Кундозерова Л.И.,

- кандидат педагогических наук, доцент, зав. аспирантурой НГПИ.

ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА
ДЕТЕЙ-СИРОТ - ФАКТОР
СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО
ПРОФЕССИОНАЛА

 

Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в России поставило детей-сирот в жесткие условия. Наши исследования показали, что детей-сирот никто "не ждет": ни наш специфический рынок с неизменно сокращающимися рабочими местами, ни испытывающая материально-технические и финансовые трудности система профтехобразования, ни полная средняя школа.

Научные исследования и опыт сотрудничества с профессионально-техническими училищами г. Новокузнецка с 1978 года показал, что профессиональная школа переживает трудные времена. В системе начального профессионального образования накопились серьезные проблемы, которые усугубляют положение детей-сирот:

- в области наблюдается тенденция к закрытию профессионально-технических училищ одного профиля, а создание новых видов учебных заведений: колледжей, лицеев, многоуровневых профессиональных учебных заведений - отдаленная перспектива;

- детей-сирот принимают на самые непрестижные профессии, потребность в которых незначительна;

- в последние годы на питание учащихся профтехучилищ выделяются средства лишь в объеме 50 % от плановых назначений;

- усугубляет положение детей-сирот отсутствие общежитий, которые сданы в аренду различным фирмам, частным предприятиям, торговым учреждениям; коммерческим учебным заведениям, осуществляющим краткосрочную подготовку на платной основе (бухгалтеров, юристов, экономистов, менеджеров и пр.);

- в Кемеровской области отсутствуют какие-либо прогнозы потребности в подготовке рабочих кадров как на долгосрочный, так и на кратковременный период;

- в связи с резким падением уровня промышленного производства в Кузбассе, изменениями форм собственности, промышленные предприятия не вкладывают средства в развитие и укрепление материальной базы училищ, не предоставляют рабочие места для производственной практики, а также для выпускников училищ;

- предположительные изменения профессионально-квалифи-цированной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в пользу профессий непроизводительной сферы не способствуют улучшению положения детей-сирот, так как в подобные училища их прием ограничен (анализ информационных

материалов печати, радио, телевидения, справочников и проспектов различных ПТУ позволяет сделать вывод, что большинство ПТУ Кемеровской области все еще работают на ведомственные интересы, а не на интересы экономики, а подготовка по "престижным" специальностям проходит на коммерческой основе, что для детей-сирот является недоступным);

- законодательством предписывается, что ПТУ принимают детей (9-11 класс) в возрасте 15-17 лет. А сегодня на улицах России оказалось около 600000 12-15-летних детей, которые не учатся (только в Кемеровской области их около 6000 человек по данным Департамента образования Кемеровской области).

Все это свидетельствует об усложнении процесса социальной защиты детей-сирот.

С целью изучения особенностей начальной профессиональной подготовки детей-сирот и условий их проживания в различных ПТУ (строительные, монтажные, металлургические) с 1994 года ежегодно проводились опросы детей-сирот. Вопросы касались различных аспектов их жизни, учебы, досуга. Результаты этих опросов, естественно, не претендуют на стопроцентную достоверность, но выразить общие тенденции способны.

Наши исследования показали, что детям-сиротам не слишком уютно в общежитиях ПТУ: 73 % детей-сирот испытывали на себе влияние различных группировок ( шантаж, рэкет, угрозы, избиения, издевательства), 51 % - сами участвовали в драках, более чем у 90 % детей-сирот вымогаются стипендия, пособия, одежда и даже обеды в столовых. Вымогательство озлобило практически всех детей-сирот, проживающих в общежитиях ПТУ. 42 % детей-сирот отметили жестокость воспитателей и преподавателей ПТУ. Только 4 % детей-сирот занимаются в спортивных секциях.

Опыт работы в детском доме показал, что главная особенность детей-сирот заключается в том, что многие из них с трудом постигают основы школьных предметов, их отличает социальный инфантилизм. У подростков необходимо формировать чувство ответственности за свою судьбу, за свое будущее. Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, обеспечить освоение образовательных программ, но главное, дать трудовую и начальную профессиональную подготовку в стенах детского дома, то есть "совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности" (А. Новиков).

По мнению А. Новикова, для полноценного развития и самоутверждения личности государство обязано предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование. Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное без общего не могут сформировать полноценного человека: это две стороны одной медали.

Мы также разделяем позицию А. Новикова в том, что профессиональное образование наряду с общим является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности, поскольку человек, не владеющий никакой профессией, ничего не умеющий делать конкретно, - явно неполноценный человек.

Поэтому трудовую подготовку, допрофессиональное и начальное профессиональное образование в условиях детского дома мы рассматриваем, во-первых, как средство социальной защиты детей-сирот в современных социально-экономических условиях, во-вторых, как условие для дальнейшего повышения качества профессиональной подготовки и фактор становления будущего профессионала.

Изменения, внесенные в Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации и изменения в образовательной сфере, связанные с введением Закона РФ "Об образовании", внесли коррективы в сложившуюся прежде практику трудовой подготовки детей-сирот. Речь идет о специфических особенностях сегодняшнего дня, оказывающих непосредственное влияние на трудовую подготовку детей-сирот:

1. В школах-интернатах появилась возможность не только углубленного изучения отдельных предметов, но и трудовой подготовки, допрофессионального и начального профессионального образования детей-сирот.

2. В ряде детских домов и школ-интернатов России (Белгород, Сыктывкар, Курган, Москва, Новокузнецк и др.) уже разработаны проекты и программы, предусматривающие создание в специальных школах-интернатах базы для начального профессионального образования по различным, в том числе, таким конъюнктурным специальностям, как радиомонтажник, электромонтер телефонной связи, монтер железной дороги, дежурный по переезду, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик вагонов.

Исходя из анализа научной литературы, практического опыта, нормативных документов, материально-технической базы детских домов, мы решили целесообразным осуществить в условиях интерната переход в 5-7-х классах, а далее в 8-9-х и 10-11-х классах на профильное обучение.

Наша экспериментальная работа строилась так, что начиная с 5-го класса воспитанникам предоставлялась возможность учиться в реальной школе с углубленной трудовой подготовкой, допрофессиональным и начальным профессиональным образованием или общеобразовательной с углубленным изучением отдельных предметов.

Реализация начальной профессиональной подготовки детей-сирот в условиях детского дома вызвала необходимость пересмотра всей системы трудового обучения и профессиональной подготовки. На основе учебных мастерских трудового обучения создана учебная и производственная база, разработана и утверждена Департаментом образования Кемеровской области учебно-программная документация.

Основу учебного плана реальной школы (1-11 классы) составляет базисный учебный план общеобразовательных учреждений России, в инвариантной и вариативной частях которого усиливается доля трудовой и начальной профессиональной подготовки в 5-11-х классах.

Особенность и инновационность учебного плана реальной школы состоит в том, что он объединяет две образовательные программы: основного среднего (полного) общего образования и трудовой подготовки, начального профессионального образования за счет обязательных занятий и занятий по выбору и дополнительных образовательных программ (факультативных, индивидуальных и групповых занятий). Таким образом, структура учебного плана реальной школы предусматривает изучение предметов начальной и основной средней школы с постепенным включением в учебный процесс профильного трудового обучения с 5 класса и начальной профессиональной подготовки с 7 класса.

В реальной школе углубленную трудовую, профессиональную и начальную профессиональную подготовку проходят вновь поступающие дети-сироты, социально и педагогически запущенные, с проблемами здоровья, которым необходима дополнительная медицинская, психологическая и педагогическая поддержка и помощь. Одним из самых сложных этапов в работе с детьми-сиротами является помощь в выборе профессии. Поэтому в детском доме созданы условия не только для трудовой и начальной профессиональной подготовки, но и для выявления и развития профессиональных интересов.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" предусмотрены уровни для профессионального образования и обучения, прописаны функции допрофессионального трудового обучения и воспитания, которые должны обеспечить мотивационную и операциональную готовность к труду и выбору профессии.

При изучении профессиональных интересов, намерений, склонностей, психологических и медицинских возможностей детей-сирот 5-7-х классов выявлено следующее: большинство мальчиков-сирот 5-7-х классов желало бы получить профессию шофера, горняка, металлурга, но медико-психологические особенности ограничивают возможность получения этих профессий; многие девочки-сироты проявляют способности в работе с младшими детьми, но интерес к профессии воспитателя у них неустойчивый. Чаще всего индивидуальные особенности большинства детей-сирот 5-7-х классов проявляются либо в отсутствии выраженных интересов и склонностей, либо в неустойчивой мотивации в выборе будущей профессии. Поэтому при коррекции социально-профессионального самоопределения таких детей-сирот мы прежде всего обращали внимание на мотивационную сферу, затем на ее основе - профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия.

В реальной школе обучаются дети-сироты, у которых по ряду причин (социальных, психологических, педагогических и медицинских) отсутствует интерес к учебной деятельности. Они с трудом справляются с программой образования. Для самоутверждения и социальной защиты таких детей-сирот созданы необходимые условия для углубленного трудового обучения и начальной профессиональной подготовки на уровне рабочего начальной квалификации. Однако мы согласны с мнением С.Я. Батышева, что "с одной стороны, сегодня могут устроиться на работу с низкой квалификацией, а с другой, для развитого общества требуются люди образованные".

Поэтому инвариантная и вариативная части учебного плана и программы для реальной школы предусматривают возможность овладения стандартом образования основной школы и одной из профессий на уровне 1-2 квалификационного разряда по стандарту профтехобразования. Так, адресные программы по трудовому обучению со специализацией по профессии (столяр, швея, секретарь-делопроизводитель со знанием компьютера) согласованы с соответствующими программами обучения в ПТУ, рассчитаны на 1200 часов (на весь период обучения с 5 по 9 классы), учитывают психолого-педагогические особенности подростков, включают теоретические знания, производственное обучение и практику. Производственную практику учащиеся 5-7-х классов проходят в мастерских и цехах детского дома (столярная и слесарная мастерские, швейный цех, кабинет домоводства и кулинарии, компьютерный класс). Подростки 8-9-х классов проходят практику на рабочих местах по договорам с предприятиями (мебельная фабрика, кулинарный цех, швейное ателье, частные предприятия). Однако, следует отметить, что обучение конкретным профессиям не всегда соответствует интересам детей-сирот реальной школы и определяется материально-техническими возможностями детского дома (что противоречит Всеобщей декларации прав человека). Положительным моментом является то, что круг интересов детей-сирот 5-7 классов большой, но ценностные ориентации и мотивы деятельности еще не сформированы, они постоянно меняются. К тому же, по мнению С.Я. Батышева, социальная переориентация экономики вызовет увеличение потребности в кадрах в сфере социального комплекса (бытовое обслуживание, торговля, питание и пр.). Поэтому, начиная экспериментальную работу, мы понимали, что, овладевая профессиями социальной сферы, дети-сироты будут социально защищены.

В комиссию для проведения квалификационного экзамена и присвоения разряда включаются специалисты соответствующих ПТУ и преподаватели трудового и профессионального обучения детского дома.

При организации педагогического эксперимента мы понимали и отдавали себе отчет в том, что готовим детей-сирот по выбранным профессиям с более низкой конкурентоспособностью по сравнению с выпускниками ПТУ. Наши исследования также показали, что, во-первых, ПТУ, которые осуществляют подготовку по одноименным профессиям, по тем или иным причинам не берут детей-сирот; во-вторых, те профтехучилища, которые принимают детей-сирот, осуществляют подготовку рабочих по профессиям, которые не пользуются спросом в Кемеровской области (каменщики, бетонщики, штукатуры-маляры); в-третьих, идет процесс сокращения училищ, как и сокращение приема учащихся в действующие профтехучилища.

С другой стороны, выпускники основной реальной школы вместе со свидетельством об образовании, получают рабочую профессию и квалификационное удостоверение и потому пользуются преимущественным правом зачисления в соответствующие ПТУ на второй и даже третий курсы для повышения квалификации и получения более высокого разряда.

В последние годы в детские дома поступают ребята 10-14 лет из детских приемников-распределителей, психологически, социально и педагогически запущенные, но уверенные в том, что за них несут ответственность взрослые, школа, государство. Скрытое депрессивное состояние у таких детей выражается поведенческими нарушениями, агрессивностью, упрямством, капризностью, пассивностью, склонностью к побегам, бродяжничеству. По нашим наблюдениям, стремление к самоутверждению у таких подростков проявляется в агрессивности, сквернословии, курении, нежелании учиться и др. Индивидуальные беседы с подростками показали, что они довольны своей жизнью, умели "добывать" деньги и имели их, не задумывались о дальнейшей жизни, не имели профессиональных интересов.

Процесс социально-психологической адаптации таких детей в условиях детского дома проходит очень трудно. Дети не умеют читать, писать, не выполняют правил внутреннего распорядка. Их отличает эмоциональная неустойчивость: вялость сменяется озлобленностью, агрессивностью. Адаптация таких детей-сирот предполагает индивидуальную трудовую деятельность в столярных, слесарных мастерских, а позднее - на частных предприятиях. При поддержке администрации города, комитетов образования, социальной защиты населения и налоговой инспекции в детском доме открыты частные предприятия на условиях аренды помещения и оказания образовательно-профессиональных услуг детям-сиротам. Для таких детей организована углубленная трудовая подготовка по столярному и слесарному делу в первую половину дня (4 часа), а во вторую - эти дети работают на частных предприятиях по ремонту и изготовлению мебели, ремонту автомобилей, пошиву головных уборов.

В совместной деятельности и сотрудничестве взрослых и детей мы видели один из путей их самоутверждения. Организация такой работы позволила решать важную задачу - активизировать внимание подростков к собственному "Я", развить потребность в познании себя, самосовершенствовании, стимулировать самореализацию каждого в доступной деятельности с учетом индивидуальности. Общение с наставниками, овладение элементарными трудовыми умениями изменили мотивацию к учению. Совместная деятельность способна быть средством самопознания, способствует самовоспитанию подростков, обладает и другими не менее важными возможностями: коррекционными, адаптационными, и прочими, которые мы использовали в экспериментальной работе.

Процесс самоутверждения в каждом отдельном случае протекал одинаково, что мы полагаем вполне естественным, поскольку различными были уже сложившиеся привычки к бродяжническому образу жизни, воровству, токсикомании, склонность к побегам из дома, нежелание учиться, а также индивидуальные особенности и опыт жизни в прежних семьях. В этой связи мы рассматривали совместную деятельность и общение взрослых и подростков как важное средство психологической подготовки к обучению в реальной школе и получению начальной профессиональной подготовки. Мы пытались помочь подросткам, которые в совместной деятельности испытывали трудности и дискомфорт. Наши наблюдения, беседы с воспитателями, наставниками позволили сделать следующие выводы. Подростки предпочитают индивидуальную учебную и трудовую деятельность, независимую от класса, что дает возможность сравнивать свои собственные достижения с прежними. Работая вместе со взрослыми на частных предприятиях, они испытывают меньше неудобств, приобретают "вкус" к работе, испытывают удовлетворение от процесса и результата своей деятельности. Если в коллективе они чаще всего остаются незамеченными (хотя и не претендуют на похвалу), то, работая индивидуально с наставником, ежедневно получают оценку результатов своей деятельности, обеспечивающую признание важности и значимости их труда.

Самореализация подростков в конкретной деятельности зависит не только от характера и организации самой деятельности, но и от позиции наставника, воспитателя, учителя, активности и меры самостоятельности и ответственности самих подростков.

С возрастом деятельность, в которую включались учащиеся реальной школы, все более усложнялась. В 10-11-х классах реальной школы программа предусматривает интеграцию общеобразовательной подготовки с обучением учащихся на уровне, адекватном государственным общеобразовательным и профессиональным стандартам в ПТУ (по договорам с ПТУ). Такая система организации общего и профессионального обучения, постепенное включение подростков детского дома в коллективы учащихся ПТУ на второй, иногда третий курс, позволила решить, во-первых, проблему обеспечения жильем на время параллельного обучения в средней школе и ПТУ, во-вторых, выбора профессии в соответствии с интересами детей-сирот, в-третьих, адаптации подростков к условиям и требованиям окружающей среды.

Результаты работы позволяют сделать вывод, что целенаправленная педагогическая деятельность по созданию условий для трудовой и начальной профессиональной подготовки подростков детского дома приводят к важнейшему результату - формированию стремления и умения подростков совершать выбор, реализовать себя в предложенных видах деятельности в различных условиях: мастерских трудового обучения, частных предприятиях, ПТУ, что является важным фактором становления будущего профессионала.

 


Содержание