[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 2
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
на 1999 - 2001 годы
---------------------------------------------------------------------
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РАЗНОГО ТИПА
4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях
Дошкольный возраст _ важнейший период становления личности,
когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению
и пониманию других людей независимо от их социального происхожде-
ния, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероиспо-
ведания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в
формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых
способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ
экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе
дошкольного образования требует решения следующих важных задач:
сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, форми-
рование их новых видов;
совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентаци-
ей на профессиональную реализацию сочетания социальнонормативного и
индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными
программами и технологиями, которые задают новое содержание воспи-
тания и обучения детей на основе такого сочетания;
стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования
современной и методической литературой, ориентирующей на утвержде-
ние новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям
социализации;
обеспечение на основе новых научных исследований в области
дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятель-
ности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и
технологий по развитию социальной и культурной компетентности ре-
бенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навы-
ков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного вос-
питания.
Решение указанных задач обусловливает необходимость осущест-
вления деятельности в следующих направлениях:
разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей
представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому
образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по
формированию здорового образа жизни;
организация разработки и широкой пропаганды педагогически цен-
ных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошколь-
ного возраста;
разработка нормативной правовой базы психологопедагогической
экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регу-
лирования их качественного ассортимента;
развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей
дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики
его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной
школе. Организация совместной разработки программ и технологий неп-
рерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитатель-
ного процесса на уровне дошкольного и начального общего образова-
ния, их внедрение;
расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений
культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой
коммуникации, других социальных институтов;
разработка и реализация комплексных программ оказания консуль-
тативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической
помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;
разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых
дети не охвачены дошкольным образованием;
информационное обеспечение развития воспитания в системе дош-
кольного образования.
4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном
всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой
воспитания и развития детей.
Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учрежде-
нии должно осуществляться на основе качественно нового представле-
ния о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, нацио-
нально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимули-
рование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение
эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, уста-
новление и поддержание баланса государственного, семейного и об-
щественного воспитания.
Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предпо-
лагает решение следующих задач:
определение содержания воспитания, его форм и методов на осно-
ве возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся
с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных
учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;
формирование воспитательной системы, включающей в себя целост-
ный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрирован-
ности его важнейших составляющих _ воспитания и обучения); повыше-
ние воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
усиление гуманитарной и практической направленности учебных
дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащим-
ся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, спо-
собы самоопределения в них;
воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного досто-
инства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей
участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности
различных творческих и общественных объединений;
укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
повышение роли психолого-педагогической службы в формировании
школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащими-
ся, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации де-
тей;
создание условий для участия семей в воспитательном процессе,
развития родительских общественных объединений, привлечения родите-
лей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений
(в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, соци-
альных педагогов, педагогов дополнительного образования, педаго-
гов-организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности
классных руководителей и воспитателей;
создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных
учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиант-
ным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нужда-
ющихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятель-
ность в следующих направлениях:
сочетание в системе воспитания общечеловеческих, националь-
но-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные
аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу
воспитания;
воспитание гражданина и патриота России через изучение ее пра-
вовой и государственной систем, символики, истории гражданской жиз-
ни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
достижение сочетания социально значимого и индивидуально при-
емлемого компонента содержания, методов и форм образовательной дея-
тельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материа-
лов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей зна-
ния и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность
личности;
организация всестороннего изучения социальных, культурных,
психологических особенностей детского возраста, ценностных ориента-
ций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей не-
обходимых методик;
обеспечение вариативности воспитательных систем;
планомерное и сбалансированное включение в общее содержание
образования регионального и этно-культурного компонентов;
развитие системы дополнительного образования и многообразной
внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
усиление значимости досугового компонента образовательных уч-
реждений, создание условий для самовыражения детей в системе допол-
нительного образования и внеурочной детяльности, в художественном и
техническом творчестве, клубной и досуговой организованной актив-
ности, занятий спортом;
оказание содействия родителям (законным представителям), де-
тям, руководителям государственных и муниципальных образовательных
учреждений, государственным органам управления образованием субъек-
тов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управле-
ния образованием в организации обучения детей религии (духов-
но-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне
рамок образовательной программы;
создание условий для развития педагогики сотрудничества.
Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (кор-
рекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитан-
ников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для де-
тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по-
мощи, предполагает:
осуществление комплексных динамических коррекционноразвивающих
мер;
разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и
физических возможностей ребенка;
рекомендации психологов и врачей;
целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.
Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной
адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков;
их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.
Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограни-
ченными возможностями проживают в школах-интернатах, надолго отры-
ваясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоци-
ональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное мес-
то должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подго-
товке их к семейной жизни, жизни в обществе.
4.3. Развитие воспитания в учреждениях
дополнительного образования детей
Значительные возможности для современного решения задач воспи-
тания предоставляет система дополнительного образования детей, ори-
ентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополни-
тельных образовательных программ. Стратегия интеграции основного
общего и дополнительного образования _ реальный путь утверждения
вариативности в системе образования. Цель дополнительного образова-
ния _ развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие
личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их
адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому об-
разу жизни.
Дополнительное образование организуется учреждениями, которые
удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные
и образовательные потребности детей, создают условия для их твор-
ческой самореализации.
Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой
стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с раз-
личными формами образовательной деятельности и, как следствие, сок-
ращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости
детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется актив-
ностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей
является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Дополнительное образование способствует установлению реального
взаимодействия культур _ русской и культуры народа, на территории
которого находится образовательное учреждение. Это свойство допол-
нительного образования обеспечивает ему важное место в региональном
компоненте государственного образовательного стандарта.
Одной из сущностных характеристик дополнительного образования
является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общ-
ностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимо-
действие общеобразовательного учреждения с организациями и учрежде-
ниями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится
по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной полити-
ки в регионе.
Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополни-
тельного образования детей определяется реализацией приоритетных
задач, в их числе:
сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования
детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей,
социальным потребностям;
обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих
сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного обра-
зования детей;
упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической
базы дополнительного образования детей;
обновление программно-методического содержания;
создание федеральной системы подготовки и повышения квалифика-
ции специалистов системы дополнительного образования детей в обра-
зовательных учреждения всех типов;
обобщение опыта педагогической и экономической деятельности
учреждений дополнительного образования детей;
научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффек-
тивности дополнительного образования и проверка их значимости для
развития личности каждого ребенка;
расширение числа субъектов дополнительного образования, персо-
нификация их ответственности, определение полномочий, предоставле-
ние необходимых льгот.
4.4. Развитие воспитания
в учреждениях профессионального образования
В системе начального, среднего и высшего профессионального об-
разования действует и развивается сеть образовательных учреждений,
различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный
процесс, по формам и способам образования, степени институционали-
зации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению,
формах контроля, экономического обеспечения и регулирования дея-
тельности.
Система учреждений профессионального образования осуществляет
подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной
сферах общества и как правило обучение в этих учреждениях заверша-
ется соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттеста-
ции на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения началь-
ного и среднего профессионального образования не только обеспечива-
ют общественное производство квалифицированными кадрами, но и соз-
дают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образо-
вания.
Для всех уровней современного профессионального образования
характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспита-
тельными функциями.
Одна из них _ проблема воспитания, его качественного определе-
ния и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспита-
тельный процесс в учреждениях профессионального образования всех
уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в
обстоятельствах экономической и политической неопределенности об-
щества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке
для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, соци-
альные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
Основными источниками конфликтов и противоречий как правило
становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие
учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов
обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъек-
тивистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы
учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной де-
ятельности, участие в управлении учреждением.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокуль-
турным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о
том, что их стремление к получению профессионального образования
выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями
и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития
личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самооп-
ределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого
круга социального опыта.
Основными направлениями реализации этого является:
утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей
в управлении учреждениями профессионального образования;
развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной
студенческой самоорганизации (общественных организаций и объедине-
ний студентов);
использование возможностей дополнительного образования, фа-
культетов общественных профессий для преодоления расхождений между
качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка
труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями лич-
ности; для реализации профессионального потенциала будущего специа-
листа; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные
последствия своей профессиональной деятельности;
создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности
студентов;
возрождение региональных, молодежных научно-технических произ-
водственных центров, центров информации, призванных содействовать
реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жиз-
недеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной суб-
культуры;
развитие и совершенствование работы сети служб социальнопсихо-
логической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального
образования;
изучение и распространение опыта организации воспитания обуча-
ющихся в общественных организациях и учреждениях профессионального
образования, продуктивно использующих научнопрофессиональный потен-
циал, возможности социальных, культурных, исторических традиций ре-
гиона.
Воспитание учащихся и студентов в системах начального, средне-
го и высшего профессионального образования, ориентированное на фор-
мирование базовой культуры личности, должно включать в себя:
дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотива-
ционной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;
формирование навыков принятия решений в последовательном и от-
ветственном осуществлении своих социальных функций;
поддержку профессионального роста;
гражданское самоопределение;
осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.
Реализация указанных целей предполагает:
оптимизацию правовой, методической, организационноэкономичес-
кой базы воспитания в учреждениях профессионального образования
различных типов и видов;
разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных
функциям учреждений профессионального образования различных типов и
видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
сочетание личностных интересов и профессиональных возможнос-
тей;
создание необходимых условий для самореализации личности обу-
чающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная заня-
тость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и
др.).
Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности
учреждений профессионального образования должно стать создание мно-
гоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки
кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая
разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.
-------------------------------------------------------------------
Окончание части 2