К 70-летию профессора Василия Никифоровича

Филиппова - талантливого ученого-философа

Пожалуй, вряд ли кто с ним может сравниться на Алтае

Филиппов Василий Никифорович родился 14 января 1930 г. в селе Суранаш Турачакского района Алтайского края. В раннем возрасте переехал вместе с родителями на постоянное место жительства в г. Бийск. Здесь начал учебу в начальной школе © 1. В 1941 году семья Филипповых переезжает в Горную Шорию на рудник Таштагол. После окончания семилетки Василий Никифорович поступает в Горно-механическую школу при Прокопьевском горном техникуме, где и получает аттестат "Механик горных машин". В аттестате оценки по всем горнотехническим дисциплинам "отлично".

После окончания школы Василий Никифорович начинает свою трудовую жизнь в качестве механика горных машин в угольной промышленности Кузбасса. В 20 лет был призван в ряды Советской Армии. Служил в 73-й Воздушной армии мастером авиационного вооружения. Демобилизовался в октябре 1955 г. и в первый же день после прибытия из армии пошел в вечернюю школу. Решил поступать в университет, а аттестат об окончании Горно-механической школы такого права не давал. Нужен был аттестат зрелости.

Учился и работал на шахте © 21 в г. Краснодоне. Комсомольцы шахты избрали его секретарем своей организации, затем вторым и первым секретарем Краснодонского горкома ЛКСМ Украины.

После окончания философского факультета Московского университета получил назначение в Алтайский политехнический институт. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по одной из сложнейших тем: "Механизм превращения знаний в сознание". Сразу же приступил к изучению проблемы, которая перед ним вставала еще в период работы в комсомоле. Надо было разобраться в философском и педагогическом подходах в процессах формирования сознания все новых и новых поколений молодежи.

Анализ исследования проблемы сознания как знания и как отношения привел Филиппова В.Н. к самостоятельному выводу о том, что в структуре сознания человека не все элементы однозначно социально обусловлены. Начались поиски онтологических оснований сознания. В 70-е годы таких "вольностей" в философской науке не допускали. Ректор Алтайского государственного университета В.И. Неверов, где в то время работал Филиппов В.Н., как мог сочувствовал и помогал в научном поиске молодому ученому. Однако кафедра философии АГУ не пожелала представить докторскую диссертацию Филиппова В.Н. на тему: "Природные основы и социальная сущность сознания" к защите, обвинив автора в "вульгарном материализме".

Ректорат Барнаульского пединститута, присмотревшись к личности Филиппова В.Н., пригласил его на должность заведующего кафедрой философии. В то время я возглавлял пединститут. В нашей беседе о будущей работе Василий Никифорович оговорил только одно условие: дать ему два-три месяца, свободных от учебной нагрузки, для защиты докторской диссертации. Ровно через три месяца институт имел у себя доктора философских наук. Защита прошла успешно, и диссертация ученого была рекомендована Министерством образования к изданию в виде монографии. Так появилась очередная, уже четвертая научная монография Филиппова В.Н. "Проблема сознания в философии и педагогической практике".

Доктор философских наук, профессор Филиппов В.Н. инициировал создание в БГПУ научно-исследовательской лаборатории "Философия образования". Здесь он осуществил целый ряд научных изысканий в области проблемы эмоционального в процессах формирования сознания учащихся, работает над стратегией и тактикой учителя в деле борьбы с формализмом знаний в сознании, исследует индивидуальные особенности человека в усвоении и обработки информации.

Стараниями профессора Филиппова В.Н. при кафедре философии БГПУ создана докторантура и аспирантура по трем философским дисциплинам: философия сознания, социальная философия, история философии. Василий Никифорович, в силу его научных интересов, является членом трех Ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Он действительный член Международной академии информатизации (МАИ) и Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Творческим успехам профессора Филиппова В.Н. можно только позавидовать и удивиться. Практически ежегодно он издает, как правило, одну монографию объемом не менее 25-30 п.л., пишет десятки статей, организует по две-три научных конференции, выступает в чрезвычайно острых полемических дискуссиях о судьбах России и русской нации. Он издал оригинальные учебники и учебные пособия для аспирантов и студентов вузов: "Основы философских знаний", "Человек в концепции современного научного познания" (по антропологии). Кстати, с приходом на кафедру философии В.Н. Филиппова в БГПУ внедрено преподавание логики, философской антропологии и этнологии. Сегодня его научные интересы направлены на анализ документов и фактов экспансии сионизма в России и этнопсихологических характеристик русской нации в условиях нашествия недругов. Одним словом, в 70 лет Василий Никифорович Филиппов полон творческих сил.

Вместе с тем, не все в его творческой деятельности так уж безмятежно. Сами понимаете, выступать с разоблачениями широкомасштабной экспансии сионизма в современной России не такое уж безопасное дело. Не далее как год тому назад, после выхода в свет книги "Россия, Ленин и современный мир" некоторые средства массовой информации в Алтайском крае и Западной Сибири подняли такой крик об антисемитах, что отголоски его слышны были даже в Австралии. Некий сионист Шарон даже оттуда по Интернету угрожал карами Филиппову за его выступления против сионизма в России.

У нас в БГПУ нашлись лица, которые тут же послали доносы на имя Чубайса с требованием авторов книги "Россия, Ленин и современный мир" привлечь к суду. Адвокатские конторы в Барнауле в срочном порядке подали прошения в прокуратуру Алтайского края с требованием судить русских ученых за "разжигание национальной, религиозной и этнической ненависти".

Хочу особо подчеркнуть, что Василий Никифорович никогда не отличался какой-либо предвзятостью к другим народам. По натуре своей это добрый и толерантный (терпимый) человек. Он и проблемой сионизма занялся только потому, что видит, как евреи в России страдают от его экспансии. Филиппов В.Н. не устает утверждать устно и письменно, из книги в книгу, что сионизм - явление не национальное, а классовое.

Россия и русская нация - вечны, пока есть ряды ее трудовых, ратных и научных витязей. Василий Никифорович Филиппов своим трудом, ратным и научным подвигом олицетворяет таких витязей.

В.Н. Гончаров

председатель ЗСО МАНПО, академик

 

 

Иван Кириллович Шалаев - лауреат премии Алтайского края в области

науки и техники за разработку технологии мотивационного

программно-целевого управления и повышение на ее основе эффективности

труда руководителей учреждений образования Алтайского края

Профессору, академику МАНПО И.К. Шалаеву удалось осуществить интеграцию достижений рационалистического и поведенческого направлений (программно-целевого и мотивационного подходов), что нашло отражение в разработанной им теории мотивационного программно-целевого управления, представляющего собой психолого-технологическое решение проблемы повышения эффективности управленческого труда. Автор вскрыл генезис мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), разработал технологию, методы и механизмы МПЦУ, установил законы МПЦУ: закон дерева целей, закон социально-психологической стратегии, закон социально-психологической тактики.

Все три закона в теоретическом плане обнажают несостоятельность векового противостояния рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, в практическом плане рационализируют труд руководителя, повышают эффективность реализации функций управления.

Иван Кириллович Шалаев - автор не одного поколения учебных пособий по программно-целевой психологии управления, которые пользуются большим спросом у руководителей образования края, России и за рубежом.

Мало кому из ученых-теоретиков удавалось столь эффективно реализовать свою теорию на практике.

Все слушатели ФПК и ПП РО, овладевая психологией программно-целевого управления, отмечают повышение профессионализма управленческой деятельности за счет познания анализа социально-психологического состояния коллектива, анализа базы убеждения под новые задачи управления и уровней реализации социально-психологических функций, социально-психологической стратегии и т.д.

Приведем некоторые сравнительные показатели за 1994-97 и 1998 годы. Из числа молодых руководителей школ (директора и их заместители) в период с 1994 по 1997 годы в среднем в результате изучения авторского курса "Программно-целевая психология" достигли допустимого и оптимального уровня профессионализма 89%, за 1998 год этот показатель возрос до 100%. Из числа опытных руководителей школ в период с 1994 по 1997 годы в среднем в результате изучения авторского курса "Программно-целевая психология" достигли оптимального уровня профессионализма 44%, за 1998 год этот показатель возрос до 79%.

Получаемые с помощью качественно-количественных характеристик, квалиметрического правила и логической таблицы показатели качества обучения слушателей ФПК и ПП РО убедительно коррелируют с экзаменационными оценками, оценками выпускных работ и показателями труда слушателей в их реальной практике. Массовая аттестация руководящих кадров народного образования в Алтайском крае подтверждает эти достаточно высокие показатели качества обучения слушателей ФПК и ПП РО БГПУ. За разработку технологии мотивационного программно-целевого управления и повышение на ее основе эффективности труда руководителей учреждений образования Алтайского края Иван Кириллович Шалаев удостоен звания лауреата премии Алтайского края.

Сердечно поздравляем лауреата!

Ю.Г. Воров, первый проректор по учебной работе БГПУ,

П.К. Одинцов, проректор-декан ФПК и ПП РО БГПУ


Содержание