Лицейские ведомости Эколого-гуманитарная школа-лицей № 73 г.  Барнаула Нет стремления более естественного,
             чем стремления к знанию. М. Монтень
    Начало | Пенаты | Ариаднина нить | > Сто тысяч почему < | Сады Семирамиды | Муза странствий
Начало > Сто тысяч почему > Информатика > IBM в школе > Университет
университет
набор
учебники
сайт
 
Сто тысяч почему

Информатика

IBM в школе

Роботландский университет
(сетевая школа Роботландии)
Логотип Роботландского Университета

Переславль-Залесский
Александр Александрович Дуванов
руководитель Роботландского Университета

Роботландский университет — это сетевая школа при негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования “Роботландия+” (Переславль-Залесский), в которой обучаются учителя и дети, как правило, в рамках одной “команды”: учитель — руководитель команды плюс его подопечные — школьники.

С точки зрения учителя, сетевое обучение — это не совсем обычные по форме курсы повышения квалификации: учителя получают знания по современным предметным разделам, методические рекомендации, а в процессе обучения адаптируют полученный материал в среду своих учеников, совместно с ними, обучаемых на курсах. Так как университет работает совместно с Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, то кроме удостоверения Роботландии, учителя получают также и удостоверение государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации.

Для детей занятия в рамках сетевого сообщества — это не только глубокое освоение любимых тем школьных предметов, а также разделов, еще не успевших войти в школьные планы, но и спортивный азарт конкурсов, продуктивное общение со сверстниками, наглядные примеры использования сетевых технологий.

Пятилетний опыт проведения сетевых курсов Роботландского университета однозначно выявляет высокий интерес к такой форме обучения как у учителей, так и у школьников.

В чем я вижу плюсы такого типа обучения?

Во-первых, обеспечено единство методического, программного и организационного обеспечения. Все вопросы тщательно “разжеваны”, что значительно облегчает работу учителя. Однако, остается значительное поле для творчества. После освоения методики можно гибко подстроить ее под специфику своей школы.

Во-вторых, решается проблема обеспечения учебными пособиями учащихся и учителей.

В-третьих, стиль обучения с постоянным (хотя и сетевым) общением участников Роботландского университета в ходе конкурсов и перекрестных проверок создает творческую атмосферу, заинтересованность учащихся и дополнительные положительные мотивации.

Немаловажным в этой форме является и то, что учитель тоже повышает свою квалификацию и получает об этом свидетельство государственного учреждения. А это — и экономия школьных средств, и рост тарифного разряда учителя.

Виктор Фомич Клятченко, учитель информатики,
Люберцы, средней школы № 2

Я один-единственный учитель информатики в школе. Веду и уроки, и факультативы. Если с содержанием уроков более-менее все понятно и отработано, то с подбором содержания факультатива постоянно возникали проблемы. Что отобрать из огромного многообразия компьютерных технологий, как грамотно построить курс? А главное, где взять время и силы, чтобы постоянно быть в курсе всех новинок в компьютерном мире? К кому обратиться за советом? Где посмотреть чужие работы? Работы других детей? Многие из этих проблем решились после того, как я выбрала два курса в Роботландском университете.

Елена Викторовна Болгарина, учитель информатики,
Екатеринбург, гимназия № 99

Как происходит обучение

От конкурса до конкурса. А в промежутках — обычные для факультатива занятия детей с учителем и не совсем обычные курсовые обсуждения в рамках постоянно действующей сетевой конференции.

Процесс обучения можно изобразить схемой:

(изучение темы)—>(подготовка к конкурсу)—>(конкурс)—>(“разбор полетов”)

Из таких элементов строится цикл обучения: на фоне сетевой электронной конференции дети изучают тему, потом готовятся к конкурсу (решают задания, подобные конкурсным или изучают готовые проекты), затем — конкурс. Конкурс — это всегда праздник и эмоциональный всплеск с турнирными таблицами, награждением команд-победителей.

Большое внимание уделяется перекрестной проверке детьми работ друг друга. Дети из Находки проверяют работы детей из Перми, Самары и Челябинска. Перекрестная проверка — важный элемент обучения. Проверяя “чужие” работы, дети по-другому начинают относиться к своим решениям и в отличии от “учительской” функции материал темы усваивается гораздо лучше.

Преподаватели университета

Преподаватели университета — авторы курса информатики для младших школьников, известного под названием “Роботландия”: А. А. Дуванов, Ю. А. Первин, Я. Н. Зайдельман. Курс “Английский с компьютером” ведет Н. А. Прохорова, преподаватель английского языка, автор программно-методической системы "Magic Land".

В последнее время Роботландия стала привлекать к педагогической работе Университета талантливых школьных учителей, которые наиболее ярко проявили себя при многолетнем сотрудничестве в качестве студентов роботландской школы. Так, в этом году успешно проводит курс 41 “Введение в Интернет” Бычков Анатолий Владимирович из Барнаула, а в следующем учебном году ряды кураторов пополнятся за счет Алексея Владиславовича Рудя из Снежинска, он будет вести курс 31 “Азы программирования”. Сейчас эти кураторы работают по готовым методикам и учебникам университета, а в будущем, возможно, разработают свои собственные уникальные курсы.

О кураторах особо. Такие разные и такие жутко интересные люди. Мы искренне рады, что нам буквально посчастливилось в жизни пообщаться с такими интеллигентными людьми. Остается только пожалеть, что знакомство наше и общение только электронное.

Марина Анатольевна Важенина, директор Качканарского
межшкольного компьютерного центра.

Приятно отметить чуткое отношение преподавателей к своим учащимся, высокую профессинальную компетентность, положительную эмоциональную атмосферу, созданную на курсе! Удивляюсь терпению куратора, который терпеливо, шаг за шагом, привел нас к первому конкурсу проектов (кроме групповых рассылок мы получали множество сообщений с ответами на самые разные вопросы, и ни один не остался без внимания)!

Ольга Федоровна Брыксина, учитель информатики,
г. Чапаевск, педагогический колледж

Особенности роботландской школы

Курсы через Интернет как форма заочного обучения распространены сейчас довольно широко. Однако, студенты, настроенные на повышенную эффективность сетевой школы, нередко испытывают разочарование: обучение строится по старым канонам бумажной почты, повышается скорость доставки материала, а формы и методы учения остаются прежними — “варка” в собственном соку и эпизодическое общение с педагогом-куратором.

Роботландская школа устроена по-другому: учитель и курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный сетевой узел — команду, которая связана с куратором Университета и другими командами в едином учебном информационном пространстве. Эта связь крепится активной совместной деятельностью.

Роботландский сетевой Университет — не просто громкое название. Действительно обучение, отлаженная методика, полезное и, очень важно — интеллигентное общение детей и взрослых.

Мы, школа 124 Снежинска, 3 учителя и около 30 детей, учились на четырех курсах: “Азы”, “Буки” программирования”, “Конструирование”, “Интернет-конструирование”. Что выгодно отличает все курсы Роботландии от других известных нам проектов (выражаю общее мнение всех троих руководителей и многих коллег-студентов Университета):

— Постоянный и очень доброжелательный контакт с руководителями-авторитетами школьной информатики.

— Общение с коллегами.

— Полные методические материалы.

— Соревновательный момент (регулярные турниры). Азарт детей и взрослых.

— Перекрестные проверки. Оценивание работ соперников и возможность увидеть себя “со стороны”, грамотно апеллировать.

— Изготовление полезных продуктов для школы.

— Фундаментальность и “классичность” материалов, идущих от руководителей. Строгая научность, такт, идеальная грамотность.

— В общем, много положительных эмоций весь год — приятно работать!

Алексей Владиславович Рудь, учитель информатики,
Снежинск, гимназия 99.

Характерные черты Роботландской школы:

1. Совместное обучение учителя и школьника в рамках одной команды.

Дидактические, методические и организационные курсовые материалы дополняются активной живой работой учителей на местах, что, конечно, во много раз повышает эффективность сетевого обучения.

Я, как директор образовательного учреждения, хотела бы отметить, что для самообразования учителя информатики занятия в Роботландском университете — просто подарок. Пятеро из наших учителей уже попробовали себя здесь. Кто-то более, кто-то менее успешно, но можно быть уверенным, ни для кого эти занятия не прошли даром: новые знания, другие требования и сами условия работы безусловно обеспечивают рост учителя и с методической стороны, и в плане получения новых научных знаний по предмету. Удостоверения о повышении квалификации, которые высылаются учителям по окончании обучения — тоже не лишнее, особенно при аттестации.

Марина Анатольевна Важенина, директор Качканарского
межшкольного компьютерного центра.

2. Турнирный цикл обучения.

Обучение строится как цепочка краткосрочных турнирных проектов. Вся теория, излагаемая в курсе, подчинена одной цели — применить ее на практике для создания работы, которая будет участвовать в конкурсе. Мотивировка обучения смещается из области абстракций на практику, что является мощным побуждающим началом активной деятельности ребенка.

3. Моделирование коллективной деятельности.

Работая над проектом, школьники объединяются в рабочие группы, в которые набираются соисполнители с определенными функциональными обязанностями (сценарист, редактор, художник, программист…). Таким образом, моделируется работа творческого коллектива, в котором каждый участник выполняет свою “профессиональную” миссию.

4. Реальная практическая польза детских проектов.

Проекты, предлагаемые на курсах, как правило, имеют прикладное значение. Школьники с полным правом гордятся тем, что труд их не ложится под сукно и не пылится на выставках, а реально используется на школьных уроках и не только в своей родной школе, но и в других школах страны, работающих на роботландских курсах.

Во-первых, обучение, с точки зрения ученика, уходит на второй план, являясь для него не мотивом, а как бы побочным эффектом деятельности. Основной мотив — создание законченного компьютерного приложения, имеющего практическую ценность (компьютерная сказка, обучающая программа, справочник, тест, игра, сайт).

Во-вторых, ученик овладевает компьютерным инструментарием в комплексе, параллельно осваивая разные способы создания компьютерных объектов, имеет возможность проводить неотсроченные по времени аналогии, сравнивая типы создаваемых информационных блоков, интерфейсы программ, методы проектирования.

В-третьих, конечный продукт, созданный детьми в интегрированной среде конструирования, приближен по внешнему виду к профессиональным продуктам. Это достигается перекладыванием на систему основных операций по созданию интерфейса проектируемого приложения. Таким образом, ребенок получает внешне привлекательный продукт, не отвлекаясь от поставленной задачи на технические детали и затрачивая на работу минимальное время.

В-четвертых, ученик во время работы осваивает технологии проектирования сложных систем. За основу, например, может быть взята технология “сверху вниз” (метод постепенной детализации).

В-пятых, появляется возможность естественным образом моделировать работу детей в творческих коллективах, работающих над одним большим проектом.

Многие ребята теперь мои помощники — создатели веб-сайтов. Кроме того, часть ребят начала самостоятельное дальнейшее изучение HTML. Во всяком случае, результаты очень даже впечатляющие: учениками созданы проекты по краеведению, виртуальный музей братьев Каменских, они занимают призовые места в различных интернет-конкурсах.

Людмила Николаевна Олейник, учитель информатики,
г. Пермь, школа 92.

Хочется отметить исключительное внимание сотрудников университета к разработке учебных сред (таких красивых и нескучных). Приятна их педагогическая проработка, продуманность целевых функций. Включение в программы заданий творческого характера помогло нам учителям вырастить победителей городских и областных олимпиад по информационной культуре и программированию.

Марина Анатольевна Важенина, директор Качканарского
межшкольного компьютерного центра.

Материал курса 42 и знания, которые он дает — весомейшего значения. Уже применили их, работая над другими проектами, оформляли визитки команд, участвовали в проекте "My Sweet Valentine", оформляли школьные задания. А сколько нового узнала я сама! Обязательно продолжим обучение на следующий год на курсе “Web-программирование”.

Ирина Ивановна Коробкова, учитель информатики,
г. Челябинск, средняя школа 50.

В прошлом году я обучалась на курсе “Английский с компьютером” в индивидуальном режиме. Мне понравилось, что в программе “Magic Land” можно не только использовать готовые уроки и корректировать их по желанию, но и создавать собственные задания. Причём, учитель-новичок в компьютерном деле с этим успешно справляется.

Светлана Ивановна Колишева, учитель английского языка,
г. Сургут, детская компьютерная школа.

5. Перекрестные проверки работ.

Перекрестные проверки работ не внутри одной школы, а, благодаря Интернету, среди однокурсников, распределенных по всему географическому пространству России и стран СНГ — это дополнительный, очень важный этап обучения. Школьники знакомятся с работами друг друга очень подробно. Выполняя учительскую функцию, дети учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными критериями.

Разработке оценочных критериев в университете уделяется повышенное внимание. При этом особое внимание учителей и школьников обращается на принципы формализации плохо формализуемых правил.

Мудрый Крот В качестве примера можно указать построение числовой характеристики для оценки лабиринта игры “Мудрый крот”. Эта оценка представляет собой сумму взвешенных баллов за отдельные качества:

— наличие “ключевых” мест,
— сложность “ключевых” мест,
— новизна “ключевых” мест,
— разнообразие “ключевых” мест,
— количественная простота,
— красота лабиринта.

Такое “измерение” лабиринта, наряду с понятием “ключевое место” (“изюминки”, разгадав которые можно считать задачу принципиально решенной), дает в руки проверяющему формализм, который позволяет осмысленно исследовать работу и объективно ее оценить.

Другим примером оценочного формализма может служить способ оценки дизайна сайта, когда проверяющий выставляет балл, ориентируясь не на субъективное мнение (“нравится — не нравится”), а на объективные свойства проверяемой работы с учетом четкого представления о том, почему обнаруженное свойство являются погрешностью и как сильно оно влияет на потребительские качества продукта.

Оценка за дизайн ставится так: за каждую обнаруженную погрешность проверяющий вычитает из максимального балла (5) число, рекомендованное в списке погрешностей.

Список погрешностей
Отсутствие заголовка сайта. 0.1
Фон, заданный картинкой, на котором текст не читается. 0.5
Фон, заданный картинкой, на котором “плитки” плохо стыкуются. 0.1
Цветовая палитра, утомляющая глаз. 0.5
Слишком большое число цветов. 0.1
Обилие декоративных элементов, не несущих функциональной нагрузки. 0.1
Отсутствие выравнивания. 0.5
Отсутствие единого стиля оформления страниц. 0.1
Отсутствие навигационных элементов или неудобная навигация. 0.1
Выделение стилем принятым для ссылок. 0.1
Многочисленные выделения одного и того же информационного элемента. 0.1
Слишком большие массивы выделений. 0.1
Отсутствие анти-алиасинга или анти-алиасинг, не соответствующий фону страницы. 0.1
Движущиеся и мерцающие надписи. 0.5
Агрессивная GIF-анимация. 0.5
Отсутствие alt-значений в информационных иллюстрациях. 0.1
Разрушение единого информационного элемента при изменении размера окна браузера (например, заголовка, навигационной панели, группы управляющих кнопок). 0.1
Горизонтальная протяжка в окне 640x480. 0.1
Более двух разных шрифтов (гарнитур). 0.1
Прижатость элементов друг к другу. 0.1
Сайт, издающий звуки. 0.5
Сайт, построенный на фреймах. 0.1
Страницы по загрузочному размеру большие 36 k. 0.5
Использование дефиса вместо тире, дюймов место кавычек, буквы N вместо номера. 0.1
Неработающая ссылка или картинка. 0.1
“Хвостатая” ссылка. 0.1
Другие погрешности. 0.1-1.0

Меня сразу покорили фундаментальность в подготовке материалов, оптимальность структуры курса, стиль общения, форма контроля знаний и, в самом хорошем смысле, “дотошность” куратора при проверке и анализе работ учащихся. Насколько Юрий Абрамович внимательно изучал работы слушателей курсов! Все это завершалось проведением глубокого сравнительного анализа мнений учащихся-коллег. И каждый раз я с волнением отправляла на суд Юрия Абрамовича свои вариации на тему, и как приятно было получить признания мэтра!

Следует отметить как безупречность технологии самого процесса обучения, так и выбранной формы проверки достижений. Полное обеспечение учебно-методическими материалами, рекомендациями по выполнению конкурсного проекта и перекрестной проверки работ — все это тоже Роботландский университет! Организаторы университета прозорливо используют дух соперничества в лучших традициях отечественной педагогики, внеся в нее свое слово. Моим студентам, как будущим педагогам, крайне полезно было поучаствовать в перекрестной проверке, почувствовать свою значимость, весомость собственного мнения.

Ольга Федоровна Брыксина, учитель информатики,
г. Чапаевск, педагогический колледж

6. Развитые горизонтальные связи.

Помимо связи с куратором, команды очень активно общаются друг с другом. Это происходит в следующих формах:

— курсовая электронная конференция;
— перекрестные проверки работ;
— коллективные сетевые обучающие игры;
— непосредственная электронная переписка.

Все возникающие трудности очень оперативно решаются куратором. При этом всегда можно получить консультацию и по вопросам, не касающимся напрямую курса. По электронной почте задать вопрос очень просто: это можно сделать и на лист рассылки, и непосредственно куратору. А куратор очень оперативно и в самой тактичной форме не только ответит автору, но и похвалит за умный вопрос и предложит всем студентам попытаться найти на него ответ.

Очень нравится, что учителя делятся опытом работы. Я не устаю удивляться и восхищаться, как много разных, интересных и подчас неожиданных подходов к решению одной и той же проблемы могут предложить коллеги-учителя.

Людмила Николаевна Олейник, учитель информатики,
г. Пермь, школа 92.

7. Повышенное внимание культуре и этике общения, а также способам изложения своих идей в виде технических заданий, описаний и компьютерных приложений.

Учащиеся через проект учатся этике электронной переписки, правилам работы в сети.

Общение происходит со сверстниками, а не с абстрактными пользователями, причем общение тематическое, что несет познавательный аспект (например, проект “Малая Родина”).

Олег Викторович Карпов, учитель информатики,
г. Орехово-Зуево, муниципальный лицей

На всех курсах Университета царит атмосфера доброжелательности. Здесь вы найдете друзей и единомышленников. Ведь Университет несет не только технические знания, но и воспитывает. Воспитывает по-настоящему гуманистическое отношение друг к другу, к окружающим людям, учит общению.

Бычков Анатолий Владимирович, учитель информатики,
г. Барнаул, школа-лицей № 73.

8. Основной канал связи — электронная почта.

Несмотря на существующую онлайновую поддержку дистанционных курсов (www.botik.ru/~robot), основным каналом связи остается электронная почта. Электронная почта — это одно из самых экономных средств сетевой связи. Небольшие финансовые затраты позволяют считать этот сервис по-настоящему народным, что особенно актуально для небогатых сельских школ. Электронная почта, недорогая сама по себе, не предъявляет, в отличие от WWW-сервиса, практически никаких требований к мощности компьютера, на котором она установлена. И, что самое удивительное, электронной почтой в сети можно сделать практически все, даже читать WWW-страницы и перемещаться по их ссылкам, если в этом есть необходимость.

Многие учащиеся и учителя в сетевых проектах используют электронную почту. Но многие ли хорошо освоили работу с почтовыми программами? Как настроить кодировку почтовых программ, чтобы Ваши письма смогли прочитать? Как сделать запрос на файловый сервер? На эти и другие вопросы дает ответ курс “Введение в Интернет”. Он полезен не только учащимся, но и учителям.

Бычков Анатолий Владимирович, учитель информатики,
г. Барнаул, школа-лицей № 73.

9. Гипертекстовые учебники Университета.

В современных гипертекстовых разработках можно выделить два направления:

— сайты,
— локальные приложения.

Сайты “живут” в Интернете, локальные приложения — на компьютере индивидуального или в локальной сети коллективного пользователя (школьного класса, например).

Жанровые особенности в основном определяются разницей в скорости передачи информации. Интернет работает очень медленно (средняя скорость передачи информации — несколько килобайт в секунду). На стадии становления глобальной сети, скорость передачи росла каждый год, внушая оптимизм разработчикам и пользователям. Но сейчас, к сожалению, этот процесс прекратился, и новый виток разгона сети возможен только после кардинального пересмотра существующих способов передачи. Мир замер в ожидании Эйнштейна связи. Замер и принял на вооружение пессимистические правила, продиктованные суровой действительностью: сейчас хороший сайт — это маленький, простой сайт. Он должен:

— иметь посредственную мало-размерную графику,
— не использовать звук и видео,
— иметь минимум интерактивности и динамики.

Помимо проклятия скоростью, сайтостроение переживает тяжелое время разгула демократии в среде разработчиков средств просмотра: каждый браузер требует особого программирования (даже на уровне разных версий, не говоря уже об уровне разных компаний) — никто не желает соблюдать стандарты.

Со временем, конечно, технические и политические трудности Интернета, будут преодолены. Очень вероятно также, что Интернет станет существенно дешевле.

Сейчас же, разработчики могут, не сдерживая себя, направить свои усилия в гипертекстовый жанр, отличный от сайтостроения, в котором можно использовать любые средства интерактивности и мультимедиа, грузить толстые звуковые треки, полноразмерную графику, видео без риска усыпить пользователя, ждущего окончания загрузки у монитора, сохраняя при этом содержимое его кошелька. Речь идет о жанре гипертекстого приложения, примерами которого служат гипертекстовые учебники Роботландского университета. Такие гипертекстовые изделия живут на локальном компьютере или в локальной сети и, следовательно, не имеют “родовых” пятен ужасно медленного Интернета. Они дешевы, доступны без подключения к Интернету, кроме того, могут позволить себе работать только на одном браузере, игнорируя все остальные.

Роботландские гипертекстовые учебники — это мультимедийные интерактивные лаборатории, в которых познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Таким образом, новые роботландские учебники предлагают школьнику и педагогу удобные средства для реализации поставленной педагогической задачи, делают обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

Чем мне нравятся Роботландские курсы 42 и 43 — они построены на интерактивных учебниках. Работать по ним очень удобно.

Людмила Николаевна Олейник, учитель информатики,
г. Пермь, школа 92.

Особую благодарность хочется выразить Дуванову Александру Александровичу за его электронные учебники! Приобретенная нами другая литература практически осталась невостребованной! И так как я за многие годы преподавания информатики привыкла осваивать программные продукты, в основном, самостоятельно, то для меня это был как подарок судьбы.

Ольга Федоровна Брыксина, учитель информатики,
г. Чапаевск, педагогический колледж

Хочется отметить чрезвычайно квалифицированное методическое руководство кураторов курсов, которые стараются поддерживать программы на уровне современных требований информатического образования. При всем своем желании, традиционные подходы к обучению такое гибкое реагирование на новации обеспечить не могут. Будущее — за дистанционными формами обучения, и информатика как нельзя лучше подходит для прокладывания этого пути для других дисциплин.

Виктор Фомич Клятченко, учитель информатики,
Люберцы, средней школы № 2

Вверх Начало > Сто тысяч почему > Информатика > IBM в школе > Университет
Начало | Пенаты | Ариаднина нить | > Сто тысяч почему < | Сады Семирамиды | Муза странствий
    Барнаул © Школа-лицей № 73, 2001