Новолодская
Елена
Геннадьевна
- старший преподаватель кафедры географии
БиГПИ.
Научные интересы - проблемы теории и практики экологического и валеологического образования учащихся начальной школы
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО
И ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
В условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд "посвящения", когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности.
В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела.
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень.
В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире..." [7]
Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.
Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо и Клод Адриан Гельвеций в ожидании новой эры, царства разума на Земле, в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека. Руссо в работе "Эмиль, или О воспитании" биологизирует процесс воспитания. Он подробно останавливается на приемах закаливания Эмиля, укреплении его физических сил. Отмечая важную роль природных средств, указывает: "Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание от природы..." [7]. Гельвеций в книге "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" определяет задачу физического воспитания в том, "...чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству..." [7].
В период французской буржуазной революции возникли проекты реорганизации народного образования. Луи Мишель Лепелетье видел воспитание нового человека посредством "домов национального воспитания", где физическое воспитание связано с трудом. Идеи физического развития ребенка через труд, упражнения, военные игры, походы выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег.
В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места..." [1]. А.Н. Радищев разделял взгляды Д. Локка об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных.
После французской буржуазной революции и промышленного переворота на рубеже нового столетия выделилась деятельность социалистов-утопистов Шарля Фурье и Андрю де Сен-Симона. Они явились теоретиками социентарного воспитания, целью которого было осуществление полного развития физических и умственных способностей детей с привлечением их к производительному труду. Роберт Оуэн реализовал идею на практике, организовав коммунистические общины в Англии и Америке. Физическое развитие он ставил на первый план.
В 40-х годах XIX века в Западной Европе сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрабатывают стройное учение о всестороннем развитии человека, основанном на единстве умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и политехнического образования, тесно связанного с участием в производительном труде.
В русской педагогике В.Г. Белинский и А.И. Герцен создали революционно-демократическое направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью - подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял: охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и усвоение естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Чернышевский указывал на важность и необходимость физического и духовного развития человека как ценное качество революционера. Задачей физического воспитания он определял всемерное развитие физических сил и укрепление здоровья воспитанников. Видное место отводил ежедневным физическим упражнениям, закаливанию организма, которые рассматривал положительно и с точки зрения воспитания воли, доказывая на примере становления характера героя романа "Что делать?" Рахметова. А.Н. Добролюбов оценивал физическое воспитание с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, а также как одно из условий успешного развития сил духовных: "...только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей..." [5]. Для правильной постановки физического воспитания Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка. Среди различных средств физического воспитания Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов отводили видное место физическому труду. Этой точки зрения придерживался и К.Д. Ушинский.
Н.В. Шелгунов одним из главных условий здоровья учащихся считал привычку к порядочной и умеренной жизни. Деятели начального образования Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков требовали создания санитарно-гигиенических условиях детского учебного труда.
В эпоху империализма конца XIX- начала XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии.
На рубеже нового столетия существовала научно обоснованная точка зрения ведущих ученых о роли школы в организации условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. В.А. Фармаковский в своей книге "Школьная диэтетика" подчеркивает, что именно школа должна быть приятно эстетически благоустроена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать "библейский эдем". В это время нарастает интерес к экзистенциональным проблемам гармонии человека с собой и окружающим миром (Ш. Отто, Ш. Северин, Л.И. Ляховский, П.И. Орлов и др.).
В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня.
20-е годы XX века ознаменовались изучением адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменениями биосферы. (В.Р. Эккорд, Саркизо-Серазини, П.Г. Мезерницкий и др.) Разрабатываются и внедряются в практику вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни.
В этот же период появились работы, где рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, Е.А. Андрианова и др.). И.Т. Назаров в работе "Культура воли, система воспитания здоровой личности" особую роль отводит учителю в воспитании воли ребенка, что, по мнению автора, есть условие формирования положительных целевых установок личности в области здорового образа жизни для совершенствования адаптационных возможностей организма.
В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.
В конце 60-х и начале 70-х годов идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А. Бернштейн, Н.П. Дубинин, Д.М. Дубровский, А.И. Киколов и др.). Некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме у А.М. Сергиевского.
В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.). Как отмечает Л.Г. Татарникова, эти исследования не давали модели гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах.
В 80-90-е годы меняется направление исследований, их количественные и качественные параметры. Появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений:
- антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;
- половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни;
- сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали "Школу научных основ здоровья", где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики (ЦСКИП), направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска.
Выделяются и совершенно новые направления в науке - дианетика (Р. Хаббард), информационно-энергетическая медицина (К.А. Макаров, Д.А. Дубровин, Д.А. Момот и другие).
В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его.
На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.). Интересная концепция педагогической валеологии разработана Л.Г. Татарниковой, где автор считает, что новый курс в школе "валеология" должен быть направлен не только на обеспечение физического и психического здоровья школьников, но являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления жизни каждого человека в общей системе мироздания.
Одной из проблем педагогической валеологии является создание образовательных систем и технологий здоровьетворчества, в частности инструментария, позволяющего объективно отследить и проанализировать динамику роста здоровья, помочь конкретному человеку в осуществлении своего личного и окружающих его людей процесса здоровьетворчества.
Поэтому, одним из аспектов современного образования является валеологизация учебно-воспитательного процесса. Идет разработка концептуальных основ и моделей школ здоровья, деятельности валеологических служб и центров, анализируется потенциал содержания учебных предметов в процессе формирования культуры здоровья подрастающего поколения.
На первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.
Библиографический список:
1. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974.
2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Учпедгиз, 1940.
3. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982.
4. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
5. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Учпедгиз, 1963.
6. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К° , 1995.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.
Содержание