В настоящее время проблемы использования компьютерной коммуникации и телеобучения обсуждаются прежде всего в связи с разработками концепции непрерывного образования и использования НИТ для решения задач переподготовки кадров (в послевузовском образовании). Интересно отметить, что развитие Интернет позволяет на новом качественном уровне вернуться к решению задач, которые ставились в свое время пред сетью Университетов культуры. Вместе с тем, это и инструмент реформы всей системы образования.
В условиях высокой централизации
управления, когда информационные потоки в обществе контролировались
"сверху", все решения о содержании учебных предметов,
составе учебных материалов и методах обучения принимались сравнительно
небольшой группой экспертов. Задача основной массы педагогов сводилась
к претворению этих решений в жизнь.
Доведенная до крайности модель "индустриального образования",
противоречит задачам системы образования, ориентированной на жителей
информационного общества. Поставленная задача обучения и воспитания
активной и самостоятельной творческой личности, действующей в
условиях избытка информации, требует другой позиции педагога.
Центр принятия решений о содержании, методах и организационных
формах обучения перемещается сверху, из министерства и педагогической
академии в тысячи школ [12]. Каждому ясно, что только учитель
практически в состоянии отвечать за результаты обучения. Поэтому
ему и следует предоставить права принимать решения о содержании
и методах учебной работы, о выборе используемых учебных материалов.
Сторонники традиционной школы по-прежнему пытаются оспаривать
это положение. Однако предлагать учителю создавать и поддерживать
условия, стимулирующие творчество школьников, когда учитель сам
не имеет аналогичных условий для своей собственной работы, - значит
предлагать нечто небывалое в человеческой истории. "Закрытую
учебную архитектуру" школы индустриального века, где учебный
план, учебники, методы учебной работы, организация учебного пространства
были унифицированы и жестко регламентировались, предстоит заменить
"открытой учебной архитектурой", где все - цели, содержание,
методы и организационные формы обучения становятся подвижным и
доступным для изменения в рамках конкретной школы. Однако передать
учителям ответственность за результаты работы и право принимать
решения об организации учебного процесса недостаточно. Они должны
получить средства решения соответствующих педагогических задач.
В условиях информационного общества, в мире "избытка информации"
под рукой у учителя и его учеников должны находиться все необходимые
информационные и методические ресурсы: соответствующие текстовые,
графические, аудио- и видеоматериалы, обучающие программы и лаборатории,
методические разработки, планы занятий и т.п. Это новый спектр
инструментов и средств для работы педагога и учащихся. Средства
компьютерной коммуникации должны доставить все эти составляющие
на рабочее место участников учебного процесса. Открытая учебная
архитектура организовывает пространство решения и тех задач, с
которыми работают и в самих учебных заведениях, и тех, которые
решаются за их стенами. Компьютерная коммуникация способна обеспечить
единое информационное пространство для работы внутри учебной группы
на уроках, вне уроков и за пределами школы (во внешкольных учреждениях
и дома). Повышаются возможности для индивидуализации работы учащихся,
а также совместной работы педагогов. Мы не будем касаться проблемы
исчезновения современной школы как самостоятельного института
[13]. Но не вызывает сомнения, что время традиционной школы прошло,
и ее кардинальная реформа неминуема.
Внешние условия для создания и использования элементов открытой учебной архитектуры налицо. Перемещение ответственности за учебные архитектурные решения от разработчика учебных программ к учителю, распространение практики работы по авторским программам - важнейшее достижение на пути демократизации школы. Можно сказать, что "демократическая школа" - это школа, где учитель - полноправный архитектор учебной среды, составляющими которой являются:
Описания "нового
вмещающего пространства" учебного процесса для школы информационного
века - специальная задача. Описать все вмещающее пространство,
значит описать, в том числе, все возможные условия воспроизводства
социума. Само вмещающее пространство зависит и от действующей
социальной организации, и используемых информационных технологий,
и от наличного информационного богатства. Педагогам еще не приходилось
решать задач организации обучения в условиях избытка информации,
широкого доступа обучаемых к заведомо пропагандистским и контрпропагандистским
материалам, к дезинформации и т.п. Все это лишь некоторые из особенностей
построения обучения в условиях неограниченного доступа к информации,
предоставляемого информационно богатым обществом. Сегодня видны
контуры инструментального поля, в котором предстоит работать педагогу
в информационно богатой среде. Очевидно, что единое описание здесь
невозможно: мы живем в "разорванном" мире, и все наши
описания с необходимостью следуют его природе. Да такое единое
описание и не нужно: всегда должно оставаться поле для творчества
самого архитектора. С другой стороны, пространство типовых решений
расширяется, и "типовые проектные решения" - первый
инструмент практика. По-видимому, так можно оценивать продолжающиеся
сегодня создание и детальную проработку наиболее массовых подмножеств
учебных проектов и архитектур.
Возврат на 1 страницу