В настоящее время в стране происходит внедрение новейших средств телекоммуникаций в образование, научные исследования и управление. Важную роль начинают играть современные способы передачи информации между научными центрами, университетами и отдельными исследователями и управленцами, методы доступа к удаленным банкам данных, содержащим актуальную управленческую, научную и учебную информацию, внедрение новых форм образования с использованием компьютерных сетей. В перспективе следует ожидать усиления этих тенденций.
Так, в настоящее время осуществляется переход от распространения научно-технической и нормативной информации, в основном, на бумажном носителе (журналы, препринты, научно-технические отчеты) к распространению этой информации в электронной форме и/или на техническом носителе через международные и национальные банки данных и компьютерные сети. Для достижения этого необходимо предпринять соответствующие меры по быстрому усилению роли компьютерных сетей в информационном обеспечении образования в пределах России, а также по активизации контактов с международными сетями, уже накопившими к настоящему моменту богатейшие информационные ресурсы.
Особенностью информационной сети связи является то, что информационные потоки в ней должны нести любую информацию (в виде пакетов, блоков, файлов) и обеспечивать передачу текста, речи, изображений, компьютерных программ, документов и т. д.
Предлагаемый для школ в образовательных сетях сервис сегодня ограничивается, в основном, электронной почтой и некоторыми услугами в отложенном режиме (включая телеконференции, информационные серверы и т.д.).
Чрезвычайно важно для такой системы, как образование, в том числе общее среднее и педагогическое, является активное использование телекоммуникаций в учебном процессе.
Вместе с другими новыми информационными технологиями компьютерная коммуникация может существенно повлиять на формирование нового содержания образования, на изменения организационных форм и методов обучения. Появление компьютерной коммуникации в школе предполагает:
Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ как в своей стране, так и с другими странами мира, по-новому ставит вопрос о возможностях формирования у школьников глобального сознания. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин.
Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к неограниченным массивам информации, хранящимся в централизованных банках данных. Это дает возможность учителям при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".
Сегодня большинство экспертов согласны в том, что обращение педагогов к компьютерной коммуникации ведет к радикальным изменениям в школе. Компьютерная коммуникация способствует усовершенствованию существующих учебных курсов, служит основой для создания новых учебных предметов. Вместе с тем их создание - весьма трудоемкое дело, ибо обычно связано с изменением природы традиционной организации учебного процесса.
Компьютерные сети открывают школе доступ к ранее недоступным информационным ресурсам:
Работая в сети, педагоги могут поддерживать регулярные рабочие контакты со своими коллегами в других школах, узнавать об особенностях преподавания знакомых им учебных предметов в других учебных заведениях, знакомиться с новыми и альтернативными учебными программами и учебниками, следить за новыми теоретическим и прикладными разработками в области теории обучения, методики, педагогической психологии, дефектологии.
Однако главное достоинство компьютерной коммуникации - новой для школы информационной технологии - состоит в том, что она замыкает электронную информационную среду в школе, позволяя школьникам и учителям работать с компьютером как с универсальным средством обработки информации. Не существует УЧЕБНОЙ компьютерной коммуникации (в отличие от учебных редакторов, электронных таблиц и баз данных). Использование глобальной компьютерной коммуникации естественно сочетается с интенсивным использованием профессиональных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, с созданием внутришкольной локальной компьютерной сети. Без внутришкольной сети сколько-нибудь широкое использование глобальной компьютерной связи в учебном процессе невозможно. Больше того, локальная сеть, на самом деле, важнее, чем наличие доступа к глобальной сети, поскольку создает предпосылки создания единой информационной школьной среды.
Компьютерная коммуникация замыкает создание соответствующей учебной среды жителя "информационного общества". Поэтому можно сказать, что появление компьютерной коммуникации, дополняя уже существующие средства НИТ, способствует изменению:
В результате учащиеся, работающие в такой среде и имеющие соответствующую методическую поддержку:
Однако это не произойдет само собой. Информационный век стимулирует нас перепрыгнуть через границы отдельных дисциплин и развивать более широкие представления, обучая школьников на основе междисциплинарного подхода. По мере новых открытий в науке, новшеств в технологии предметное содержание быстро устаревает. Сегодня документ об окончании школы или вуза по прошествии нескольких лет ничего не значит, если человек не берет на себя ответственность за самообразование, пополняя и обновляя свои знания, умения и навыки.
Но существующая структура и организация школы, как и привычные учебные предметы, особенно в старших классах средней школы, обычно ведут к провалу попыток двигаться в этом направлении. Крайне трудно сформировать и поддерживать устойчивую мотивацию учителей к изменению сложившихся у них стереотипов выполнения учебной работы, к изменению хорошо знакомого им содержания обучения. У учителей практически нет свободного времени, чтобы заниматься разработкой необходимых учебных и методических материалов или освоением уже готовых учебных проектов, вступать в контакт со своими коллегами в сети и вести другую работу, не связанную непосредственно с текущим учебным процессом.
Работа с готовыми учебными проектами, представляемыми через компьютерную сеть различными учебными центрами, редко согласуется с текущим расписанием школьных занятий. Эти проекты обычно плохо соответствуют действующим в школе учебным планам и программам и в любом случае требуют дополнительных затрат времени от учащихся и педагогов. Между тем годовой план работы школы и так перегружен.
Большинство курсов по подготовке и переподготовке педагогов, связанных с освоением НИТ, и в том числе компьютерной коммуникации, концентрируют внимание на технических аспектах компьютерной связи, а не на сопряженных с ее использованием изменениях содержания, методов и организационных форм обучения. Но и после того как учителя начинают практически работать в сети, им (особенно первое время) требуется помощь в распознавании доступных информационных ресурсов, овладении наиболее эффективными приемами использования технических и программных средств.
Еще одна типичная трудность связана с недостаточно свободным доступом школьников к ресурсам компьютерной сети. В школе используется лишь несколько модемов (как правило, один). Доступное время работы в сети обычно также ограничено. В этих условиях лишь нескольким из сотен школьников удается получить сильно ограниченный доступ к ресурсам сети. Компьютерная коммуникация не может стать инструментом учебной работы без того, чтобы учащиеся получили возможность регулярно пользоваться сетью. Единственное практическое решение заключается в том, чтобы развернуть общедоступную локальную внутришкольную сеть с соответствующими мостами, позволяющими пользоваться услугами глобальной компьютерной связи.
Когда эти проблемы до определенной степени преодолены, в школе можно начать более или менее успешное экспериментирование с использованием проектного метода, с групповой работой, с интеграцией учебных дисциплин, с изменением учебной среды за счет включения в нее средств новой информационной технологии.
Как свидетельствует опыт, результаты оказываются наиболее впечатляющими в тех случаях, когда введение компьютерной коммуникации объединено с использованием других средства НИТ и поддерживает широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений (работа в группах сотрудничества, проектная работа, альтернативные методы оценки достижений школьников и т.п.).
В отличие от тех школ, где предпочитают опробовать нововведения по одному, в школах, использующих множественные нововведения, педагоги первоначально чувствуют себя весьма неуверенно. Однако, если "одиночные" нововведения мало что меняют в практике работы школы, "множественные" нововведения дают существенно более заметный эффект. После того, как в педагогическом коллективе произойдет соответствующее перераспределение ролей, а соответствующие технические средства и педагогические техники станут достаточно привычны, в школах, пошедших по пути множественных нововведений, учебная среда действительно изменяется, что делает неприемлемым для большинства педагогов возвращение к традиционным методам и организационным формам работы. Школа как целостный организм начинает ощущать себя живущей в условиях "информационного общества".
Успех обычно связан не столько с использованием той или иной информационной технологии или педагогической техники, сколько с тем, что учителя и учащиеся вместе с родителями фактически сами заново пересоздали свою школу. И роль компьютерной коммуникации как интегрирующего средства, обеспечивающего реализацию этого процесса, оценивается участниками достаточно высоко. Ясно, что конкретный ход и условия этого процесса во многом зависят от специфических условий конкретной школы и ее окружения. Появление единой "модели" или переносимого образца для таких изменений невозможно.
Если этот переход удается, изменения учебной среды можно констатировать по тому, что профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Он становится "архитектором учебной среды", того учебного контекста, в рамках которого школьники тратят разумное время на обсуждение и решение стоящих перед ними творческих задач, воодушевляемые и поощряемые своими друзьями и наставниками. Достигается необходимый баланс между передачей готовых знаний и процессом самостоятельного добывания знаний учащимися. Учебный класс превращается в место, где школьники являются активными субъектами деятельности, занятыми решением значимых для них и посильных задач.