Гришин А.В.

- директор

Соколовской средней школы

Зонального района

Алтайского края

Мотивационный подход
к школьному самоуправлению

 

 

Демократизация управления школой как объективная необходимость обусловливает создание школьного совета. Важнейшими сферами жизни человеческого общества являются потребности и возможности в области их реализации. Нереализованные возможности и неудовлетворенные потребности создают противоречия, порождающие стресс, преодоление которого зависит от системы управления. Многие руководители и педагоги школ пытаются разрешить противоречия через законы (государственные и школьные), но встречают при этом затруднения, главной причиной которых является то, что закон отражает правовую основу взаимоотношений, а в школьной жизни многое основано на этических нормах, не адекватных правовым. Поэтому управление должно быть мотивационным, впитавшим как правовые, так и этические нормы. Идея мотивационного управления принадлежит доктору педагогических наук Шалаеву И.К. Автором разработана система мотивационного управления, введены новые стимульные ситуации и их комбинации.

Мотивационное управление - это система создаваемых социально-психологических условий через стимульные ситуации, опосредованно (иногда непосредственно), порождающие мотивы действий членов управляемого коллектива, стимулирующие достижение управленческой цели.

В системе управления можно условно выделить три направления:

а) психолого-физиологическое, целесообразность которого определяется реальностью: педагогов необходимо вооружить знаниями, умениями и навыками преодоления стресса, возникающего у учителей, учащихся и родителей. Содержание этой работы - проведение тестирования, упражнений, мануальной терапии, медитации (последние два требуют специальных знании и умений);

б) распределение материальных средств, включающих систему оплаты труда и материально-техническое снабжение педагогов, учащихся и их рабочих мест;

в) мотивационное управление непосредственно в учебно-воспитательной и руководящей работе, которое распространяется и на предыдущие направления.

Оно включает в себя линейное управление с элементами мотивации, характерное для руководителей авторитарного типа, и систему стимульных ситуаций - создание социально-психологических обстоятельств, дающих стимул к деятельности (для руководителей демократического стиля).

 

Школьные советы были внедрены в школу авторитарно - без цели, мотивов, без исследования местных наработок. Международная ассоциация содействия школьным советам (МАСШС) взяла на себя функцию теоретического обоснования и выработки технологии деятельности советов. Управление коллективом осуществляется системой управленческих действий, которая представляет собой целенаправленный акт многостороннего взаимодействия руководителя и членов коллектива, объединенных ценностно-ориентационным единством. Оно обеспечивает оптимальное решение управленческих задач, исходящих из основных целей коллектива. Система стимульных ситуаций включает (как уже известно в науке) ситуацию успеха, ситуацию критической самооценки, ситуацию делегированной инициативы, так и новые ситуации, выявленные в опыте автора и объединенные в систему.

Система стимульных ситуаций управленческого действия содержит ситуации установок, ситуации поиска, ситуации преодоления психологического или физического предела и др. Так, имея целевую установку о создании школьных советов, президент МАСШС Бочкарев В.И. организовал поиск научного обоснования и технологии деятельности советов, в который включились как ученые, так и практики. Многие скептики по вопросу деятельности школьных советов, получив научно-методические материалы МАСШС и проучившись на ее спецкурсах, смогли преодолеть свои установки. Подчеркнем, что ситуация критической самооценки в работе школьных советов эффективна в паре с ситуацией успеха, а ситуация делегированной инициативы мертва без ситуации встречной инициативы.

Особое место в педагогической и иной деятельности занимает ситуация оптимальности личного участия руководителя в деятельности коллектива. Психологизация педагогического процесса дает жизнь целому блоку стимульных ситуаций: ситуация внушения, ситуация включения в значимую для личности деятельность, ситуация смены социальной позиции.

Остановимся на технологической карте работы школьного совета:

1. Целевой блок.

Глобальная цель - эффективность действий общества, направленных на улучшение материального и духовного благосостояния его членов путем лучшей организации труда (управления). Частные цели: мотивационное управление, функции которого невыполнимы без двух компонентов - гражданского общества и государства. Пока лучшим (оптимальным) изобретением такого вида управления являются советы школ. Цель - создание положительных мотивов у педагогов, учащихся, их родителей и общественности для организации и работы советов, работа по разъяснению, убеждению положительными результатами, эффект участия в педагогическом процессе, широкая гласность и демократия. Задачами в деятельности школьных советов являются организационная работа по созданию и деятельности совета, планирование деятельности, осуществление совместной работы всех субъектов школьной системы, выявление их потребностей и возможностей. В соответствии с целями и задачами определяем цикл управленческих действий по работе школьного совета.

2. Исполнительный блок:

3. Психологический блок:

Ситуация внушения, ситуация включения, ситуация смены социальной позиции. На заседаниях совета при решении спорных или сомнительных вопросов (например, трудовых обязанностей учащихся) интеллектуальные силы учителей и родителей объединяются (у них общие мотивы), то же - при решении хозяйственных задач (мнения членов совета учащихся и их родителей внушительны для руководителей хозяйств). Как результат воздействия психологических факторов происходит смена социальных позиций лиц, действия которых неадекватны задачам управленческого цикла. Нами установлено, что эффективность действия психологической части блока зависит от мастерства, теоретической подготовленности управленцев всех ступеней, от их общей ценностной ориентации.

4. Технологический блок (прогноз деятельности осуществляется по тем же направлениям):

Создание прообраза нормы-образца. В деятельности каждого члена совета или школьного коллектива есть различной величины зерна опыта, эвристических находок, которыми они делятся с другими членами коллектива. Опыт совершенствуется, шлифуется при массовом использовании и, наконец, обобщается в форме образца для использования, осмысления в форме конкретных данных. Обобщенный опыт передается другим субъектам как внутри школы, так и вне ее. Сфера управления деятельностью расширяется.

При распространении опыта условия его применения изменяются, возникают новые противоречия, требующие нового цикла управленческой деятельности.

При организации деятельности школьного совета необходимо учитывать ценностные ориентации педагогов, учащихся и родителей. Наиболее выраженными ориентациями являются, на наш взгляд, следующие:

а) у руководителей школ, педагогов: создание общественного органа усилит возможности управления школьным процессом; создание официального органа даст дополнительные возможности общения с родителями, учащимися и педагогами в специфической обстановке; создание общественного органа позволит издавать школьные законы, акты, не разработанные существующим законодательством; создание общественного органа повысит возможности преодоления отрицательных общественных тенденций;

б) у педагогов - защита от администрирования и бюрократии администрации;

в) у учащихся - возможность защиты от произвола окружающих, возможность отстоять свои права, дополнительная возможность участия в управлении школьным процессом, развития коммуникативных способностей, постижения азов управления, работы с людьми;

г) у родителей - дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, влиять на учебно-воспитательный процесс, воздействовать на окружающее общество в целях его изменения к лучшему для воспитания и развития детей, оградить детей от негативных воздействий сверстников, нерадивых педагогов, родителей, осуществлять педагогические, экономические, нравственные идеи в школьном процессе.

Анализ ориентаций педагогов, учащихся и родителей позволяет выделить и их общие ориентиры. К ним мы бы отнесли: дополнительные возможности реализации педагогических идей, защиты своих прав и четкого определения обязанностей, компетентного содействия школьному процессу, укрепления трехзвенного коллектива в целях достижения оптимального результата деятельности, законотворчества и соблюдения законов, выработки этических норм жизни школы, не определенных законодательством.

Таким образом, синтез мотивационного управления и ценностных ориентаций субъектов педагогического процесса - психологическая основа эффективной деятельности школьного совета.

Проблемы в работе школьных советов начинаются с определения принципов деятельности советов: каким должен быть стиль управления советами - демократическим, авторитарным или эклектичным, составленным из элементов того и другого. В работе советов часто возникают проблемы из-за отсутствия четких критериев в деятельности советов.

В любой сфере жизни общества, включая педагогическую, существуют потребности и возможности общества или социальной группы. В области пересечения сферы потребностей и сферы возможностей противоречий не возникает. Неудовлетворенные же потребности и невостребованные возможности приводят к противоречиям, этот факт находится в поле зрения лишь отдельных авторов, а пути решения этих противоречий не исследованы в полном объеме.

Итак, возникают противоречия, вызывающие стресс в форме дистресса и эустресса. Более чем 30-летний педагогический опыт показывает, что адекватное решение вопросов управления способны дать демократические формы управления. На Алтае разработана одна из таких форм управления - мотивационная (см. работы Шалаева И.К.), система же управления в школе через стимульные ситуации разработана автором статьи.

Возьмем пример из практики работы школы: учитель грубо обошелся с учеником, не выполняющим учебные или этические нормы. Кого и как защитит совет и директор школы? Это одна из точек раскола их совместной деятельности. Но нужно лишь осознать, что у учащихся не удовлетворены потребности в их правах, а учитель видит нереализованность их обязанностей (возможностей). Директор и совет школы не должны принимать ту или иную сторону, они должны привести в соответствие возможности и потребности учителя и учащихся. Ассоциацией содействия школьным советам разработана технология деятельности советов, а концепции управления еще не развиты, поэтому со стороны административных органов управления образованием есть большая доля скепсиса по отношению к советам и их демократизации. Другим противоречием является неадекватность прав и обязанностей администрации, школьных советов, педагогов, учащихся и их родителей. Принят закон о народном образовании, Устав школы, развивается договорная система, но все эти документы не полностью отражают школьную жизнь по очень простой причине - в школе действуют не только правовые, но и этические нормы. Наряду с правовыми документами нужна разработка системы мотивов деятельности администрации, педагогов, учащихся и их родителей, а также общественности. Следующей проблемой является некомпетентность, неумение и нежелание учиться управлять школьным процессом. Причина - привычка к авторитаризму, ложному коллективизму - "не высовываться".

Противоречием является и неполное психологическое соответствие членов совета друг другу. Причина кроется в отсутствии ценностно-ориентационного единства состава совета. Необходим спецсеминар для всех членов совета, программа которого разработана Бочкаревым Б.И., президентом МАСШС. Противоречием является и неадекватность прав и обязанностей членов совета, непонятно, кому приказывать, кому выполнять. Это противоречие решается в процессе изменения структуры и функций совета.

Совет школы является законодательным органом управления, здесь его положение выше, чем у директора школы. Администрация школы - исполнительный орган управления. Директор школы использует аппарат Совета для реализации исполнительной власти.

Пути решения многих проблем видятся в создании четкой системы управления именно в системе мотивационного управления.

 

 

 


Содержание