Факультет начальных классов Барнаульского государственного педагогического университета ведет свое начало от заочного отделения при филологическом факультете. В 1999 году Ученом Советом университета отделение начальных классов было выделено в отдельный факультет.
В настоящее время на факультете функционируют 3 кафедры: теории и методики начального образования (зав. кафедрой - кандидат филологических наук, доцент Г.Ф. Свиридова); естественных дисциплин (зав. кафедрой - доктор биологических наук, профессор В.А. Рассыпнов); педагогики и психологии начального образования (зав. кафедрой - доктор психологических наук, профессор Л.С. Колмогорова).
На факультете ведется набор студентов на дневную и заочную форму обучения по специальности Педагогика и методика начального образования с квалификацией учитель начальных классов со специализациями:
Обучение информатике в начальной школе
Необходимость введения данной специализации объясняется включением в учебный план начальной школы дисциплины "Информатика". Выпускники факультета получают возможность преподавать информатику в школе, а практические навыки работы на компьютере позволяют им найти достойную работу в различных сферах производства.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя
предусматривает обеспечение высокого уровня психолого-педагогической подготовки студента, что позволяет ему в дальнейшем работать в качестве учителя начальных классов в различных типах школ, а также педагогом-психологом в учреждениях дополнительного образования.
Выпускники педагогических колледжей, имеющих диплом с повышенным уровнем образования, получают подготовку по сокращенному 3-летнему сроку обучения со специализацией:
Методист-организатор по работе с детьми в классах раннего развития
предполагает получение углубленной психолого-педагогической подготовки студентов, необходимой для работы с детьми предшкольного возраста.
Для студентов, обучающихся на заочном отделении по 5-летнему и 3-летнему учебным планам, предусмотрено углубленное изучение цикла дисциплин для работы в различных системах обучения.
Уровень подготовки специалистов определяется профессиональной квалификацией профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего учебный процесс.
За 5 лет существования, преподавателями факультета были защищены 1 докторская и 10 кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 260 научных работ, в том числе 2 монографии и 45 учебных пособий.
Факультетом обеспечивается тесная связь теории и практики: преподаватели сотрудничают с АКИПКРО, педколледжами, психологическими центрами - в качестве заведующей отделением городским психологическим центром и руководителем федеральной площадки (Л.С. Колмогорова); в качестве зав. кафедрой школы (Л.А. Каирова), руководителей экспериментальной площадок (С.В. Колесова, Л.А. Никитина, Рассыпнов В.А., Заяц Ю.С., Тимошенко А.Ю.), методистов (Федорова И.В., О.Г. Холодкова), преподавателей в педагогическом лицее и педагогических классах (Г.Ф. Свиридова, Г.А. Бакланова, О.А. Киселева, Ю.С. Ананьева, Н.Б. Максимова, И.Ю. Попова), в качестве педагога - психолога (О.Г. Холодкова).
Преподаватели факультета ведут активную научно-исследовательскую работу.
Кафедра естественных дисциплин выполняла две работы по грантам Российского государственного научного фонда ("Система экологического образования в Алтайском крае", "Экологическое сознание и пути формирования экологической культуры населения в переходный экономический период"); совместно с АКДЭЦ - грант Института Устойчивых Обществ (США) (проект "Зеленые колокола: система непрерывного экологического образования учащихся Алтайского края");
Кафедра педагогики и психологии начального образования по теме исследования "Помощь детям и подросткам, пережившим насилие", получено 2 гранта, в рамках которого проведено 2 краевых семинара для психологов и педагогов вузов, колледжей, школ; докт. психол. наук, профессор Л.С. Колмогорова стала дипломантом Всероссийского конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования, проводимого Министерством образования РФ:
Факультет начальных классов совместно с педагогическим факультетом проводит исследования по организации предшкольного образования в соответствии с грантом Министерства образования.