[Предыдущий][Следующий][Содержание]
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 18.10.99 N 574
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
на 1999 - 2001 годы
Москва - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА
4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учрежде-
ниях
4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях
4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образо-
вания
4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального обра-
зования
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Развитие нормативной правовой базы
5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
5.3. Научное обеспечение
5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организация-
ми
6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка
их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития об-
щества, государства. Выражением государственной политики в области
воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации _Об
образовании_ принципы гуманистического характера образования. Опре-
деление конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспита-
тельного пространства в целях обеспечения самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и пе-
дагогических коллективов образовательных учреждений составляют ос-
нову такой политики.
Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе
образования России на 1999_2001 годы является важнейшим направлени-
ем реализации принципов государственной политики России в сфере об-
разования. Программа ориентирована на повышение общественного ста-
туса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры
воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта,
обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспита-
тельного процессов, баланса государственного, общественного и се-
мейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приори-
тетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных
преобразований в современном российском обществе актуальность при-
обретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспи-
тания, нового воспитательного потенциала системы образования; обес-
печение преемственности между поколениями россиян на основе общест-
венного согласия, в духе формирования культуры миры и терпимости.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенство-
вания организации воспитания в системе образования, а также первоо-
чередные меры, связанные с развитием воспитательной практики обра-
зовательных учреждений.
Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде
всего для органов управления образованием, а также образовательных
учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой
для разработки региональных и местных программ.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе
реализуется в условиях экономического и политического реформирова-
ния, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь
подрастающего поколения, функционирование образовательных учрежде-
ний, средств массовой информации, молодежных и детских общественных
объединений, религиозных организаций. В тоже время реформирование
вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня
большинства населения и другие негативные последствия.
Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. От-
мечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей.
Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать
защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни се-
мей, разрушаются сложившиеся нравственноэтические нормы и традиции
семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической не-
защищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, ро-
дителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются
резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в соци-
ализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безра-
ботицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во мно-
гих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обус-
ловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по
отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие
формы асоциального поведения.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характе-
ризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в пове-
дении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают
распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (тубер-
кулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявле-
ния агрессивности.
Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность
детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подрост-
ков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочекподростков
среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция
роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной
преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании
среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в
детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим факто-
ром длительного действия, угрожает социальной безопасности.
Современное развитие средств массовой информации и коммуника-
ций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и
преобразили информационное поле, в котором происходит воспитатель-
ный процесс. В условиях высокой доступности информации и материа-
лов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и
др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции,
пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, прос-
титуцию, наркоманию, секс.
В общественном развитии существенно возросла роль этнического
фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал
этнической среды, но с другой _ порождает усиление межнациональной
напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются
в психолого-педагогической практике.
В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произош-
ла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее
большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религи-
озным организациям предоставлена возможность обучать детей религии
вне рамок образовательных программ.
Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общест-
венных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пио-
нерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях
были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов мно-
гочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основ-
ном действуют за пределами учреждений образования, их социально-пе-
дагогический потенциал не востребован государством в полном объеме.
В то же время существование детских общественных объединений и ор-
ганизаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка,
является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать
сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демокра-
тического государства в новом тысячелетии.
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и ос-
тается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитатель-
ный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания,
особенно в сельской местности. Большинство образовательных учрежде-
ний стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения
основной цели современного образования - развития физически, нравс-
твенно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Существенно ослабляет воспитательную деятельность образова-
тельных учреждений хроническое отставание их материальнотехнической
базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность;
отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятель-
ности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства
членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социаль-
ной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность куль-
турных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструк-
тура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на
обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Недостаточный объем производства и издания современной науч-
но-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во
многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансиро-
вания. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и об-
разования, оказались практически недоступными для образовательных
учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной
научно-методической базы воспитательного процесса и у органов уп-
равления образованием.
В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление
многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариа-
тивности, многообразия систем и участников воспитательного процес-
са. Наметилась тенденция создания современных отечественных концеп-
ций воспитания подрастающих поколений.
В них выделены ценности активной социокультурной жизни, лично-
го и национального достоинства, общекультурной и профессиональной
компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед
собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания
_ плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация
отношений субъектов учебновоспитательного процесса, ответственность
государства за воспитание детей и молодежи.
Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие го-
сударственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что
становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметив-
шихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за
состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав челове-
ка и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реа-
лизации государственной политики в области воспитания подрастающих
поколений.
Государственная политика в сфере воспитания должна включать в
себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку за-
конодательства, государственных программ, выделение ресурсов, под-
держку социально значимых воспитательных проектов, определение ме-
ханизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать
созданию необходимых условий для формирования системы воспитания
подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общест-
венными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составля-
ют одно из важнейших направлений государственной политики в образо-
вании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и
реализации новых подходов к определению приоритетов и основополага-
ющих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслужива-
ет вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании
современных динамических методов воспитательной работы с учетом це-
лей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе
образования России на 1999_2001 годы следует рассматривать как шаг
на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере
воспитания подрастающих поколений.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - обеспечение необходимых научнометодических,
организационных, кадровых, информационных и других условий для раз-
вития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех ти-
пов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию
социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению
в социуме, формированию человекагражданина, семьянина-родителя,
специалиста-профессионала.
Задачи Программы:
повышение социального статуса воспитания в системе образования
в российском обществе;
укрепление и развитие воспитательных функций образовательных
учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их
усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учрежде-
ний;
развитие демократического стиля руководства воспитательным
процессом;
повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;
формирование региональных, муниципальных и других систем вос-
питания на основе учета территориальных, социокультурных и нацио-
нальных особенностей;
использование отечественных традиций и современного опыта в
области воспитания;
активное внедрение в педагогическую практику новейших достиже-
ний в области воспитания;
развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов
нравственного, гражданского воспитания;
содействие осуществлению прав родителей на участие в управле-
нии образовательным учреждением и в организации образовательного
процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образо-
вании";
оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей,
развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
формирование уважительного отношения к правам ребенка в соот-
ветствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
усиление роли семьи в воспитании детей;
создание системы психолого-педагогической и медикосоциальной
реабилитации детей;
повышение уровня работы со средствами массовой информации и
печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;
повышение профессионального уровня управления процессом воспи-
тания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми со-
циальными институтами.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осу-
ществляемая в системе образования, ориентированная на создание ус-
ловий для развития духовности обучающихся на основе общечеловечес-
ких и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном само-
определении, нравственном, гражданском и профессиональном становле-
нии; создание условий для самореализации личности.
Государство и его институты являются важнейшими субъектами
воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в
социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для
функционирования неправительственных воспитательных организаций.
Национальная стратегия в области воспитания определяется зако-
нодательством, признается вариативность и разнообразие воспитатель-
ных систем, организаций и технологий.
Инновационным ресурсом развития системы воспитания является
современное философское, гуманитарное, социально-научное знание.
Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса
воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Госу-
дарством должны быть обеспечены целостность, последовательность и
преемственность содержания и организационных форм воспитания на
различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспита-
ния с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций,
кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания яв-
ляется формирование социально необходимых знаний и навыков, профес-
сиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.
Особое значение в современном обществе приобретают психоло-
го-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее
в активную жизнь, формирования социальной ответственности.
Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое
внимание как приоритетному направлению государственной, социальной
и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения
к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего
хозяина земли.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образова-
тельных учреждениях и соответственно роль и актуальность физическо-
го воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье
является одной из основных предпосылок формирования здорового обра-
за жизни.
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются
на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социаль-
но-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личнос-
ти в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает
отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам
собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную
на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно
основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социо-
культурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и
возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя,
за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание ос-
новывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с
ценностями и нормами национальной культуры и региональными традици-
ями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
осуществление воспитания в системе образования в коллективах раз-
личного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, соз-
дает условия для конструктивных процессов социокультурного самооп-
ределения, адекватной коммуникации, а в целом _ формирует навыки
социальной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и куль-
турной компетентности личности предполагает, что стратегия и такти-
ка воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку,
молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном са-
моопределении в социальном окружении.
--------------------------------------------------------------------
Окончание части 1