Баскакова

Наталья

Павловна

- заведующая кафедрой теории, истории музыки и фортепиано АГИК, руководитель научно-исследователь-ской лаборатории музыкального

образования и творчества,

доцент,

заслуженный

работник

культуры РФ.

 

 

Ефремова

Нелли

Васильевна

- профессор кафедры германской филологии БГПУ, сотрудник учебной научно-исследова-тельской лаборатории проблем

немецкого (национального) образования.

 

Школа поликультурного
образования как модель
реализации инновационной
концепции подготовки
учителей музыки

 

В современном контексте социальной действительности возникает необходимость разработки новых, инновационных моделей художественного образования и подготовки на их основе профессиональных педагогических кадров, способных осуществлять свою деятельность в новых социально - исторических условиях.

Образование является важнейшей функцией культуры, так как обеспечивает ее сохранение, трансляцию и потенциальное развитие. Культурологический подход к разработке модели профессионального художественного образования представляется перспективным и продуктивным потому, что позволяет рассматривать в интегративной совокупности характерные явления социальных процессов (деятельностных, нравственно - духовных, мыслительных), происходящих в обществе. Они находят свое отражение в разных типах культуры, как исторических, так и национальных.

Множество определений культуры, которые варьируются в зависимости от порождающего их материала, множественности взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в некоей исторической одновременности и многомерности, делают правомерным обозначение современного общества, как поликультурного по содержанию, формам и способам функционирования культуры.

Взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко охарактеризованный М. Бахтиным. "Единство культуры - писал он - это открытое единство:. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому, что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)" [1].

В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы о национальной специфике образования.

В России проблема национальной специфики образования всегда являлась очень существенной. Россия всегда была многоэтнической, многокультурной, многорелигиозной и многоязычной страной, поэтому внутренний "культурный плюрализм" россиянина, его "культурная толерантность" легко исторически объяснимы. А сегодня, когда каждый человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он непроизвольно становится носителем общечеловеческой (универсальной) культуры и набора элементов национальных и региональных субкультур.

Проблема межкультурного общения в условиях многоязычия, характерного для земной цивилизации, является одной из древнейших и до сих пор не получила своего удовлетворительного решения. Реальностью сегодня является использование народами в общении друг с другом ограниченного числа ведущих языков мира, так называемых языков мирового общения. Сейчас ни одна страна на международной арене уже не может более оставаться в языковой изоляции и вынуждена использовать иностранные языки. По мнению специалистов ЮНЕСКО минимальное количество языков, которым должен владеть человек в третьем тысячелетии, будет никак не меньше трех. По их прогнозам ведущим в мире останется английский язык, в европейском пространстве - немецкий, в евразийском - русский.

Эта мысль для нас имеет особую ценность в связи с тем, что объективно наметившиеся тенденции социокультурного образовательного процесса корреспондируют с актуальной для региона локальной проблемой - изучением немецкого языка в условиях социокультурной ситуации Алтайского края, имеющего обширную, компактно проживающую диаспору российских немцев (около 130 тыс. чел.) Эти объективные и субъективные факторы делают разработку проблем поликультурного образования не только отвечающей современным мировым тенденциям в сфере образования, но и социокультурным региональным потребностям Алтайского края.

Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют и общую парадигму образования, которая формулируется так: "Образование - это часть культуры". Она предполагает иные: концепцию образования, преподавание и построение отношений участников образовательного процесса, организацию и содержание образования.

В соответствии с этой парадигмой в основу концепции российского образования положен принцип овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в контексте единой общечеловеческой культуры.

Таким образом, культура как специальное понятие, отображающее определенным образом познаваемую реальность, к концу ХХ века перестает быть объектом сугубо эмпирических, частных или вспомогательных научных дисциплин и превращается в один из генеральных ориентиров современного общего образования.

Основные принципы и положения, на основе которых меняется парадигма общего образования и строится стратегия и тактика реализации идей развития образования, определены Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992) и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (1995).

В настоящее время в научно-педагогическом сообществе России идет активная дискуссия, посвященная поиску научного обоснования путей внедрения основных положений указанных документов в практику процесса образования. Обсуждаются проблемы гуманитаризации и гуманизации образования, а также параметры нового социально-культурного типа личности, формирование которой в образовательном процессе носит характер общекультурного развития при всемерном сохранении национальных и региональных культурных традиций.

В этом направлении на протяжении ряда лет в научно - исследовательской лаборатории музыкального образования и творчества Алтайского государственного института искусств и культуры проводятся исследования и разработка новой концепции подготовки учителей музыки.

Однако, теоретическое осмысление положений новой концепции не может быть достаточным и эффективным для ее реализации в учебном процессе без опоры на живую практику преподавания музыки в школе. Ведь подлинно творческого уровня преподавания может достичь лишь тот учитель музыки, который способен к объективному и всестороннему осознанию социально - культурной и музыкально - педагогической действительности, к ее самостоятельной критической оценке и творческому преобразованию.

Взаимосвязь музыкально-педагогической науки и практики выступает важным компонентом развития профессионального мышления педагога-музыканта. Для достижения этих целей педагогическая практика студентов - будущих учителей музыки - ориентирована на участие в инновационном проекте, который реализуется на базе средней школы © 127 г. Барнаула, где студенты приобретают первоначальные навыки педагогической и исследовательской деятельности.

Любая попытка осмыслить новую парадигму образования и создать новую систему, а также воплотить ее в практику педагогической действительности представляется актуальной и научно значимой.

Инновационный проект школы поликультурного гуманитарного образования (с углубленным изучением немецкого языка), разрабатываемый в средней школе © 127, осуществляется в сотрудничестве двух научно - исследовательских коллективов: лаборатории музыкального образования и творчества (Алтайский государственный институт искусств и культуры) и лаборатории проблем немецкого (национального) образования (Барнаульский государственный педагогический университет).

Проект школы поликультурного гуманитарного образования базируется на реализации модели непрерывного образования: детский сад - начальное (раннее) обучение - средняя ступень - старшая ступень обучения (этап профессиональной ориентации).

Одним из путей реализации поликультурного гуманитарного образования в рамках проекта школы является создание интегрированного курса "Музыка и язык в поликультурном образовании" [2].

Научной гипотезой данного курса является предположение о возможности достижения успешной интенсификации и значительного повышения эффективности общего гуманитарного образования на основе взаимодействия иностранного языка (немецкого) и музыкально-эстетической дисциплины "Музыка" в процессе интеграции содержательной и деятельностной сторон предметов, которая ведет к системности и уплотненности знаний учащихся на всех уровнях: общего теоретического представления, содержания учебного предмета(учебного материала и действий по оперированию им) и педагогического процесса, детерминирующего формирование целостной структуры личности. Воспитание личности учащихся осуществляется через коммуникативно-художественные формы в условиях поликультурной среды образования в педагогическом процессе и через обеспечение взаимодействия учебных и внеклассных форм деятельности.

В связи с инновационным характером указанного курса возникает необходимость разработки новой концепции обучения на основе интеграции упомянутых учебных предметов, положения которой формируются и формулируются в процессе экспериментального обучения.

Основными целями поликультурного гуманитарного образования являются:

Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

Возможность осуществления интеграции процессов обучения немецкому языку и музыке обусловливается наличием сходных черт в психологических и дидактико-методических основах обучения.

Музыкальное искусство родилось из интонации человеческой речи, ритмов трудовых процессов и бытовых действий, в нем также нашли выражение формы психических состояний, переживаемых людьми. Генетическая и историческая связь музыкального языка с речью, ее интонационной окраской накладывают на него свой отпечаток. Музыкальный язык интонационно богаче и обобщенней речевого, зато в естественном языке ярче обозначен прямой предметно-понятийный смысл.

Возможность интеграции иностранного (немецкого) языка и предмета "Музыка" обусловлена тем, что знаковые и фонетические системы языков (иностранный, родной, музыкальный), несмотря на разную направленность (вербальную, акустическую), функционируют в условиях билингвизма и поликультурной среды на основе общего механизма - эмоционально-психологического восприятия. Активизация эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза расширяет информативно - художественное и лингво-коммуникативное поле обоих предметов, формирует у учащегося позитивную эмоциональную доминанту восприятия культуры другого народа.

Активизируются и другие сходные психические процессы: слух, внимание, память, воображение, лежащие в основе самостоятельной деятельности с элементами творчества.

Дидактико-методические основы обоих предметов предполагают формирование деятельностных основ владения ими.

Кроме того, иностранный язык как учебный предмет обладает особой способностью к интеграции с другими предметами, которая вытекает из самой природы языка как средства приема и передачи информации, как средства общения.

Интеграция ведет к необходимому дифференцированному углублению по музыкально-художественному и языковому направлениям, которое реализуется как на основе углубления содержания собственно учебных предметов, так и на основе развития системы разнообразных внеклассных форм образования.

Интеграция процессов обучения немецкому языку и музыке фокусирует основные черты поликультурного образования, не исчерпывая всего многообразия урочных и внеклассных форм его целостной реализации в школе.

Кроме предметов учебного плана, формирующих базовый уровень обученности учащихся, специфика поликультурного образования предполагает его углубление через включение в учебный план альтернативных спецкурсов, предлагаемых учащимся на выбор. Примером такого спецкурса является курс "Музыкальное искусство и культура Германии", который читается учащимся 8-10-х классов с углубленным изучением немецкого языка.

Условием эффективной реализации проекта школы поликультурного гуманитарного образования должно стать сочетание учебного процесса и внеклассных форм образования. Именно в них должно происходить применение на практике полученных учащимися в учебных курсах знаний, формирование и развитие элементов их творческой деятельности, расширение поликультурного пространства.

На данном этапе осуществления проекта организованы и работают студия "Немецкое хоровое пение", ансамбль русской народной песни "Бусинки", ансамбль немецкой песни "Лерхе", студия "Декоративно-прикладное искусство России и Германии", кружок "Изобразительное искусство России и Германии", хореографический ансамбль "Фантазия", кукольный театр "Волшебники", театр "5 +".

Традиционными мероприятиями стали олимпиады по немецкому и русскому языкам, недели, декады, месячники немецкого и русского языков, народные обрядовые праздники.

Поликультурное образование учащихся осуществляется не изолированно, а в контексте культурной жизни города и края. Школа активно участвует в мероприятиях, проводимых российско-немецким Домом, факультетом иностранных языков БГПУ, музыкальным факультетом АГИИК. Учащиеся школы постоянно участвуют в фестивалях народного творчества своего района, города и края, а также в местах компактного проживания российских немцев (Немецкий район).

Необходимым звеном в системе поликультурного образования должно стать систематическое "живое" общение с носителями иностранного языка и культуры. Опыт такого общения плодотворно сказывается на развитии мотивационной сферы обучения языку и повышении уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Состоявшиеся встречи учащихся и учителей средней школы © 127 с музыкантами дикси-капеллы из Германии, с семьей швейцарского профессора-филолога Цюрихского университета г-на Г. Бокслера, с профессором Мюнстерского Вильгельм-университета г-ном И. Пиирайненом, с приват-доцентом г-ном Р. Цёллером (который кроме бесед и встреч проводил в школе уроки математики на немецком языке) и другими носителями языка заметно стимулировали интерес учащихся к обучению.

Участие школы в эксперименте "Европейский языковой портфель для России" расширил рамки поликультурного пространства школы.

Настоящий проект школы поликультурного гуманитарного образования рассчитан на поэтапное осуществление с подведением промежуточных итогов. На базе анализа результатов каждого этапа предполагается соответствующая корректировка и совершенствование реализуемой концепции.

Уже на нынешнем этапе внедрения проекта школы поликультурного гуманитарного образования получены положительные результаты: из 144 учащихся - 93 учатся на "4" и "5", что составляет 58,2% качественной успеваемости, что на 8-10% выше результатов 1997 года; учащиеся школы в районной олимпиаде заняли призовые места: 9 класс - 3 место, 10 класс - 4-е; учителя отмечают возросший уровень воспитанности и общей культуры учащихся; на базе взаимодействия учебной и внеучебной форм работы - повышение творческой активности учащихся.

Носители языка отмечали достаточно высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции учителей и учащихся классов с углубленным изучением немецкого языка. Все это позволяет надеяться на распространение опыта школы поликультурного гуманитарного образования на городской и краевой уровни.

При дальнейшем развитии проекта может возникнуть избыточная концентрация внимания на иноязычной культуре в ущерб отечественной. Избежать этого можно через переосмысление целей, содержания и принципов обучения учебным предметам, ориентированным на отечественную культуру, и через разработку на их основе спецкурсов по выбору. Примером может служить интегрированный спецкурс для учащихся старших классов "Стань музыкою слово:", в котором изучается взаимодействие образцов русской поэзии ХIХ века и камерно-вокальной лирики композиторов русской классической школы.

Таким образом, культурологическое направление художественного образования в условиях поликультурного общества открывает возможности постижения и познания личностного смысла жизни через искусство. "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности" [3].

Благодаря искусству и художественной культуре, предметный мир во всей совокупности человеческой практики, через процесс формирования чувственного образа мира ведет человека к смыслопониманию, смыслоприятию внутрисистемных связей объективной картины мира.

Библиографический список:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 332.

2. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании / Россия и Запад: диалог культур. Материалы 4-й Международной конференции. М.: МГУ, 1998. С. 112-119.

3. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. Т. II. С. 237.

 

 

 

 


Содержание