Приказ 574 - Приложение (часть 2)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
часть 2     
                            ПРОГРАММА   
                       РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАНИЯ   
                 В  СИСТЕМЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   РОССИИ   
                        на 1999 - 2001 годы  
--------------------------------------------------------------------- 
 
            4.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ОСОБЕННОСТИ   
             ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ   
                           РАЗНОГО ТИПА  
  
       4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных  
                            учреждениях  
  
     Дошкольный возраст _ важнейший  период  становления  личности,  
когда  закладываются  предпосылки гражданских качеств,  формируются  
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению  
и  пониманию  других людей независимо от их социального происхожде-  
ния,  расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероиспо-  
ведания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в  
формировании определенной суммы знаний,  но и  в  развитии  базовых  
способностей  личности,  ее социальных и культурных навыков,  основ  
экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.  
     Реализация выделенных  оснований развития воспитания в системе  
дошкольного образования требует решения следующих важных задач:  
     сохранение сети дошкольных образовательных учреждений,  форми-  
рование их новых видов;  
     совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентаци-  
ей на профессиональную реализацию сочетания социальнонормативного и  
индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными  
программами и технологиями,  которые задают новое содержание воспи-  
тания и обучения детей на основе такого сочетания;  
     стимулирование оснащения  учреждений  дошкольного  образования  
современной и методической литературой,  ориентирующей на утвержде-  
ние новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям  
социализации;  
     обеспечение на основе новых  научных  исследований  в  области  
дошкольного  образования разработки и внедрения в практику деятель-  
ности дошкольных учреждений  новейших  образовательных  программ  и  
технологий  по  развитию социальной и культурной компетентности ре-  
бенка,  предусматривающих формирование у него коммуникативных навы-  
ков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного вос-  
питания.  
     Решение указанных  задач  обусловливает необходимость осущест-  
вления деятельности в следующих направлениях:  
     разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей  
представлений о человеке,  обществе и культуре,  по  экологическому  
образованию  и воспитанию,  приобщению детей к родной культуре;  по  
формированию здорового образа жизни;  
     организация разработки и широкой пропаганды педагогически цен-  
ных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошколь-  
ного возраста;  
     разработка нормативной правовой  базы  психологопедагогической  
экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регу-  
лирования их качественного ассортимента;  
     развитие системы  непрерывного  воспитательного процесса детей  
дошкольного и младшего школьного возраста с  сохранением  специфики  
его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной  
школе. Организация совместной разработки программ и технологий неп-  
рерывного образования,  обеспечивающих преемственность воспитатель-  
ного процесса на уровне дошкольного и начального  общего  образова-  
ния, их внедрение;  
     расширение форм участия в  дошкольном  образовании  учреждений  
культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой  
коммуникации, других социальных институтов;  
     разработка и реализация комплексных программ оказания консуль-  
тативно-диагностической,  методической, коррекционно-педагогической  
помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;  
     разработка системы мер по оказанию помощи  семьям,  в  которых  
дети не охвачены дошкольным образованием;  
     информационное обеспечение развития воспитания в системе  дош-  
кольного образования.  
  
    4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях  
  
     Общеобразовательные учреждения   являются  центральным  звеном  
всей системы  образования,  фундаментальной  социокультурной  базой  
воспитания и развития детей.  
     Обновление процесса воспитания в общеобразовательном  учрежде-  
нии  должно осуществляться на основе качественно нового представле-  
ния о статусе воспитания с учетом  отечественных  традиций,  нацио-  
нально-региональных  особенностей,  достижений  современного опыта;  
включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимули-  
рование разнообразия воспитательных стратегий,  методов,  повышение  
эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, уста-  
новление  и  поддержание баланса государственного,  семейного и об-  
щественного воспитания.  
     Развитие воспитания  в общеобразовательных учреждениях предпо-  
лагает решение следующих задач:  
     определение содержания воспитания, его форм и методов на осно-  
ве возрастных,  индивидуально-психологических особенностей учащихся  
с  учетом  конкретных  возможностей и специфики общеобразовательных  
учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;  
     формирование воспитательной системы, включающей в себя целост-  
ный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения  интегрирован-  
ности его важнейших составляющих _ воспитания и обучения);  повыше-  
ние воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;  
     усиление гуманитарной  и  практической  направленности учебных  
дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащим-  
ся освоить ценности общества и культуру,  в которых они живут, спо-  
собы самоопределения в них;  
     воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного досто-  
инства и законопослушания;  предоставление им реальных возможностей  
участия  в  управлении образовательным учреждением,  в деятельности  
различных творческих и общественных объединений;  
     укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;  
     повышение роли психолого-педагогической службы в  формировании  
школьных и классных коллективов,  индивидуальных занятий с учащими-  
ся, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации де-  
тей;  
     создание условий для участия семей в воспитательном  процессе,  
развития родительских общественных объединений, привлечения родите-  
лей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;  
     включение в  штатное расписание общеобразовательных учреждений  
(в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов,  соци-  
альных  педагогов,  педагогов дополнительного образования,  педаго-  
гов-организаторов,  классных воспитателей; активизация деятельности  
классных руководителей и воспитателей;  
     создание в каждом регионе дифференцированной сети  специальных  
учебно-воспитательных  учреждений для детей и подростков с девиант-  
ным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нужда-  
ющихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.  
     Решению поставленных задач  призвана  способствовать  деятель-  
ность в следующих направлениях:  
     сочетание в системе  воспитания  общечеловеческих,  националь-  
но-культурных и этноспецифических ценностей,  охватывающих основные  
аспекты социокультурной жизни и самоопределения,  образующих основу  
воспитания;  
     воспитание гражданина и патриота России через изучение ее пра-  
вовой и государственной систем, символики, истории гражданской жиз-  
ни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;  
     достижение сочетания  социально значимого и индивидуально при-  
емлемого компонента содержания, методов и форм образовательной дея-  
тельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материа-  
лов,  форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей зна-  
ния  и  навыки,  повышающие  социальную и культурную компетентность  
личности;  
     организация всестороннего   изучения  социальных,  культурных,  
психологических особенностей детского возраста, ценностных ориента-  
ций детей,  их интересов и склонностей, создание для этих целей не-  
обходимых методик;  
     обеспечение вариативности воспитательных систем;  
     планомерное и сбалансированное включение  в  общее  содержание  
образования регионального и этно-культурного компонентов;  
     развитие системы дополнительного образования  и  многообразной  
внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;  
     усиление значимости досугового компонента образовательных  уч-  
реждений, создание условий для самовыражения детей в системе допол-  
нительного образования и внеурочной детяльности, в художественном и  
техническом  творчестве,  клубной и досуговой организованной актив-  
ности, занятий спортом;  
     оказание содействия  родителям (законным представителям),  де-  
тям,  руководителям государственных и муниципальных образовательных  
учреждений, государственным органам управления образованием субъек-  
тов Российской Федерации,  местным (муниципальным) органам управле-  
ния  образованием  в  организации  обучения  детей  религии (духов-  
но-нравственного воспитания и преподавания  основ  вероучения)  вне  
рамок образовательной программы;  
     создание условий для развития педагогики сотрудничества.  
     Специфика учебно-воспитательного  процесса в специальных (кор-  
рекционных) образовательных учреждениях для обучающихся,  воспитан-  
ников с отклонениями в развитии,  в оздоровительных образовательных  
учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для де-  
тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по-  
мощи, предполагает:  
     осуществление комплексных динамических коррекционноразвивающих  
мер;  
     разработку и  реализацию  программ с учетом интеллектуальных и  
физических возможностей ребенка;  
     рекомендации психологов и врачей;  
     целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.  
     Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной  
адаптации таких детей;  формированию у них коммуникативных навыков;  
их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.  
     Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограни-  
ченными возможностями проживают в школах-интернатах,  надолго отры-  
ваясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоци-  
ональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное мес-  
то должна занимать работа по социальной реабилитации детей,  подго-  
товке их к семейной жизни, жизни в обществе.  
  
              4.3. Развитие воспитания в учреждениях  
                 дополнительного образования детей  
  
     Значительные возможности для современного решения задач воспи-  
тания предоставляет система дополнительного образования детей, ори-  
ентированная на свободный выбор и  освоение  обучающимися  дополни-  
тельных  образовательных  программ.  Стратегия интеграции основного  
общего и дополнительного образования _  реальный  путь  утверждения  
вариативности в системе образования. Цель дополнительного образова-  
ния _ развитие мотивации детей к познанию и творчеству,  содействие  
личностному  и  профессиональному  самоопределению обучающихся,  их  
адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому об-  
разу жизни.  
     Дополнительное образование организуется учреждениями,  которые  
удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные  
и образовательные потребности детей,  создают условия для их  твор-  
ческой самореализации.  
     Дополнительное образование в соответствии со своей  спецификой  
стремится  к  органичному сочетанию видов организации досуга с раз-  
личными формами образовательной деятельности и, как следствие, сок-  
ращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости  
детей.  Учитывая, что период детства в целом характеризуется актив-  
ностью  и любознательностью,  поддержка и развитие творчества детей  
является одной из приоритетных задач дополнительного образования.  
     Дополнительное образование способствует установлению реального  
взаимодействия культур _ русской и культуры народа,  на  территории  
которого находится образовательное учреждение.  Это свойство допол-  
нительного образования обеспечивает ему важное место в региональном  
компоненте государственного образовательного стандарта.  
     Одной из сущностных характеристик дополнительного  образования  
является  взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общ-  
ностей.  Институт дополнительного образования предполагает  взаимо-  
действие общеобразовательного учреждения с организациями и учрежде-  
ниями иных предметных и творческих  сфер  и  тем  самым  становится  
по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной полити-  
ки в регионе.  
     Дальнейшее развитие  воспитательных  функций  системы дополни-  
тельного образования детей  определяется  реализацией  приоритетных  
задач, в их числе:  
     сохранение и рост сети учреждений дополнительного  образования  
детей,  отвечающих интересам и запросам обучающихся,  их родителей,  
социальным потребностям;  
     обоснованное принятие  управленческих решений,  обеспечивающих  
сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного  обра-  
зования детей;  
     упорядочение и  укрепление  кадровой,  материально-технической  
базы дополнительного образования детей;  
     обновление программно-методического содержания;  
     создание федеральной системы подготовки и повышения квалифика-  
ции специалистов системы дополнительного образования детей в  обра-  
зовательных учреждения всех типов;  
     обобщение опыта педагогической  и  экономической  деятельности  
учреждений дополнительного образования детей;  
     научное обоснование выдвигаемых практикой  показателей  эффек-  
тивности  дополнительного  образования и проверка их значимости для  
развития личности каждого ребенка;  
     расширение числа субъектов дополнительного образования, персо-  
нификация их ответственности,  определение полномочий, предоставле-  
ние необходимых льгот.  
  
                     4.4. Развитие воспитания  
            в учреждениях профессионального образования  
  
     В системе начального, среднего и высшего профессионального об-  
разования  действует и развивается сеть образовательных учреждений,  
различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный  
процесс,  по формам и способам образования, степени институционали-  
зации,  выражающейся в характере нормативных требований к обучению,  
формах  контроля,  экономического  обеспечения и регулирования дея-  
тельности.  
     Система учреждений  профессионального образования осуществляет  
подготовку к определенным видам труда в экономической и  социальной  
сферах  общества и как правило обучение в этих учреждениях заверша-  
ется соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттеста-  
ции на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения началь-  
ного и среднего профессионального образования не только обеспечива-  
ют общественное производство квалифицированными кадрами,  но и соз-  
дают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образо-  
вания.  
     Для всех уровней  современного  профессионального  образования  
характерно  наличие малоизученных проблем,  связанных с их воспита-  
тельными функциями.  
     Одна из них _ проблема воспитания, его качественного определе-  
ния и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспита-  
тельный  процесс  в  учреждениях профессионального образования всех  
уровней оказывают преобладание стихийной  социализации  молодежи  в  
обстоятельствах  экономической  и политической неопределенности об-  
щества,  отсутствие заинтересованности работодателей  в  подготовке  
для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, соци-  
альные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.  
     Основными источниками  конфликтов  и  противоречий как правило  
становятся плохая  организация  учебного  процесса;  несоответствие  
учебных программ,  их предметно-дисциплинарного разделения, методов  
обучения требованиям времени;  доминирование авторитарного, субъек-  
тивистского  стиля руководства и общения,  не учитывающего интересы  
учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной де-  
ятельности, участие в управлении учреждением.  
     Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокуль-  
турным  процессам  и  личностному самоопределению свидетельствует о  
том,  что их стремление к получению  профессионального  образования  
выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями  
и навыками.  Необходимо создать оптимальные  условия  для  развития  
личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самооп-  
ределении,  нравственном самосовершенствовании,  освоении  широкого  
круга социального опыта.  
     Основными направлениями реализации этого является:  
     утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей  
в управлении учреждениями профессионального образования;  
     развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной  
студенческой самоорганизации (общественных организаций и  объедине-  
ний студентов);  
     использование возможностей  дополнительного  образования,  фа-  
культетов  общественных профессий для преодоления расхождений между  
качеством подготовки специалистов и  реальными  требованиями  рынка  
труда;  между рыночным спросом и индивидуальными потребностями лич-  
ности; для реализации профессионального потенциала будущего специа-  
листа;  повышения  его ответственности за свою карьеру и социальные  
последствия своей профессиональной деятельности;  
     создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности  
студентов;  
     возрождение региональных, молодежных научно-технических произ-  
водственных центров,  центров информации,  призванных содействовать  
реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;  
     развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жиз-  
недеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной суб-  
культуры;  
     развитие и совершенствование работы сети служб социальнопсихо-  
логической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального  
образования;  
     изучение и распространение опыта организации воспитания обуча-  
ющихся  в общественных организациях и учреждениях профессионального  
образования, продуктивно использующих научнопрофессиональный потен-  
циал, возможности социальных, культурных, исторических традиций ре-  
гиона.  
     Воспитание учащихся и студентов в системах начального, средне-  
го и высшего профессионального образования, ориентированное на фор-  
мирование базовой культуры личности, должно включать в себя:  
     дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотива-  
ционной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;  
     формирование навыков принятия решений в последовательном и от-  
ветственном осуществлении своих социальных функций;  
     поддержку профессионального роста;  
     гражданское самоопределение;  
     осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.  
     Реализация указанных целей предполагает:  
     оптимизацию правовой,  методической, организационноэкономичес-  
кой  базы  воспитания  в  учреждениях профессионального образования  
различных типов и видов;  
     разработку содержания,  форм и методов воспитания,  адекватных  
функциям учреждений профессионального образования различных типов и  
видов, а также модели специалиста, которого они готовят;  
     сочетание личностных интересов и  профессиональных  возможнос-  
тей;  
     создание необходимых условий для самореализации личности  обу-  
чающихся в различных сферах (клубная деятельность,  вторичная заня-  
тость,  спорт,  туризм,  реализация педагогических  наклонностей  и  
др.).  
     Важнейшим направлением  развития  воспитательной  деятельности  
учреждений профессионального образования должно стать создание мно-  
гоуровневой системы профессиональной  подготовки  и  переподготовки  
кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися,  включая  
разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.  
  
------------------------------------------------------------------- 
Окончание части 2 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]