[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999 - 2001 годы --------------------------------------------------------------------- 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА 4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольный возраст _ важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхожде- ния, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероиспо- ведания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач: сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, форми- рование их новых видов; совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентаци- ей на профессиональную реализацию сочетания социальнонормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспи- тания и обучения детей на основе такого сочетания; стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утвержде- ние новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации; обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятель- ности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ре- бенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навы- ков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного вос- питания. Решение указанных задач обусловливает необходимость осущест- вления деятельности в следующих направлениях: разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; организация разработки и широкой пропаганды педагогически цен- ных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошколь- ного возраста; разработка нормативной правовой базы психологопедагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регу- лирования их качественного ассортимента; развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий неп- рерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитатель- ного процесса на уровне дошкольного и начального общего образова- ния, их внедрение; расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов; разработка и реализация комплексных программ оказания консуль- тативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников; разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием; информационное обеспечение развития воспитания в системе дош- кольного образования. 4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учрежде- нии должно осуществляться на основе качественно нового представле- ния о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, нацио- нально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимули- рование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, уста- новление и поддержание баланса государственного, семейного и об- щественного воспитания. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предпо- лагает решение следующих задач: определение содержания воспитания, его форм и методов на осно- ве возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений; формирование воспитательной системы, включающей в себя целост- ный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрирован- ности его важнейших составляющих _ воспитания и обучения); повыше- ние воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания; усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащим- ся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, спо- собы самоопределения в них; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного досто- инства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений; укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта; повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащими- ся, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации де- тей; создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родите- лей к участию в управлении общеобразовательным учреждением; включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, соци- альных педагогов, педагогов дополнительного образования, педаго- гов-организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей; создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиант- ным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нужда- ющихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Решению поставленных задач призвана способствовать деятель- ность в следующих направлениях: сочетание в системе воспитания общечеловеческих, националь- но-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания; воспитание гражданина и патриота России через изучение ее пра- вовой и государственной систем, символики, истории гражданской жиз- ни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей; достижение сочетания социально значимого и индивидуально при- емлемого компонента содержания, методов и форм образовательной дея- тельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материа- лов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей зна- ния и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности; организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориента- ций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей не- обходимых методик; обеспечение вариативности воспитательных систем; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этно-культурного компонентов; развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций; усиление значимости досугового компонента образовательных уч- реждений, создание условий для самовыражения детей в системе допол- нительного образования и внеурочной детяльности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной актив- ности, занятий спортом; оказание содействия родителям (законным представителям), де- тям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъек- тов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управле- ния образованием в организации обучения детей религии (духов- но-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы; создание условий для развития педагогики сотрудничества. Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (кор- рекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитан- ников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для де- тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по- мощи, предполагает: осуществление комплексных динамических коррекционноразвивающих мер; разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка; рекомендации психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс. Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию. Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограни- ченными возможностями проживают в школах-интернатах, надолго отры- ваясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоци- ональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное мес- то должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подго- товке их к семейной жизни, жизни в обществе. 4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей Значительные возможности для современного решения задач воспи- тания предоставляет система дополнительного образования детей, ори- ентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополни- тельных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования _ реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образова- ния _ развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому об- разу жизни. Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их твор- ческой самореализации. Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с раз- личными формами образовательной деятельности и, как следствие, сок- ращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется актив- ностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования. Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур _ русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство допол- нительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общ- ностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимо- действие общеобразовательного учреждения с организациями и учрежде- ниями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной полити- ки в регионе. Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополни- тельного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе: сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям; обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного обра- зования детей; упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей; обновление программно-методического содержания; создание федеральной системы подготовки и повышения квалифика- ции специалистов системы дополнительного образования детей в обра- зовательных учреждения всех типов; обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей; научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффек- тивности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка; расширение числа субъектов дополнительного образования, персо- нификация их ответственности, определение полномочий, предоставле- ние необходимых льгот. 4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования В системе начального, среднего и высшего профессионального об- разования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционали- зации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования дея- тельности. Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и как правило обучение в этих учреждениях заверша- ется соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттеста- ции на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения началь- ного и среднего профессионального образования не только обеспечива- ют общественное производство квалифицированными кадрами, но и соз- дают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образо- вания. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспита- тельными функциями. Одна из них _ проблема воспитания, его качественного определе- ния и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспита- тельный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности об- щества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, соци- альные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений. Основными источниками конфликтов и противоречий как правило становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъек- тивистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной де- ятельности, участие в управлении учреждением. Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокуль- турным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самооп- ределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Основными направлениями реализации этого является: утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования; развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объедине- ний студентов); использование возможностей дополнительного образования, фа- культетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями лич- ности; для реализации профессионального потенциала будущего специа- листа; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов; возрождение региональных, молодежных научно-технических произ- водственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости; развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жиз- недеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной суб- культуры; развитие и совершенствование работы сети служб социальнопсихо- логической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования; изучение и распространение опыта организации воспитания обуча- ющихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научнопрофессиональный потен- циал, возможности социальных, культурных, исторических традиций ре- гиона. Воспитание учащихся и студентов в системах начального, средне- го и высшего профессионального образования, ориентированное на фор- мирование базовой культуры личности, должно включать в себя: дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотива- ционной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений; формирование навыков принятия решений в последовательном и от- ветственном осуществлении своих социальных функций; поддержку профессионального роста; гражданское самоопределение; осознанное формирование социально приемлемого образа жизни. Реализация указанных целей предполагает: оптимизацию правовой, методической, организационноэкономичес- кой базы воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов; разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят; сочетание личностных интересов и профессиональных возможнос- тей; создание необходимых условий для самореализации личности обу- чающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная заня- тость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.). Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание мно- гоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения. ------------------------------------------------------------------- Окончание части 2