Профессор
Франц Прюс
- университет
имени Эрнста-Морица-Арндта в Грайфсвальде,
институт воспитательных наук,
кафедра школьной и социальной
педагогики
Работа с детьми и молодёжью
в новом обществе:
вызовы, шансы и риск
Работа с детьми и молодёжью стала во всех странах общей проблемой в социализации подрастающего поколения, и поэтому обмен опытом может иметь важное значение.
В Федеративной Республике Германии в 1990 году произошло присоединение ГДР к государственной территории старой Федеративной Республики, так что все политические, экономические, общественные и правовые основы стали обязательными и на территории бывшей ГДР. Таким образом, в Восточной Германии произошёл переход от социалистического общества к рыночному хозяйству, образно говоря, "за одну ночь".
В новых федеральных землях была создана новая система школ и помощи молодёжи, которая определённым образом заменила традиционные и создаваемые с 1949 года структуры. Десять лет спустя после трансформации можно обобщить и оценить полученный опыт и сделать выводы, способствующие продуктивной целесообразной работе с детьми и молодёжью.
1. Общественные изменения и их последствия
в Восточной Германии
На основе существовавшего относительного равенства в бывших государствах Варшавского договора возникают различия и самостоятельные развития сегментов общества, в особенности в развитии школ и помощи молодёжи. Сектор развития для детей, подростков и молодёжи определялся детскими яслями, детскими садами, единой школой, работой детских и юношеских организаций, широкой государственной сферой досуга и управляемым профессиональным образованием.
Одинаковым в этих странах было и то, что специалисты подготавливались для работы на узких полях деятельности или для работы с определёнными возрастными группами, социальная педагогика/социальная работа не были развиты так, как в западно-европейских странах. Сейчас полным ходом идут процессы перехода и перелома в педагогическом и социальном сегменте общества, которые настойчиво требуют от науки предложений, целесообразных и полезных для широких слоев населения, стратегий решения и оформления развития нового образа жизни, а также оказания помощи и поддержки. Всё же условия их развития и оформления, а также подход являются очень разными, несмотря на сходное историческое развитие. Основное различие заключается в том, что во всех восточно-европейских государствах развитие происходит изнутри и может быть поддержано извне. В каждой стране принимается то, что на основе опыта рассматривается или принимается как целесообразное и
новое. Мы в новых федеральных землях имеем дело с другой ситуацией, являющейся, с одной стороны, более лёгкой, с другой, - более сложной. На основе договора об объединении новые федеральные земли с присоединением ГДР к ФРГ переняли юридические, экономические, политические и общественные условия.
Государственное объединение привело к приёму западной школьной системы в новых федеральных землях и тем самым внесло вклад в законченность и укрепление школьной системы, уже нуждающейся в реформе. Структуры помощи молодёжи также были скопированы, и носители помощи молодёжи введены с их организационной структурой без изменений в содержании.
В связи с общественной переменой в Восточной Германии произошло обесценивание существовавших образов действия и нормативных правил, а также их замена новыми ценностями и нормами.
Молодёжь особенно пострадала от необходимой переориентировки.
Общение с детьми, подростками и их семьями потребовало создания новых структур и учреждений, обновления внутреннего оформления работы с названными группами адресатов. Посредством воспитания в яслях и детских садах существовали формы воспитания, которые брали на себя большую часть воспитательных задач родителей, но использовались в связи с этим в государственно-политических целях и снижали воспитательную ответственность некоторых родителей. Школа была не только местом обучения, но и местом проведения досуга для многих школьников. Работа с детьми и молодёжью руководилась централизованно и проводилась по единой программе. Работа с детьми и молодёжью не была связана с помощью молодёжи и проводилась отдельно отделом по вопросам молодёжи и отделами внешкольного образования и воспитания при отделе народного образования, а также детскими и молодёжными организациями.
В ходе общественных перемен и на основании закона об организациях помощи молодёжи от 20.6.1990 (от двадцатого июня тысяча девятьсот девяностого года) в новых федеральных землях была создана новая система помощи молодёжи как самостоятельно работающая система, совершенно не зависящая от школьной системы.
Что же ново в восточной помощи молодёжи? Создание самостоятельной системы помощи молодёжи было связано с созданием администрации и появлением новых организационных структур. Во всех районах были созданы ведомства по делам молодёжи со структурой отделений, перенятой из одной из старых федеральных земель-партнёров. Основой дальнейшего развития был закон о помощи детям и молодёжи. Трансформация системы помощи молодёжи старых федеральных земель привела к двум основным административным переменам. Во-первых, была введена коммунальная подведомственность, то есть создание районных ведомств по делам молодёжи и их полная ответственность за детей, подростков и их семьи в районе во внешкольной и внесемейной сфере, и во-вторых, были созданы комиссии по оказанию помощи молодёжи, членами которых явились представители городских и общинных парламентов и граждане, они были избраны этими парламентами по предложению свободных носителей помощи молодёжи. Кроме того, представители школ, церкви, руководитель ведомства по делам молодёжи и другие представители могут участвовать в работе комиссии по оказанию помощи молодёжи в качестве советников. Эта комиссия имеет право принятия решения по вопросам оказания помощи молодёжи в плане предоставленных представительством средств и принятого им устава. Она имеет право подать заявление представительству. Тем самым комиссия по делам молодёжи является чрезвычайно значительным органом оформления и развития помощи молодёжи в районе.
Система носителей тоже новая. Если раньше все отделы руководились государством, и государство несло ответственность, то сегодня существуют разного рода группы носителей, предлагающих услуги по оказанию помощи и поддержки. К ним относятся:
- общественные носители (районные и земельные ведомства по делам молодёжи);
- свободные общественно-полезные носители (благотворительные союзы, молодёжные союзы, церкви, религиозные сообщества);
- частные ремесленные носители (детские дома, дома матери и ребёнка, дома семейного отдыха и т.д.
Посредством установления свободных носителей были осуществлены возможности относительно быстрого реагирования на особенные нужды и многообразие предлагающих услуг, чтобы избежать односторонности, монополизации и застоя.
Сегодня помощь молодёжи преследует три раздела целей, исходя из намерения обеспечить элементарные воспитательные услуги и заботиться о социальной интеграции подрастающего поколения:
1. Активная помощь молодежи направлена на непосредственное влияние на различные области политики (социальная политика, семейная политика, молодёжная политика, школьная политика и т.д.).
2. Помощь молодёжи выполняет общие воспитательные задачи в общественном контексте посредством поддерживающих мероприятий. Создаются педагогически поддерживаемые и дополняющие семью предложения для детей и молодёжи, которые ведут к устранению или уменьшению неравенства и невыгодных положений и способствуют развитию подростков. Таким образом, помощь молодёжи предлагает широкий спектр услуг помощи и поддержки развития молодых людей.
Разделы работы с молодёжью и социальной работы с молодёжью входят в компетенцию ведомств по делам молодёжи, а не как раньше в компетенцию отдела народного образования и районного руководства детских и юношеских организаций. Эти произошедшие административные разделы компетенции привели к проблемам.
3. Помощь молодёжи предполагает также и прямые хозяйственные услуги детям, подросткам и их семьям в случае острых трудностей и проблем.
Помощь молодежи в новых федеральных землях решает прежде всего две задачи:
1). Создание дееспособной системы предложений и услуг, соответствующей потребностям молодых людей и их семей, и вносящей вклад в выравнивание жизненных условий с условиями в старых федеральных землях.
2). Развитие разнообразных структур носителей.
Учитывая актуальные проблемы (безработица среди молодёжи, молодёжная преступность, нехватка производственных мест получения профессии, недостаточный некоммерческий досуг и т.д.) возникает вопрос о соответствии спроса и предложения и соразмерности существующей социальной инфраструктуры.
Вследствие процессов отдаления школы и семьи, школы и досуга, на практике возникли особые проблемы. Школа и семья отдалились друг от друга как учреждения и не поддерживают тесного педагогического контакта, который можно назвать педагогическим взаимодействием. Учителя редко находят дорогу в родительский дом, родители приходят в школу, как правило, лишь на назначенные мероприятия. Негативные последствия имело разделение школы и досуга.
Ранее школьники находили в школе трудовые общества и общества по интересам, в которых удовлетворяли свои склонности, интересы и потребности, а также мероприятия, которые проводились классами (коллективами) как групповые мероприятия на определённые темы.
Они, как правило, упразднились и существуют сегодня вне школы.
- Школьники, обладающие различным духовным уровнем, общались друг с другом в школе и были, как правило, социально интегрированы. Современная школа сортирует, и проведение досуга дифференцирует ещё больше, т.к. дети определённых социальных слоев предпочитают определённые формы проведения досуга (например: теннис, верховая езда).
- Существовали контакты и посредничество между школой и Домами пионеров, станциями юных натуралистов и техников, тренировочными центрами, клубами, районными рабочими обществами и кружками, районными соревнованиями. Такие организационные структуры были ликвидированы.
- Школа и служба помощи молодёжи стали двумя самостоятельными организациями, которые сегодня почти не работают совместно, но имеют дело с одной и той же личностью, учителя занимаются своими образовательными задачами, образовательной деятельностью по предмету и рассматривают школьников лишь как объект обучения.
2. Детско- и молодёжно-политические вызовы
В Федеративной Республике Германии проявляются и многие положительные стороны детской и молодёжной жизни. К таким счастливым обстоятельствам относятся мирная жизнь в течение более полувека, произошедшее в 1990 году объединение Германии без применения насилия, и взросление многих детей и подростков в условиях до сих пор неизвестного уровня возможностей образования, проведения досуга, участия и развития интересов и склонностей, интернациональных молодёжных встреч и многие другие. Но всё же существуют проблемы, которые необходимо назвать, и над которыми необходимо целенаправленно работать. При этом существуют две группы, во-первых, проблемы, которые признаны, и над которыми частично ведётся работа, и во-вторых, проблемы, над которыми нам в будущем необходимо глубоко задуматься.
К первой группе относятся:
1. Дальнейшее соблюдение прав детей (прежде всего принятой Бундестагом в октябре 1997 года реформы прав детей, которая улучшила правовое положение детей и должна быть введена в практику).
2. Более широкое участие молодёжи во всех касающихся их вопросах (в том числе, мероприятия коммунальной политики, в некоторых федеральных землях молодёжь имеет избирательное право с шестнадцати лет).
3. Педагогическая поддержка семей с детьми.
4. Демографическое развитие.
Проблемой становится понимание обществом детей и молодёжи, так как становится всё меньше семей с детьми.
Молодое, так и среднее и старшее поколения должны быть приведены в равновесие. Для этого был бы необходим "договор трёх поколений".
5. Наряду с молодёжной политикой существует призыв к самостоятельной детской политике. Это требование возникает потому, что дети сами не могут представлять свои интересы и особенно страдают из-за решений, определяющих будущее. В некоторых землях и коммунах назначаются детские уполномоченные.
Ко второму кругу проблем относятся:
1. Вопросы влияния окружающей среды на детей.
Роль здравоохранения должна возрасти в общем сознании, так как вызывают тревогу результаты исследования состояния здоровья детей и молодёжи.
2. Условия роста детей переселенцев и внимание к проблемам, которые могут возникнуть у детей из межнациональных браков.
3. Проведение дискуссии о качестве воспитания и образования.
При этом следует особенно уяснить отношения между личной и общественной ответственностью за способствующие развитию условия взросления. Семьи нуждаются в поддержке при выполнении своих задач. В ФРГ не закончена дискуссия о том, в какой степени помощь детям и молодёжи допускается: лишь по заказу родителей или она имеет самостоятельный воспитательный заказ, в том числе, и в тех случаях, когда родители явно не в состоянии выполнить свой воспитательный долг.
4. Недостаточно рассматривается общественностью проблема того, какие требования предъявляет современное информационное общество к образовательным учреждениям.
5. Серьёзной проблемой остаётся переход от школы к профессиональному обучению и далее к профессиональной деятельности.
Дети и молодёжь нуждаются в особенной поддержке для своего здорового взросления, для социальной интеграции. Такой поддержке должна способствовать работа с молодежью.
3. Новое структурирование работы с молодёжью в новых федеральных
землях и её основные моменты
Работа с молодёжью была создана в 1990 году в трудных условиях, так как из-за ликвидации Социалистического союза немецкой молодежи (ССНМ), пионерской организации и домов культуры, принадлежащих в основном предприятиям, была разрушена вся инфраструктура. За исключением церковных связей не существовало почти никаких точек соприкосновения. Свободные носители помощи молодёжи должны были быть созданы посредством специфических программ. Персоналу, который был обучен для других ситуаций в воспитательной системе ГДР, оказалось не под силу общение с молодёжью, которая вела себя теперь по-другому, иногда провокационно, особенно тогда, когда бывшие воспитатели групп продлённого дня и яслей, частично и учителя, сталкивались с подростками, которые не соглашались с установленными правилами и требовали других предложений. Казалось, что работа с молодёжью стала "добровольной услугой" помощи молодёжи, для которой ни программно, ни методически, а также в плане квалификационного профиля находящихся в распоряжении на втором рабочем рынке сотрудников, не существовало особенных предпосылок. Эта ситуация начала изменяться, когда началась профессиональная дискуссия о стандартах в работе с молодёжью, например в рамках мероприятий по повышению квалификации.
Учитывая возрастающие проблемы в школах (проблемы с дисциплиной, в поведении, проблемы, обусловленные средой) дискуссия об усилении кооперации между школой и помощью молодёжи получила новый толчок. Ресурсы школы, ограниченные функцией передачи знаний, в настоящих условиях недостаточны, чтобы взять на себя эти проблемы. Потребности в обслуживании школьников в свободное время тоже растут. В возникающих взаимосвязях между школой и помощью молодёжи существовали программные различия и понятийный хаос: социальная работа в школе, обслуживание школьников вне занятий, работа со школьниками в свободное время, работа с молодёжью, относящаяся к школе, помощь молодёжи, относящаяся к школе, педагогика досуга, так - или подобным образом - звучали заголовки, программные основы которых не всегда были фундаментально разработаны. Лишь с возрастающим опытом и компетентностью работников были выделены ясные контуры отдельных сфер работы.
Например, были предоставлены проекты "Школьные клубы" в Мекленбурге и Передней Померании, "Молодежная работа со школьниками", "Школы и спорт". Параллельно развивались концепции, мероприятия и проекты школьной социальной работы и работы со школьниками в свободное время на местах. Подобные стратегии поддержки, мероприятия и проекты развивались и в других новых федеральных землях, во многих коммунах и районах.
Закон о помощи детям и молодёжи, действующий с октября 1990 года, образовывает основу в работе с подрастающим поколением.
"Молодым людям должны быть предоставлены предложения работы с молодёжью, необходимые для поддержки их развития. Они должны исходить из интересов молодых людей и определяться и оформляться ими, прививать им способность к самоопределению, и возбуждать и вести их к общественной ответственности и социальной активности".
Он сменил после долгой дискуссии Закон о молодёжной благотворительности 1922-го года и определил своей "философией" новые основные моменты: превентивность, участие и опора на жизненный мир.
Работа с молодёжью определяется Законом о помощи детям и молодёжи.
Закон отражает мнение, которого придерживается социально-педагогическая профессиональная дискуссия, согласно которому значение группы сверстников как третьей инстанции социализации выросло, и молодёжь нуждается в свободном пространстве, в котором она может передвигаться самостоятельно и с учётом своих интересов. Работа с молодёжью должна протекать по принципам добровольности, ориентировки на потребности и самоопределения. Основная мысль - создание "возможностей проведения досуга соответственно возрасту", делает ясным, что молодёжи должны быть предоставлены свободные пространства, в которых "общение, действие, переживание, но и ориентировка и жизненная помощь" относятся к определяющим признакам. Возможности досуга и консультации или воспитание должны быть осуществлены в одинаковой степени.
Основными моментами содержания работы с молодежью являются:
1) внешкольное образование молодёжи с общим, политическим, социальным, относящимся к здоровью, культурным, естественнонаучным и техническим образованием;
2) работа с молодёжью в спорте, игре и общении;
3) работа с молодёжью, относящаяся к миру труда, школе и семье;
4) внутренняя немецкая и интернациональная работа с молодёжью;
5) детский и юношеский отдых;
6) молодёжная консультация.
Работа с молодёжью представляет собой третье поле социализации наряду с родительским домом и учреждениями школьного и профессионального образования. Она представляет самую многообразную область помощи молодёжи, так как направлена, с одной стороны, на ребёнка, с другой стороны, на уже формально взрослого человека и одновременно охватывает организационные формы от открытой встречи, через молодёжно-культурные крупные мероприятия, через постоянную и связанную с ценностями групповую деятельность до личного сопровождения и консультации отдельного молодого человека. Работа с молодёжью проводится как в молодёжных центрах и молодёжных помещениях, так и в различных местах и при различных удобных случаях, предоставляет возможность действия большого числа носителей, начиная с молодёжных инициатив (законодательство не предъявляет никаких требований к степени организованности этих групп), молодёжных объединений, молодёжных отделов обществ взрослых (например, спортивных обществ), церковных общин, некоторых благотворительных союзов, профсоюзов, молодёжных организаций политических партий, других организаций, таких как, например, музыкальные школы коммунальных носителей до общественных носителей работы с молодёжью в рамках собственных предложений попечительства о молодёжи. Второй отличительный признак по сравнению с другими сферами деятельности помощи молодёжи представляет собой аспект самоорганизации. Тогда как другие задачи помощи молодёжи организуются преимущественно носителями помощи молодёжи (дневные учреждения, консультационные предложения и т.д.), в работе с молодёжью задействована сама молодёжь, она сама планирует и выполняет проекты и действия, участвует в оформлении форм и содержания работы, сама себя организует.
Как составная часть социальной и культурной инфраструктуры работа с молодёжью должна внести вклад в достижение цели сохранения и создания положительных условий для различных групп молодых людей.
Все формы работы с молодёжью, в том числе, социальной работы направлены на то, чтобы:
- интересы молодых людей привлекли внимание общества;
- молодые люди имели возможность самостоятельно отстаивать свои интересы и при этом практиковать общественную и социальную ответственность;
- девочки особенно поддерживались (чтобы поддержать равноправие между мальчиками и девочками);
- молодые люди в невыгодном жизненном положении поддерживались особенным образом.
Эта формулировка целей подразумевает, что работа с молодёжью вмешивается в другие политические области, такие, как: школа, планирование развития городов и дорожного движения, женская, культурная и социальная политика, выражает потребности детей и молодёжи и не отступает к своим классическим методам.
Для того, чтобы структурировать сферу работы с молодёжью в её многообразии форм работы, целей, целевых групп и носителей, следует представить различные формы работы и основные моменты содержания носителей:
Открытые предложения
Возникли из движения молодёжных центров и охватывают открытую работу с молодёжью согласно желаниям молодёжи в местах встреч вне культуры взрослых и обязывающей организации.
Групповая деятельность без заранее определённых тем и предметов
Здесь речь идёт о таких группах, организованных самой молодёжью, как молодёжная союзная группа или молодёжная инициатива, которые требуют от членов согласия с целями соответствующей группы, но остаются открытыми в тематическом направлении.
Курсовые и групповые предложения на определённую тему
Почти все носители работы с молодёжью предлагают регулярную групповую деятельность на определённые темы с определённым содержанием. Сюда можно отнести как регулярную помощь в подготовке домашних заданий или видео-курс молодёжного центра, так и курс игры на гитаре общественной музыкальной школы. Встречи в этих курсах и группах происходят благодаря определённому предмету и в большинстве случаев организуются взрослыми.
Работа по проектам
Проекты ограничены во времени, их длительность и завершение заранее известны. Связь и обязательство группы представлены целью и предметом проекта. Работа по проектам представляет собой в большинстве случаев общественную работу в интересах молодых людей. Содержания проектов ориентированы в большинстве случаев на экологию, культуру или социальную политику.
Мероприятия по выходным
Эта форма работы существует прежде всего как постоянное предложение молодёжных союзов по внешкольному образованию молодёжи и связывает наряду с содержанием потребность находится вместе в группе сверстников вне мира взрослых с мотивом "выбраться из деревни/города".
Открытые единичные мероприятия
Открытые дискотеки, мероприятия с просмотром фильмов, посещением театров, встречи мотоциклистов, рок-мероприятия, небольшие фестивали искусств предлагают молодёжи наряду с возможностью встретиться возможность испробовать молодёжно-культурные формы выражения. Их необязательность повышает привлекательность для молодёжи, неорганизованной в союзы и общества.
Каникулы и поездки во время каникул
Здесь речь идёт о классических предложениях молодёжных союзов, которые наряду с туристическим аспектом содержат социальный групповой опыт, функцию отдыха и методы педагогики восприятия. Во время, когда процветает молодёжный туристический рынок, и уже для четырнадцатилетних считается нормальным поехать со сверстниками за границу, работа с молодёжью имеет всё более сильного конкурента из коммерческой области,
Мероприятия и игровые дни во время каникул
Носители работы с молодёжью, организуемые городами и общинами, предлагают во время каникул мероприятия, которые в большинстве своём открыты для всех детей и подростков и представляют собой привлекательные предложения города. Целевой группой являются дети, предложения для молодёжи скорее реже. Эти каникулярные программы допускают создание сети всех носителей работы с молодёжью, т.к. предложения должны быть согласованы. Особенно спортивные общества и союзы используют игровые дни во время каникул, чтобы представить себя возможным новым членам и завербовать молодые кадры.
Подвижная работа с молодёжью
Подвижная работа с молодёжью включает в себя отход от классической структуры и переход к посещению детей и молодёжи в их будничных жизненных пространствах. Речь идёт о самой нераспространённой форме работы с молодёжью по сравнению с вышеназванными формами. Подвижная работа с молодёжью может получить социально-политическую функцию, если она будет посещать молодёжь в опасных жизненных ситуациях. Например, социальная работа на улице среди бездомных или наркоманов в городах. Подвижная работа с молодёжью в сельской местности может проходить независимо от особенных проблемных нагрузок молодёжи в форме посещения. Наряду с игровыми машинами, передвижными молодёжными кафе или информационными машинами существуют разнообразные возможности закрепить предложения в различных местах. Так культурно-молодёжное бюро может организовывать мероприятия с молодёжными группами на местах, которые сами группы не могут организовать по финансовым причинам или из-за нехватки времени. Таким образом, целевыми группами подвижной работы с молодёжью являются дети и молодёжь в невыгодных жизненных ситуациях, а также молодые люди, живущие в отдалённых местностях.
В отличие от форм предложения, основные моменты работы с молодёжью названы в законе:
Законодатель подчёркивает вначале в 11 Закона о помощи детям и молодёжи внешкольное молодёжное образование и называет в качестве фаскетов общее, политическое, социальное, культурное, естественнонаучное и техническое образование. Под внешкольным молодёжным образованием понимается как внешкольное организованное образование, связанное с учебными целями и ориентированное на канон предметов.
Наряду с внешкольным образованием закон о помощи детям и молодёжи называет игру, спорт и общение в качестве основных моментов. Формулировка "Работа с молодёжью в ..." делает ясным, что, например, занятия спортом в тренировочной группе спортивного общества не представляют собой работы с молодёжью. Если же спортивное общество предлагает в каникулярное время для своих молодых членов или организует детскую олимпиаду в рамках городской каникулярной программы, то аспект работы с молодёжью выдвигается на передний план. Это же относится и к другим областям.
Третий основной момент - работа с молодёжью, относящаяся к миру труда, школе и семье требует от участников, чтобы они, исходя из будней молодёжи, которые определяются этими тремя сферами социализации, действовали на них и влияли на них. В то время, как работа с молодёжью долгое время отделяла себя от школы, работы и семьи, чтобы утвердить свой собственный круг задач, закон о помощи детям и молодёжи требует от работы с молодёжью проникновения в эти сферы жизни. Для работы с молодёжью открываются различные возможности в рамках программ открытия школ, проектов, относящихся к профессии, таких, как недели поиска профессии для девочек или районные проекты по улучшению жизненной ситуации семей на местах.
Интернациональная работа с молодёжью является в рамках европейского объединения молодёжно-политической целью законодателя ускорить этот процесс посредством молодёжных встреч. Целью является не туристическая поездка за границу, а взаимодействие со сверстниками из других культурных кругов. Поддержка интернациональной работы получает, благодаря открытию Европы, новый масштаб. Разумно предлагается проводить встречи молодёжи в родных странах девочек и мальчиков, чтобы предотвратить враждебные по отношению к иностранцам точки зрения и манеру поведения.
Предложения отдыха для детей и молодёжи относятся к классическому разделу задач молодёжных союзов. Целью является поддержка детей и молодёжи, находящихся в социальных положениях и индивидуальных обстоятельствах, которые угрожают их здоровью и физическому развитию или оказывают отрицательное влияние на них, чтобы внести вклад в укрепление жизнеспособности, способности к учёбе и работоспособности.
В качестве пятого основного момента закон о помощи детям и молодёжи называет молодёжную консультацию с целью закрепить поддержку детей и молодёжи в преодолении актуальных проблемных ситуаций как важную функцию работы с молодёжью. Под этим подразумеваются не молодёжные консультации в специальных помещениях, а консультации, интегрированные в учреждения и общества работы с молодёжью.
Все вышеназванные формы работы и основные моменты нельзя разделить на определённых носителей работы с молодёжью, напротив у многих носителей существует ассортимент предложений, который охватывает многие формы и содержания.
Также молодёжь использует параллельно предложения различных носителей. Так, например, возможно, что молодёжь, организованная в спортивное общество, посещает мероприятия в молодёжном центре и участвует в проекте молодёжного общества. С возрастом изменяются интересы, так что используются предложения различных носителей друг за другом.
Довольно чёткую границу можно провести между открытой работой с молодёжью и работой с молодёжными объединениями, которые на основе своих традиций и их самопонимания развили типичные формы работы, используемые молодёжью с определёнными интересами.
Определяющим для открытой работы с молодёжью является отсутствие членства.
Молодёжные объединения направляют, как правило, свою деятельность на своих членов, которые встречаются в установившихся группах. В объединениях молодые люди имеют большие возможности для идентификации. Большое разнообразие работы с молодёжными объединениями таит в себе многообразные возможности участия в принятии решений и оформлении для молодых людей.
Обе формы - открытая работа с молодёжью и работа с молодёжными объединениями - страдают от постоянной ситуации "перелома". Сегодня наблюдаются молодёжные центры, посещаемые исключительно специфическими целевыми группами. Также имеется застывшее или уменьшающееся количество членов молодёжных объединений. Кроме того в обеих сферах существует сильное уменьшение числа молодых людей, которые действуют на общественных началах. Соответственно, обе находятся в настоящее время в фазе размышления над классическими методами и испытания новых форм работы с молодёжью. Открытая работа с молодёжью как форма предложения практикуется объединениями и учреждениями, например, в форме открытых мероприятий без принуждения к членству.
(Продолжение в следующем номере)
Содержание