемые, в полной мере заранее, видимо, невозможно, так же как на третью и четвертую. Вторую причину можно ослабить улучшением подготовки в вузе, но это направление мы оставляем за пределами данной статьи. Мы хотели бы обратить внимание на важность исследования тех аспектов учительского ремесла, подготовку к которым в том или ином случае можно вывести из непосредственного учебного процесса, провести заранее, самостоятельно или с помощью коллег и администрации школы.

Одним из таких важнейших аспектов предварительной подготовки является более глубокое и раннее знакомство с особенностями образовательной среды, в которой будет работать будущий учитель. Знакомство не формальное, не "для галочки" о проведенном мероприятии, а такое, уровень которого позволял бы начинающему учителю расширить диапазон и эффективность своей деятельности на начальном этапе вхождения в образовательную среду. Полезным с развиваемых позиций оказывается представление администрацией начинающему учителю психологических характеристик классов, их внутренней структуры, информации об их формальных и неформальных лидерах, определение "точек повышенной опасности" - учеников с неадекватным поведением, от которых следует ожидать в будущем тех или иных осложнений ситуации. Эффективность данной работы значительно усилится, если вышеприведенные соображения будут дополнены реальными рекомендациями о возможных способах разрешения "штатных ситуаций", и процесс не закончится только теоретизированием, а будет дополнен своеобразным испытанием уровня освоения этого своеобразного нулевого этапа вхождения в образовательную среду в виде некоторого варианта организационно-деятельностной игры с участием представителей администрации школы и коллектива учителей, хорошо представляющих особенности работы в учебных классах. Эта игра вполне может быть проведена в течение двух недель с 15 августа по 1 сентября, то есть, в период времени с начала выхода начинающего учителя на работу и до начала очередного учебного года. Представляем примерный план игры:

Программа игры

"Подготовка к вхождению в образовательную среду"

Цель игры:

Время проведения: 20-30 августа (перед началом первого учебного года).

Временные ресурсы: один рабочий день, 6-8 часов.

Необходимые предпосылки: предварительное знакомство начинающего учителя с особенностями данной образовательной среды на основе анализа документов, бесед с администрацией, коллегами, ученикам, родителями...

Состав участников: представители администрации; учителя, работающие в данных классах; учителя, работающие по данному предмету; начинающие учителя; представители родителей.

План игры

1. Доклад представителя администрации об особенностях образовательной среды, видение этих особенностей на конкретном предметном поле (до 40 мин.).

2. Распределение по группам (не менее 2-х групп) (до 10 мин.).

3. Работа в группах по теме "Анализ установочного доклада". Подготовка сообщений (до 40 мин.).

4. Общее заседание. Доклады групп, согласование позиций (до 40 мин.).

5. Установочное сообщение на тему "Анализ психологических особенностей учащихся класса" (до 20 мин.).

6. Работа в группах по обсуждению сообщений, подготовка докладов (до 30 мин.).

7. Общее заседание. Доклады групп. Выработка рекомендаций (до 30 мин.).

8. Установочное сообщение по теме "Анализ обученности класса и потенциала его развития" (до 20 мин.).

9. Работа в группах по обсуждению доклада и выработке рекомендаций (до 40 мин.).

10. Общее заседание, доклады групп, выработка рекомендаций.

11. Работа в группах по теме "Стратегия успешного вхождения в образовательную среду и выработка рекомендаций (до 30 мин.).

12. Общее заседание, обсуждение докладов групп, составление плана работы на год.

13. Подведение итогов игры.

На наш взгляд, проведенная работа будет способствовать эффективной деятельности начинающему учителю, уменьшению внутренних конфликтов, снижению уровня неопределенности и увеличению достоверности прогноза развития педагогических ситуаций. Небесполезной она окажется и для коллектива образовательного учреждения в плане познания особенностей образовательной среды. Проведенная в процессе игры работа обязательно приведет к личностному и профессиональному развитию каждого ее участника.

Библиографический список:

1. Вершловский В.Г. Учитель крупным планом. СПб., 1994.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

3. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.

5. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.

6. Редлих С.М. Адаптация начинающих педагогов / Профессиональные проблемы образования: концепции, подходы (сборник научных трудов ИОСОРАО). Москва-Новокузнецк, 1998.

7. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.

8.Рогов Е.И. Учитель как объект педагогического исследования. М., 1998.

С.М. Редлих,

Р.Е. Пономарев

Новокузнецк, НГПИ

 

 


Содержание