Манаков

Николай

Александрович

- доктор физико-математических наук, профессор, действительный член МАНПО, проректор по НИР БиГПИ.

 

 

Москальчук

Галина

Григорьевна

- кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры общего и исторического языкознания АГУ.

 

 

ТЕКСТ КАК ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ

 

В настоящей работе на основе результатов комплексного экспериментального исследования, а также литературных данных предпринимается попытка анализа формальной структуры текста с позиций естественных наук, а точнее, - физики, представляющей основу естествознания.

Текст - объект, созданный человеком. Человек - часть природы. Поэтому с неизбежностью в тексте должны обнаруживаться характеристики, совпадающие с параметрами объектов природы. Текст является продуктом интеллектуальной деятельности человека, представляющим сгусток информации, облеченный в определенную форму. Если содержание текста формируется преимущественно на уровне сознания, то его структура - в значительной степени на уровне подсознания, то есть в рамках определенных стереотипов, сформировавшихся в процессе эволюции человека. Не случайно спонтанные тексты всегда имеют более точную позиционную структуру, нежели литературно обработанные произведения [5]. Поэтому представляется целесообразным изучение структуры (формы) текста с позиции естественных наук как обычного природного объекта.

Чисто физические параметры диапазона естественного восприятия текста как единицы естественного языка позволяют объяснить некоторые особенности его формы (структуры), возникающие помимо воли человека, не осознаваемые им, но воздействующие при восприятии целого текста на уровне подсознания. Отрыв текста от его носителя и создателя - человека - затрудняет понимание особенностей организации и самоорганизации текста как продукта речевой деятельности человека, то есть естественного природного процесса. Лингвистикой практически не затронут физико-биологический слой фактов, присутствующий в тексте как языковом знаке с неизбежностью (уже в силу своей природы). Понимание природных факторов, детерминирующих устройство и функционирование текста, позволит глубже понять и текст, и человека, приблизит нас к пониманию единства материального мира.

Текст природен онтологически. Это волновой сгусток энергии, занимающий некоторое физическое пространство-время, отличающийся от естественного фона ритмов и биоритмов. В письменном тексте в графических сигналах, распределенных в протяженности текста, информация, идущая от автора, закодированная им, сохраняется в виде деформации инвариантной матрицы (конкретный текст).

 

 

 

Взгляд на текст как физический материальный объект обращает внимание на такие его особенности: 1) масса словесного и грамматического материала, воздействующая на слушателя или читателя; 2) размер текста и составляющих его компонентов позволяют ставить проблему соотношения частей в целом, их согласованного (кооперативного) действия в рамках целостного объекта; 3) протяженность текста, связанная с направленностью движения.

Протяженность текста как физическая (материальная) его составляющая может быть представлена в единой системе координат путем совмещения одноименных позиций текста. Различия в длине текстов нивелируются с помощью пропорций, фиксирующих теоретическое положение основных позиций. Это определяет набор возможных типов симметрии, которые присущи форме текста: трансляционная и зеркальная. Наиболее характерными примерами таких элементов симметрии являются симметричные и антисимметричные повторы [5]. Направленность движения в тексте детерминирована необратимостью времени. Но в тексте развиваются чисто языковые приспособления, способные компенсировать непреложный физический закон, то есть как бы поворачивать время вспять, замедлять или ускорять ход субъективного времени, отражаемого человеком в тексте с помощью языковых знаков. Одним из средств является принцип повторения элементов формы и содержания. Его роль многообразна, но суть в осуществляющейся время от времени актуализации темы текста, ее вариативное проведение через целое, преодоление весьма ограниченной емкости оперативной памяти человека. Повторы как маркеры темы целого текста, как установлено экспериментально [5], локализуются в целом не случайным образом, а тяготеют к одним позициям и избегают других. Позиционное изменение плотности повторов как элементов симметрии носит инвариантный характер. Анализ плотности распределения элементов симметрии и асимметрии позволяет описывать динамику (эволюцию) процесса организации структуры целого текста [6].

Организация текста посредством элементов симметрии является компромиссом между объемом целого и естественно-биологическими ограничениями объема оперативной памяти человека. Наличие в тексте повторов и, в особенности, - изменение плотности их распределения по отдельным интервалам текста, проявляется на самом разном языковом материале и позволяет обнаружить функциональную неэквивалентность различных позиций текста. Высокая плотность повторов маркирует сильные позиции текста, более низкая - слабые. Периодические возрастания и падения плотности повторов в тексте выявляют интервалы, тяготеющие к сильным позициям, которые описываются как композиционные зоны текста, обладающие сходной функционально-структурной спецификой в рамках целостности. Периодичность изменения плотности распределения повторов указывает такие области текста, в которых наиболее вероятны элементы симметрии. Периодичность структурной организации текста указывает на закономерный характер сочетания трансляции сходного процесса с изменением интенсивности его протекания в разных композиционных зонах целого, обладающих неодинаковой протяженностью. Периодичность развертывания процесса структурной организации текста коррелирует с пропорцией золотого сечения, что является отражением оптимальности структуры текста примерно такой же, как во многих биологических процессах.

 

Рис. 1. Динамика позиционного распределения плотности элементов

симметрии (ряд 1) и асимметрии (ряд 2) в инвариантной структуре текста

На рисунке можно видеть "волновую" структуру текста с "длиной" волны 0,5 (в единицах длины текста). Это свидетельствует об одном общем стандарте формирования структуры текста, сложившемся стихийно. Амплитуды указанных волн могут служить количественной характеристикой структурированности текста (структурной негэнтропии). В процессе "пассивной" передачи текста (репродукции) от одного человека к другому структурная энтропия текста только возрастает, а структурная негэнтропия уменьшается, что соответствует второму закону термодинамики. Но возможна и "активная" передача текста, когда человек затрачивает определенные эмоциональные и интеллектуальные усилия (т.е. энергию), точно так же как при создании текста. В этом случае возможно и уменьшение структурной энтропии в соответствии с законом уменьшения энтропии открытых систем при прогрессивном развитии [1].

Энергия, затраченная автором на создание текста, трансформируется в информационную и структурную негэнтропию, идущую на формирование структуры текста и определенной позитивно значимой информации. При восприятии текста человек воспринимает эту негэнтропию, накапливает и использует информацию. Информация служит, в свою очередь, для возбуждения энергетических посылов организма и интеллекта, то есть, энергия, вложенная в структуру текста его автором, трансформируется в тексте в систему языковых символов и знаков, обладающую определенной структурной организацией и заключающей в себе определенный объем информации. При восприятии текста в определенных ситуациях эта информация трансформируется в "созидательную энергию".

Если структурную организацию текста мы можем наблюдать по распределению повторов, то исследование ориентации предложений (как минимальных дискретных порций информации) относительно сильных и слабых позиций текста позволяет вскрыть процесс самоорганизации структуры текста. Следует подчеркнуть, что рассматривать функционирование текста мы должны в системе включающей как текст, так и человека. Только в этом случае наша система будет открытой, способной к самоорганизации [7]. Если же мы рассматриваем текст отдельно от его носителя, то это будет изолированная "неподвижная" система, а точнее, просто структура.

Предложение как таковое вписано в целостность, предложения же различного размера взаимно приспосабливаются своими изменяющимися протяженностями друг к другу и к структуре целого, образуя тем самым некоторый ритмический рисунок (паттерн, конфигурацию), коррелирующий с основными позициями текста, избранными для наблюдения. Циклические процессы, возникающие в структуре текста в результате дистантного разрешения асимметрии выравнивают накапливающиеся случайным образом погрешности в ориентации предложений различной длины, способствуют более корректному вписыванию разнопротяженных предложений в целое, обладающее на выходе определенным физическим объемом. Между свободно размещенными в замкнутой структуре текста предложениями возникают скрытые циклические связи. Внутритекстовые циклы возможны из-за сохранения некоторого стабильного для всего текста и каждой из композиционных зон функционального режима, единства меры.

Первое предложение своим началом совмещается с абсолютным началом текста, а последнее совмещается своим концом с абсолютным концом текста. Таким образом, первое и последнее предложения текста зеркально ориентированы друг к другу. Поэтому из-за детерминированной границами текста ориентации первого и последнего предложения все иные флуктуации размера предложения неизбежно происходят внутри текста. Изменение размера предложения оказывается статистически соотнесенным с позицией предложений в тексте.

В текст встроена определенная метро-ритмическая матрица, воспроизводимая неосознаваемо человеком. Этот ритм самой структуры целого способен инициировать при его восприятии аналогичное психо-физиологическое состояние, что подтверждается психолингвистическими экспериментами [6; 7]. Механизм воздействия на человека через ритмические колебания, например, через частоту дыхания, хорошо показан Л.С. Выготским в "Психологии искусства", ритмическое и мелодико-интонационное воздействие изучено в теории музыки и в теории русской интонации [2-4 и др.]. Ритм, интонация, мелодика речи напрямую связаны с древнейшим слоем сознания и подсознания человека, а это все - колебательные процессы, обладающие несомненным неосознаваемым воздействием на человека. Ритм целого текста возникает как деформация пакета стоячих волн, он в большинстве моделей структуры текста представлен как весьма искаженный (асимметричный) волновой процесс [5; 6]. Наиболее правильные волны, вероятно, либо слабо различительны, либо достигаются в результате измененных состояний сознания, например, под воздействием каких-либо веществ, в результате дыхательных манипуляций, как измененные состояния сознания [8]. Тексты-медитации, мантры обладают "слоистой структурой", особой грамматической структурой, как целостность они более симметричны, нежели обычные, употребительные тексты, обладающие активным воздействующим потенциалом. Так, заговоры, лозунги, рекламные слоганы, предназначенные для активизации реципиентов, тяготеют к однопредложенческой структуре текста, и это не случайно, ибо текст, совпадающий с предложением, наиболее асимметричен по своей структуре, в нем четко и однозначно размещена наиболее мощная восходяще-нисходящая градация, вызывающая активизацию психофизиологического состояния реципиента.

Таким образом, мы рассмотрели структуру текста в кругу других природных объектов со стороны его физических параметров (протяженность, интенсивность процесса самоорганизации, ритмичность распределения повторов как элементов симметрии, а также их антипода - асимметрии и др.). Установлено, что асимметрия (различное) сложно соотносится с повторяющимся (симметрия), но их взаимодействие в процессе самоорганизации подчиняется инвариантным пространственно-временным закономерностям, и варьирование формы осуществляется в достаточно ограниченных пределах. Синергетическая теория текста позволяет ставить новые экспериментально верифицируемые задачи по изучению восприятия и продуцирования текста.

Библиографический список:

1. Алексеев Г.Н. Энергоэнтропика. М., 1983. С. 32.

2. Борев Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры // Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986. С. 5-43.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

4. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.

5. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. Барнаул, 1998.

6. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс: Автореф. дис. : докт. филол. наук. Барнаул, 1999.

7. Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 1997. © 2. С. 72-79.

8. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.

 


Содержание