При подготовке этого параграфа использованы материалы, касающиеся развития Intranet на промышленном предприятии, принадлежащие А.Лисовоскому, главному системному интегратору КАМАЗ и изложенному им в одной из телеконференций Relcom
Если до этого, мы рассматривали функционирование и информационное обеспечение региональной образовательной системы в целом, то сейчас мы перейдем к построению информационной среды отдельного образовательного учреждения, неважно, является оно высшим учебным заведением или школой. При этом мы остановимся, в значительной мере, на технологических вопросах, оставляя за рамками данной статьи наиболее сложные и важные вопросы содержательного наполнения информационной среды образовательного учреждения и подготовки работников учреждений к ее эффективному использованию.
Впрочем, одно замечание все же хочется сделать. Российская школа становится все более разнообразной и потребности ее работников - все шире. Вряд ли можно, в рамках отдельной статьи или, даже, целой книги, подсказать учителям и преподавателям все направления их работы, но хочется пожелать, чтобы они развивали информационную среду своей школы/вуза так, чтобы дальнейшая интеграция их информационных ресурсов в глобальное образовательное сообщества осуществлялась на основе стандартных для Internet/Intranet решений. И тогда вся осмысленная и большая работа по созданию единой информационной среды школы/вуза будет с благодарностью воспринята и востребована сетевым педагогическим сообществом.
Построение Intranet в образовательном учреждении
Общеизвестно, что на образовательное учреждение необходимо смотреть, как на единую систему, в котором структура и информационные потоки, оптимизированы с точки зрения главного критерия:
Подобные взгляды, достаточно известны и общеприняты. Существующие подходы к проектированию компьютеризированных образовательных систем хорошо известны (см., например, [12]). В соответствии с ними, наиболее эффективным подходом к построению управляющей системы является
В этом смысле, любые изменения - в учебных планах, преподавательских кадрах, контингенте учащихся, обеспеченности книгами и/или компьютерами, доступе к учебным материалам влияют на прогноз. Таким образом - система должна быть действительно интегрированной, как методологически, так технологически. И это философия успеха любой эффективной организации/учреждения.
Если теперь перейти к технологии, то нужно признать, что она в большинстве вузов и школ практически отсутствует. Часто о ее существовании даже не подозревают. Если крупные фирмы могут идти на крупные финансовые затраты, приглашение сторонних системных интеграторов, закупку дорогостоящей техники и программного обеспечения, то вузы, тем более, школы - вынуждены развивать свою информационную инфраструктуру в условиях почти полного отсутствия финансирования, на имеющейся у них материальной базе, слабой и, как правило, устаревшей. В этих условиях критически важным является выбор правильного направления развития, обеспечивающего интеграцию в единое целое разнородной вычислительной техники и информационных ресурсов (в силу различных форматов данных, прежде всего).
Остановимся на существующих, в настоящее время, технологических решениях. На рынке систем управления для промышленных предприятий существует масса обкатанных и не единожды внедренных вариантов систем управления. Самые известные пакеты - это пакеты фирмы SAP AG (Германия). Сегодня они продают и внедряют пакет R/3, на основе технологии клиент/сервер. Ранее они же продавали R/2 на мэйнфреймах. Несмотря на то, что эта система дорогостоящая, аппаратно/программная составляющая, так и ее внедрение, она достаточно широко используется. Стоит также отметить и и продукты Avalon Software, Oracle (Financials и Manufacturing) и др. Центром всех этих систем является единая база данных Bill Of Materials.
Это не вся составляющая системы, а только та часть, без которой система, в принципе работать не может. При этом неважно, где она физически расположена: на мэйнфрейме, либо распределена на SQL серверах. Требуются и другие базы, если организация достаточно крупная. И необходимо, чтоб к этим базам имелся доступ, чтоб достоверная информация в них обновлялась с периодичностью, достаточной для принятия решений. Интеграция всех модулей системы осуществляется через единую (виртуально) базу данных. Возможно и формирование данных на локальных местах, но эти данные должны поставляться в централизованную базу в течении времени, гарантирующего целостность и непротиворечивость всей системы. Выход от такой системы - это прогнозы и конкретные задания для конкретных рабочих мест.
Переходя от системы управления предприятием к информационно-управляющим системам в образовании, заметим, что проблемы все те же, которые, к тому же, усугублены отсутствием в большинстве образовательных учреждениях, сколько-нибудь достойной материально-технической базы. Тем не менее, в настоящее время проходит процесс создания единой информационной образовательной среды на основе сетевых технологий. Принципиально новым для системы образования не только России, но и всего мира, является процесс создания РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ, ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ. И наиболее важным для каждого, является доступ к информации, которая окончательно формируется на его уровне:
Важную роль в этом играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределенной обработки данных и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации (см. [13]). И если вначале речь шла об обмене информацией в глобальных сетях (Internet), как внешне наиболее привлекательной, то теперь ширится осознание того, что для большинства работников наиболее актуальной и важной является внутренняя информация (IntraNet). Что же он дает сегодня, и что можно ожидать завтра?
Любая информационно-управляющая система, во-первых, требует ввода данных, а во-вторых, доступа к переработанной в рамках информационной системы информации.
Можно организовать ввод/вывод данных с использованием компьютеров или терминалов, как текстовых, так и графических. В ближайшем времени появятся недорогие терминалы, реализующие концепции WEB, вплоть до поддержки JAVA. Такой терминал - универсальное место как для ввода, так и для получения данных, обслуживаемое централизованно. Не имеет ни какого значения, какой процессор в терминале, какая операционная система: HTML/JAVA не зависят от платформы.
К сожалению, в рамках этой статьи, нет возможности о наиболее интересном и важном шаге - переходе к распределенным системам информации в организационном плане (на первое место тут выходят уже не технологические вопросы, а вопросы человеческой психологии и организации производства или обучения, не так уж важно). Первая задача перед внедрением подобной системы - это собрать достоверные данные, наладить их поток, проанализировать их, привести к виду, позволяющему выявить реально действующую неформальную систему управления/образования, дать достоверную картину для дальнейшего развития системы, не говоря уже о ее выживании.
Вот здесь, технологически, Intranet и вписывается наилучшим образом. Где бы и как бы ни порождались данные, их можно преобразовать в HTML формат и выложить для доступа в виде готовых сводок. Будь то АРМы на Fox, Clipper, Delphi, и т. д., будь то данные, размещенные на мэйнфреймах.
Параллельно, по мере внедрения единых баз данных, организуется запрос сводок через HTML-SQL. Некоторые готовые отчеты таким образом отмирают, заменяясь оперативными по запросу. И если для управленца процесс доступа в внутренней информации, то педагоги/ученики могут осуществлять оперативный доступ к порожденной ими совместно информации, пожалуй, впервые.
При этом, какой бы компьютер ни оказался у конкретного пользователя, с какой из современных операционной систем - видит он всегда то же самое, принципы работы с информацией одни и те же. Формы хранятся централизованно, и Web-браузер по сути дела превращается в совершенно машинно-независимый универсальный графический терминал. Появляются серверы, например, Informix Universal Server, умеющие работать с реляционными СУБД по запросу от Web-браузера. И движет Intranet в значительной степени Internet, который служит для него полигоном. Таким образом, развитие InterNet, в значительной мере, определяет развитие IntraNet, которое может идти следующим образом:
1. Создание информационной системы на основе WWW (сбор готовых отчетов, докладов, методических и прочих материалов)
2.Доступ из WWW напрямую к базам данных (формирование отчетов, поиск данных)
3.Ввод данных через WEB