За последнее десятилетие мы стали свидетелями появления множества новых терминов и понятий. Многие из них - калька англоязычных слов, проникающих в русский язык, чтобы поддержать некоторую новую практику. Типичный пример - слово "ваучер", которое мгновенно приобрело глобальную известность и также быстро вышло из широкого употребления вместе с соответствующими ценными бумагами. Другой пример - "компьютер", который хоть и "не похож на ЭВМ", но вытеснил старую аббревиатуру из употребления. Вместе с тем в современной языковой практике кальки иностранных слов используются порой и по другим причинам. Например, создатели широко рекламируемой "Европейской школы корреспондентного обучения" [9] либо не знают, что словосочетание "correspondence school" переводится на русский язык, как "заочная школа", либо не хотят использовать понятный всем термин.
Аналогичные проблемы часто возникают при обсуждении проблем обучения на расстоянии. Дело осложняется тем, что основные международные конференции по этой проблематике в Москве проводились на английском языке, и их материалы на русском языке не публиковались.
Уточним значения некоторые терминов, которые понадобятся нам для дальнейшего обсуждения.
"Обучение на расстоянии" Говоря об "обучении на расстоянии", обычно имеют в виду средства, с помощью которых учебные материалы и методическое руководство (собственно обучение) "доставляется" обучаемому. При этом полагают, что обучаемые находятся вдали от источника материалов и методического руководства и географически рассредоточены на значительной территории. Используя термин "обучение на расстоянии", обычно говорят о средствах доставки учебного материала. Например, "обучение по переписке" - типичный пример "обучения на расстоянии", использующего средства почтовой связи. Передачи телевизионного образовательного канала ("обучение по телевидению") - другой пример "обучения на расстоянии". Термин "обучение на расстоянии" используется прежде всего для описания тех случаев, когда "доставка" учебного материала и/или учебного взаимодействия обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть). Этот термин подчеркивает отличие предлагаемой формы заочного обучения от традиционной (by correspondence), когда для обмена сообщениями преподаватель и учащиеся использовали традиционную почту.
Распространена тенденция использовать термин "обучение на расстоянии" и в смысле "обучение студентов, находящихся за стенами учебного заведения" [10]. В отечественной традиции это может относится и к заочникам, и к тем, кто получает сертификат об образовании экстерном. Подобно тому, как в отчетах Московского Открытого педагогического университета говорится о заочной форме обучения, которой пользуются студенты-заочники, в отчетах одного из западных университетов могут говорить об "extra-mural", "correspondence", "postal", "extenral courses" или "distance education". В последнем случае предполагается, что для обучения студентов используют в том числе телевидение или компьютерную сеть. Как известно, большинство современных курсов заочного обучения на Западе интенсивно используют технические средства доставки учебного материала. Поэтому все заочные курсы в таких отчетах помечаются, как "заочное обучение с использованием средств НИТ" (distance education courses).
Таким образом, термин "обучение на расстоянии", как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся. В отечественной традиции слово "заочно" имеет оба значения (заочное обучение и заочник). Созданная в СССР система заочного обучения (со всеми ее достоинствами и недостатками) не имеет аналогов за рубежом [8] и всегда считалась одним из достижений страны в области образования. Усилия зарубежных университетов в области обучения на расстоянии - современный вариант развертывания в западных странах сектора заочного обучения, отвечающего нуждам и задачам становящегося информационного общества.
"Учение на расстоянии". Термин "учение на расстоянии" обычно используют, в тех случаях, когда хотят подчеркнуть удаленность учащегося от "источника обучения". Учащийся использует предоставленный канал связи для получения необходимой ему информации и/или помощи учителя. Традиционный пример "учения на расстоянии" - просмотр учебной телевизионной передачи. Обычно об "учении на расстоянии" упоминают, говоря об "открытом обучении" и различных системах самообучения (самоподготовки).
Итак, обучение на расстоянии относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения, а учение на расстоянии - к самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения. Заметим, что сам термин "заочное" (не видя друг друга, вне оперативного взаимодействия) обучение теряет свое первоначальное значение, когда для доступа к учебному материалу интенсивно используются новейшие средства связи (например, работа в реальном масштабе времени по компьютерной сети). Особенно наглядно ограниченность старого термина видна при использовании интерактивных и/или компьютерных видеоконференций, где ученик и учитель могут "посмотреть друг другу в очи". Надо согласиться с авторами, утверждающими, что это качественно новый, возникающий на наших глазах вид учебного взаимодействия, который требует своего особенного названия.
Будем использовать термин "телеобучение" (обучение на расстоянии), говоря о системах подготовки, интенсивно использующих средства новой информационной технологии. Естественно, что при телеобучении могут и должны применяться все способы и формы доставки учебного материала.
Пример успешного телеобучения. В течение двух лет группа студентов Московского института электронного машиностроения, не покидая Москвы, проходила подготовку для получения магистерских дипломов Университета штата Нью-Йорк. В проекте, которым руководил В.П. Кашицин, студенты получали учебные материалы от американских профессоров в виде книг и видеофильмов, а текущие задания и отчеты о проделанной работе передавались по электронной почте. Зачетные сессии проводились в режиме видеоконференции (использовалась студия в ИКИ РАН), а дипломные работы защищались в режиме компьютерной видеоконференции в реальном масштабе времени. (Это первый успешный эксперимент такого рода в нашей стране).
Хорошим примером телеобучения может служить готовящийся объединенными усилиями педагогов Москвы и Барнаула учебный курс для методистов образовательных телекоммуникационных сетей. "Телекурс" предлагается всем русскоговорящим педагогам вне зависимости от места их проживания, имеющим:
Программа телекурса включает в себя:
Телекурсанты, которые полностью справились с программой курсов и прошли сертификационные испытания, получают звание методиста, удостоверение установленного образца и право стать действительными членами "Ассоциации методистов телеобучения".
Среди других примеров можно указать на опыт Московского автомобилестроительного института при ЗИЛе, где учебное видео и портативные лабораторные установки используются для обучения русских жителей Прибалтики, и на аналогичные работы Петербургского открытого политехнического университета.
Очевидно, что в условиях распространения глобальных компьютерных сетей и развития телекоммуникации традиционные учреждения заочного обучения вынуждены первыми пойти на изменение практики учебной работы, сложившейся в "доинформационную" эру. Телеобучение становится особенно эффективным инструментом заочного образования, переподготовки кадров и системы повышения квалификации. Сегодня наиболее естественной областью приложений телеобучения в сфере общего образования является переподготовка и повышение квалификации преподавателей информатики.