С тех пор, как Платон "передавал мудрость изустно", ведя диалоги со своими учениками в роще Академии, "средства доставки" учебного материала заметно преобразились. К папирусу и грифельной доске добавились книга, фильм/видеофильм, аудиозапись, а недавно - компьютерная программа. Все эти "вместилища знаний" или "источники опыта, знаний и наслаждения" распространяются, как правило, аналогично обычным материальным ценностям (товарам) - их можно заказать, купить или просто скопировать (что в нашей стране стало доступно лишь в последние годы). Радио и телевидение с момента их появления претендовали на то, чтобы существенно изменить эту ситуацию. Напомним, что радио- и телевещание создавались под лозунгами "всеобщего просвещения", а их создатели обещали нести "разумное, доброе, вечное" миллионам необразованных сограждан. Широко известные (как и быстро забываемые) учебные и учебно-воспитательные радиопередачи, учебный канал телевидения - следы педагогических замыслов основоположников и создателей средств массовой электронной информации.
Несмотря на общепризнанные достижения учебного радио и телевидения (многие сегодня с грустью вспоминают о некоторых из исчезнувших ныне научно-популярных и учебных программ), их роль как средства поддержания учебного процесса в учреждениях системы формального образования оказалась весьма ограниченной. Доставляемая с их помощью "живая" информация оказалась таким же "информационным консервом", как и традиционно используемые книга, кинофильм, звуко- или видеозапись.
Известен опыт использования "интерактивного радио" для поддержки процесса обучения школьников в редконаселенных сельских районах Австралии, где дети фермеров и курирующие их школьные педагоги общаются с помощью радиостанций. Однако подобная практика не получила распространения в других странах.
Сегодня уже ясно, что радиовещание и телевидение способны в лучшем случае устранить задержки, вызванные транспортировкой информации на различных носителях по каналам перемещения материальных ресурсов (железная дорога, водные, авиа- и автоперевозки). "Живое общение" педагога с обучаемыми при использовании каналов массового вещания остается минимальным. Главные причины - низкая интерактивность, привязанность к сетке вещания соответствующей передачи, претензия "обслужить миллионы" усилиями нескольких человек. В совокупности со сравнительно высокой стоимостью применяемых технических средств эти причины ограничили использование средств массового вещания в учебном процессе.
Упомянем о традиционных системах доставки сообщений: почта и телефон. Они в той или иной степени включены в число средств, используемых в учебном процессе (вспомним книгу - почтой, математические олимпиады по переписке или телефонные конференции при обучении иностранному языку), но используются весьма ограниченно. Почта в большинстве случаев слишком медлительна, организовать же совместную учебную работу по телефону, даже с подключением выносного динамика, микрофона и/или факсимильного аппарата, достаточно сложно (а при междугородних переговорах и довольно дорого). Все это объясняет, почему использование традиционных средств доставки информации не встречает особого интереса у педагогов.
О грядущих изменениях в средствах связи и их значении для решения задач образования говорится уже давно (см., например, [2]). Однако интерес педагогов к этой теме стал проявляться лишь недавно. Он связан с массовым распространением компьютерных сетей и "цифровой революцией" в средствах связи, с появлением общедоступных глобальных компьютерных сетей на территории России. Тысячи учебных заведений нашей страны уже получили доступ к информационным и вычислительным ресурсам Интернет.
Интерес к учебной компьютерной коммуникации подстегнут и шумной рекламной компанией вокруг принятой в США общенациональной программы "The Infromation Superhighway" - "Глобальная информационная инфраструктура" или "Суперсеть для обмена информацией" (см., например [3]). В результате выполнения программы "Звездные школы" там началось использование спутникового телевидения в учебных целях. В последние несколько лет быстро распространяются системы регионального интерактивного учебного телевидения, позволяющие проводить занятия одновременно в нескольких школах в режиме видеоконференции. Появление стандартов на цифровое видео и дешевых схем обработки видеосигнала в реальном масштабе времени принципиально сблизили телевизионный приемник и компьютер. Наиболее ярые сторонники внедрения этих нововведений уверяют, что недалеко то время, когда каждый школьник сможет получить необходимую подготовку , не покидая своего дома, а традиционные уроки заменит телекласс. Обещания, которые раньше давали создатели радио и телевещания, сегодня звучат из уст создателей глобальных цифровых средств связи.
Можно констатировать, что спектр технологий, обещающих изменить практику работы учебных заведений на всех ступенях обучение и реализовать идеи "непрерывного образования", быстро расширяется. Их настойчиво рекламируют организации (фирмы), предоставляющие услуги связи. Новые системы обслуживания учащихся создают учебные заведения и образовательные ведомства. И хотя влияние этих нововведений на практику обучения пока невелико, стремительно растет количество педагогов, ощущающих грядущие изменения.