Можаров

Максим

Сергеевич

- заведующий кафедрой методики преподавания информатики НГПИ, кандидат педагогических наук, доцент.

Научные интересы - технологические подходы в общей дидактике, системология, прогностика, аксиоматика педагогики.

 

 

педагогическое моделирование
в рамках Когнитивного
подхода как метод
структурного исследования
педагогической деятельности

Термин "когнитивность" обозначает, в частности, системные проявления сознательных манипуляций с понятийными структурами различных предметных областей. Данные манипуляции характерны для множества психолого-педагогических исследований, поэтому за термином выстраивается целостный педагогический подход, позволяющий формировать педагогическую теорию на основе базовых категорий изучения человека: сознание, мышление, познание, понимание и т.д.

В нашей работе рассмотрим два специфичных аспекта когнитивного подхода и их влияние на общепедагогическую парадигму, которая, в свою очередь, претерпевает в последнее время серьезные изменения, связанные с новыми достижениями в языкознании, с развитием системного анализа, компьютеризацией общественного уклада и т.д. Во-первых, это область разрешения конфликтов педагогической ситуации (ПС), а во-вторых, - исследование формирования когнитивных тактик (клише) у субъектов педагогического процесса.

В первом случае будем говорить о когнитивных картах, позволяющих преобразовать декларативные знания о ПС в процедурные знания о разрешении ее основных конфликтов.

Предлагаемый нами подход понятийного моделирования педагогических явлений и процессов основан на системе методов системно-структурного анализа, методах формальной грамматики Хомского, традиционной логике, методе декларативно-процедурного моделирования.

Несмотря на обширную методологическую базу, педагогический подход понятийного моделирования, как и сами понятийные модели, легки в восприятии. Это объясняется не простотой метода и модели, а их естественностью и "вписываемостью" в сознание.

Совместное использование семантических методов (теория семантических пространств, теория фреймов - М.Минский [1], теория скриптов - Р.Шенк) и методов, основанных на построении декларативно-процедурных отношений, теории графов, описанных в исследованиях по когнитивной психологии Э.Толменом [2], позволяет расширить используемый в нашей работе метаязык понятийных моделей. Возникает возможность (на основании данного расширения) оформить методологический аппарат собственных педагогических исследований.

Описывая идею данного подхода, следует отметить, что некоторые когнитивные методики были заимствованы нами и рассматриваются в [3-7].

Существует несколько подходов к понятию "когнитивная карта". В дальнейшем когнитивной картой будем называть произвольный знаковый ориентированный граф (со всеми возможностями его переструктурирования). Данный граф можно рассматривать как протокол процесса рефлексии, осмысления жизненных альтернатив и собственных позиций в рамках ситуации "принятия решения". В педагогическом смысле этот рефлексивный процесс может определять комплексный анализ ПС. Например, возможные пути развития гипотетической ПС в зависимости от различных вариантов поведения некоторого субъекта.

Для формализации термина "рефлексия" и последующего включения рефлексии как процесса в перечень процессов когнитивно-понятийного метода можно использовать, предложенное Лефевром определение рефлексии и введенного им же наглядно-графического, полиномиального ее представления.

Рассмотрим простой пример, в нем когнитивная карта состоит из вершин-прямоугольников, каждый из которых соответствует некоторому фактору. Дуги, соединяющие данные прямоугольники, обозначают причинно-следственные связи типа П® С, П - причина, а С - следствие. Будем называть связь положительной, если усиление П приводит к усилению С, и наоборот - отрицательной, если усиление П приводит к ослаблению С.

Рис.1. Когнитивная карта ПС.

На рисунке 1 приведена несложная когнитивная карта, в которой раскрывается смысл ПС - поступка учащегося, а именно, с одной стороны, отрицательного (пропущены уроки), приводящего к уменьшению степени осознанности учебного материала, а с другой - положительного, т.к. во время данного урока ученик посетил библиотеку и самостоятельно изучил новый материал. Существование таких когнитивных карт позволяет педагогу видеть целостное явление, а не усеченную ее часть, имеющую субъективное представление. Такой системный анализ позволяет говорить о дальнейшем прогнозировании эволюции исследуемого явления.

Подобных примеров использования когнитивных карт при исследовании ПС можно привести множество. Но даже самый простой пример позволяет увидеть те преимущества, которые сулит их использование: формализация, систематизация, анализ и прогнозирование.

"Когнитивные карты могут быть полезным инструментом для формирования и уточнения гипотезы о функционировании исследуемого объекта, рассматриваемого как сложная система. Для того, чтобы понять и проанализировать поведение сложной системы, целесообразно построить структурную схему причинно-следственных отношений и связей" [9].

Мы отмечали раньше [8], что немаловажное значение при проектировании понятийной модели предметной области, педагогической системы или процесса имеет возможность данной модели к самоисправлению, самокоррекции. В этом смысле когнитивные карты позволяют использовать богатый математический аппарат теории графов.

Японский ученый М.Маруяма предлагает особым образом рассматривать образующиеся в когнитивных картах контуры, которые могут усиливать отклонение системы от нормального состояния или противодействовать отклонению. Маруяма предлагает называть первые морфогенетическими, а вторые - гомеостатическими контурами [9]. Можно доказать, что контур усиливает отклонение, если содержит четное число отрицательных связей, а в противном случае препятствует отклонению. Например, в приведенной на рисунке 1 когнитивной карте существует только один контур с четным количеством отрицательных связей:

учение в классе ® степень осознанности ® пропуски уроков.

Легко заметить, что данный контур отклоняет систему, а именно разрушает классно-урочную форму обучения.

Контуры, в свою очередь, могут соответствовать как хорошо изученным, так и новым для предметной области явлениям и процессам, возможно катастрофам и катаклизмам. Несложные комбинаторные вычисления по подсчету контуров, отрицательных и положительных связей позволяют прогнозировать влияние данных факторов на систему.

Таким образом, метод когнитивных карт, будучи включенным в область понятийного моделирования, позволит наладить механизмы самопроверки и самокоррекции полученных моделей.

Второй важный для нас аспект когнитивного подхода - исследование формирования и значения мыслительных стратегий педагогов и учащихся - когнитивных клише [9].

Действительно, существуют такие когнитивные схемы, которые можно связать с местом субъекта в педагогическом процессе. Клише учителя, клише ученика, администратора, научного работника и т.д.

Анализ подобных схем можно проводить с нескольких позиций. Например, с точки зрения их формирования. Где? Когда? Под влиянием каких факторов? С позиции оценки их влияния на учебный процесс: формирование педагогических технологий, основанных на когнитивных схемах обучения, поведения, общения, изменение сущности субъекта учебно-воспитательного процесса путем замены одних клише другими...

Изучение возможности интеграции, набора когнитивных клише, индивидуального или коллективного субъектов педагогических отношений, приводит к формулировке нового, существенного для нас вывода. Исследование когнитивных стилей - важный аспект, позволяющий получить уникальные профили как педагогов и учащихся, так и целых коллективов, классов, групп и других социальных сообществ.

В нашей работе когнитивный стиль формируют, в основном, следующие виды когнитивных операций [9]:

- полинезависимость - умение выделять объекты из контекста;

- когнитивную сложность восприятия - степень многомерности восприятия, умение рассматривать проблему в различных системах координат;

- рефлективность - склонность к анализу и самоанализу;

- гибкость мыследеятельных процессов - способность переключаться между видами мыслительной деятельности;

- функциональность - способность к функциональному усечению проблемных ситуаций.

Остальные, не столь кардинально формирующие когнитивный стиль виды мыслительных навыков, можно отнести к группам предметных тактик и навыков. Большой интерес для нас представляют те из них, которые связаны с когнитивными процессами деятельности учащихся и педагогов.

В завершении данной статьи сформулируем выводы, вытекающие из феноменологической картины понятия "когнитивный метод":

1) когнитивный метод является естественным дополнением метода понятийного моделирования;

2) структурное исследование деятельности субъектов ПС невозможно без разработки соответствующих когнитивных профилей.

Библиографический список:

1. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.

2. Толмен Э. Когнитивная карта у крыс и человека // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С.63-82.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

5. Когнитивные исследования за рубежом (Идеи и методы искусственного интеллекта в изучении политического мышления). М., 1990.

6. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С.143-184.

7.Cicoruel A.V. Cognitive Sociology. L.: Pinguin Education, 1973.

8. Гулидова И.В., Гуревич Л.И., Можаров М.С. Понятийные модели образовательной области// Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление. Новосибирск, 1998.

9. Плотников Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998.

 

 


Содержание