Варнавских

Евгений

Алексеевич

- кандидат технических наук, старший научный

сотрудник, профессор кафедры радиоэлектроники Балтийского военно-морского института. Является автором более 140 работ, из них свыше 70 изобретений.

Научные интересы - физика слабых магнитных полей, теория решения изобретательских задач и создания новых технических решений, развитие творческой активности студентов.

Varnak@mail.ru

 

ТВОРЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ
АКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА И
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ЕЁ
ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

 

Проблема подготовки профессионально компетентных и созидательно активных кадров в настоящее время актуальна и, увы, не нова. В циркуляре Морского технического комитета © 15 от 29 ноября 1910 года сказано: "Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения". Трудно более отчетливо сформулировать требования к подготовке профессионала. Подготовка творчески активного специалиста не самоцель: творческая инженерная активность специалиста, с одной стороны, является компонентом общей образованности, а с другой стороны - это компонент профессиональной готовности выпускника высшего учебного заведения [1]. Сам термин "творческая инженерная активность" нами трактуется как деятельное, энергичное самостоятельное участие специалиста в решении технических задач его уровня, то есть, компетенции специалиста в какой-либо области техники с высшим техническим образованием - инженера (от франц. ingenieur). Примечательно, что определение "технический" в основе своей имеет искусство, мастерство (от греческого techne).

Необходимо отметить, что для обеспечения формирования творческой инженерной активности студента необходимо создание условий, благоприятствующих зарождению творческой мысли [2]. Однако, например, действующие учебные планы подготовки специалистов военно-морского флота в высших военно-морских учебных заведениях явных элементов обучения решению творческих задач не содержат из-за ограниченности бюджета учебного времени. Эта же проблема существует и при подготовке инженерных кадров эксплуатационного профиля различных отраслей промышленного комплекса страны и других структур. Данная проблема взаимосвязана с привитием будущим специалистам умений и навыков социально ориентированного технического творчества [3], ибо в резко изменившемся социуме, как никогда, "жизнь не спрашивает, что ты учил, но зато сурово спрашивает, что ты знаешь". Профессиональное своеобразие деятельности инженера заключается ещё и в том, что полная алгоритмизация

его деятельности практически невозможна, ибо вся его деятельность носит принципиально созидательный характер, а это означает создание новых объектов. А это всегда выход на рубеж незнаемого, что невозможно без системы инженерных знаний [4]. Методики формирования творческой активности студента, безусловно, носят фоновый характер по отношению к основной дидактической системе формирования специалиста и могут быть условно связаны с естественно-научными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, изучаемыми студентом в её рамках.

Физика, математика и химия - это три фундаментальных основания для формирования творческой инженерной активности будущего специалиста эксплуатационного профиля, в частности, флотского. "Физический эффект" и "химический эффект" - интегративный результат изучения вышеперечисленных дисциплин с точки зрения формирования творчески активного технического специалиста инженерного уровня. Наблюдения показывают, что с каждым годом снижается общий уровень естественно-научной подготовки абитуриентов, прибывающих в высшие военные учебные заведения. Дефицит знаний физики и математики, естественно, пагубно сказывается и на процессе формировании творческой активности будущего флотского специалиста. Причины этого известны. Винить только среднюю школу в этом бессмысленно, но отметим нездоровое отношение к физике и математике в рамках общегосударственной образовательной программы. Современные средства массовой информации освещают какие угодно состязательные и развивающие мероприятия от историко-дипломатических до кулинарных, но только не физико-математические и технические. Инженер и ныне не в почете. О том, что происходит в мире науки и техники быстрее узнаешь в передачах радиостанций, которые в былые времена принято было считать одиозными. Результат очевиден. А ведь речь идет о перспективном профессионально-кадровом обеспечении базовых отраслей экономики в первую очередь. Дорого могут в будущем обойтись государству подобные эксперименты.

В процессе изучения элементарной физики и математики в средней школе находятся истоки реализации методик формирования творческой активности будущего инженера. Это утверждение основывается, например, на привитии обучаемым умений решения качественных задач по физике. Отметим, что это сильнейшее мотивационное средство при формировании творческой инженерной активности, дающее будущему студенту возможность заглянуть за "горизонт" знания. Кроме того, отметим необходимость соблюдения прикладного характера при формировании предметно-практического иллюстративного материала для учебных дисциплин естественно-научного цикла. Отсюда вытекает настоятельность совершенствования междисциплинарных и межкафедральных взаимосвязей в учебном заведении. В техническом вузе автономного сосуществования кафедр естественно-научного и общетехнического цикла с кафедрами общепрофессиональной и специальной подготовки быть не должно. Для формирования активной позиции будущего специалиста учебные дисциплины должны работать в комплексе с учетом взаимного содержания и активным использованием аппарата физических эффектов, которых современная теория решения изобретательских задач использует до нескольких тысяч [5]. По результатам наших наблюдений важное место в развитии истоков этой работы играет средняя школа, а учителю физики и математики отведена исключительная роль. Виртуозно владея методикой обучения учащихся физике и математике, учитель должен иметь в том числе и представление о формирующей инженерную активность роли физических эффектов.

Другим направлением реализации методик формирования творческой активности студента в вузе является рационализаторская и изобретательская работа в рамках проводимых вузом научно-исследовательских и изобретательских работ. Участие в рационализаторской и изобретательской работе позволяет студенту убедиться в правильности выбора обучения по избранной специальности; перейти от репродуктивного мышления к осознанному накоплению знаний в процессе обучения, творческому осмыслению знаний в процессе обучения; овладеть умениями, навыками решения нестандартных задач, зачастую решаемых специалистами.

Средства развития творческой инженерной активности, которыми решаются физико-технические задачи, являясь факультативными, по сути своей могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми. Первые реализуются через курсовое и дипломное проектирование, наставничество, широко используемое в педагогической практике, а вторые и третьи - через классно-групповые занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя, кружки студенческого научного общества, временные творческие студенческие коллективы и другие формы организации учебной деятельности студентов. Таковы некоторые реальные пути реализации методик формирования творческой активности студента вуза.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно направление формирования творческой активности студента в период обучения. В силу объективных причин в ближайшие годы отойдет от практической деятельности поколение, владеющее навыками изобретательской деятельности, всплеск которой произошел в бывшем СССР в 70-80 годы, и знающее, как нелегко приобретать навыки и умения рационализаторской и изобретательской работы. Кто не помнит свою первую заявку на изобретение? По нашему глубокому убеждению, лучше оформлять ее именно в студенческие годы. Инженерная творческая активность имеет своим наивысшим результатом создание новых материальных и духовных ценностей, имеющих социальную ориентацию. Компоненты технического творчества интегративно отражают и другие результаты студента в процессе обучения в вузе: раскрытие индивидуальных способностей студента; повышенную степень сформированности и гибкости его мышления, сообразительности; качественно новый уровень развития интеллектуальной сферы студента [6]. Все это необходимо будущему профессионалу.

Прежде в вузах неплохо работала традиционная схема приобщения студентов, склонных к изобретательству, когда первое рационализаторское предложение им разрабатывалось на втором курсе при обучении в учебном заведении, а первая заявка на предполагаемое изобретение оформлялось под руководством преподавателя-наставника на четвертом-пятом. Теперь лишь частично или даже условно работает только первая половина данной схемы.

Приходится констатировать резкое снижение активности преподавателей и студентов в изобретательской работе. Почему это случилось? Для осознания причин и поиска путей выхода из создавшейся ситуации необходимо рассматривать изобретательскую работу не только как социально ориентированное техническое творчество, но и как социально обусловленное творчество. Нам представляются следующими причины происшедшего:

Поспешное превращение изобретения в товар в условиях несформированных рыночных отношений обществу должной отдачи не дало. Причина банальна - отсутствие должного финансирования изобретательской работы. Казалось бы, отдушина в патентном законе есть: полезная модель, заявка на которую носит явочный характер. Подал заявку - получи свидетельство. Но существующие размеры патентных пошлин даже на данный объект изобретения сводят на нет надежды студенческих дарований на юридическое оформление первой творчески разработанной технической идеи. О заявке на получение патента говорить не приходится вообще. В учебных заведениях нет средств на ведение такой работы. Да и бессмысленно платить деньги за получение и поддержание патента, заранее зная, что лицензии на него проданы не будут. Экономике сейчас не до технических новшеств. Что же касается продажи лицензии за рубеж, то это под силу сейчас лишь крупным патентно-лицензионным центрам. Да и, видимо, не стоит переоценивать потребности зарубежного рынка в российской интеллектуальной собственности.

Важная роль при этом отводится педагогу-наставнику, ибо четкая постановка цели работы определяет успех всей творческой деятельности. Его работа должна быть направлена на изучение студентами методологии технического творчества, что являет собой еще одно из направлений формирования методик развития творческой инженерной активности. Опыт показывает, что студентами наиболее легко самостоятельно осваиваются методы и приемы активизации поиска решений творческих задач, если рядом опытный педагог-изобретатель. Такие методы и приемы общеизвестны и доступны: синектика, "мозговой штурм", морфологический анализ, метод контрольных вопросов, стратегия семикратного поиска, метод гирлянд и ассоциаций, метод "матриц открытия", метод ступенчатого подхода и др. Ознакомление студентов с одним-двумя из таких методов является действенным мотивационным фактором для их дальнейшего углубленного изучения и знакомства с другими методами. Результат обретения таких знаний и умений - формирование у студентов осмысленной стратегии социального творчества. Подметить и разбудить способности генерировать идею и искать новые технические решения - это первостепенные задачи преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин. Зародить сомнение у курсанта и помочь найти выход - тактика действий педагога.

Важно помочь студенту преодолеть первые трудности, возникающие в ходе постижения новых истин. Причем, работать со студентом приходится терпеливо и вдумчиво: необходимо предоставить ему самому обрести "второе дыхание", разрешить-таки техническое противоречие самому. Это накладывает определенные требования и к квалификации педагога. Роль подготовленности преподавателя в этом случае безусловно возрастает. Решающая роль в этом принадлежит изобретателям со стажем, способным помочь студенту сделать первые, далеко не легкие шаги в этой работе. Это, как правило, квалифицированные педагоги, приобщение которых к изобретательской работе произошло в ходе активного выполнения ими научных работ. Передать имеющийся опыт молодому поколению - актуальная педагогическая задача.

Реализация путей формирования творческой активности студента может быть осуществлена и через создание отраслевого фонда технических решений в виде общевузовской (межвузовской) базы данных технических идей и решений, оформленных в соответствии с правилами патентного закона и архивированных в электронном виде. Заполнение фонда новыми идеями может осуществляться, например, в соответствии с решениями советов факультетов вузов по представлению общественных экспертных комиссий, исключив тем самым субъективный фактор. Например, такие решения могут быть приняты по результатам выпускных (переводных) экзаменов или защиты дипломных (курсовых) работ или проектов. Иной формой может быть издание межвузовских печатных или электронных реферативных сборников технических решений.

Предложенные формы позволяют сохранить авторские права студента (может быть предусмотрена выдача соответствующих свидетельств или справок), приблизить практические разработки к нуждам общества. Исключительную роль здесь играют практики и стажировки, так как результаты социально ориентированного творчества студента обращены, прежде всего, к отраслевым проблемам и нуждам. Общество в этом случае получает не просто профессионала-созидателя, но и профессионала, творчески мыслящего, рационально исполняющего функциональные обязанности.

Библиографический список:

1. Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Монография. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. 168 с.

2. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Петроград: Научно-технич. отдел ВСНХ, 1920. 66 с.

3. Варнавских Е.А. Об определении "социально ориентированное творчество". Калининград: КВВМУ, 1998. Деп. в ЦВНИИ МО © В 3735, сб. рефер. деп. рукописей © 43, серия Б, 1998.

4. Блинов Б.С. Загадочный импульс. Заметки изобретателя. М: Молодая гвардия, 1969. 174 с.

5. Представление информации в базе данных изобретающей машины // Журнал ТРИЗ © 1, 1995, с.69-75.

6. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград: Калинингр. госуниверситет, 1995. 94с.

 

 

 


Содержание