Историческая картография Алтайского края Лаборатория исторического краеведения Исторический факультет БГПУ
История региона. Первая половина XIX века

Начало раздела

Первая пол. XVII века
Вторая пол. XVII века

Первая пол. XVIII века
Вторая пол. XVIII века

Вторая пол. XIX века

Начало XX века




Герб города Бийска.
1804 год

Во второй половине XVIII века основным источником серебряных руд для Колывано-Воскресенских заводов было Змеиногорское месторождение. К концу столетия наиболее богатые залежи Змеевского рудника оказались исчерпанными. Это отражалось на ежегодных объемах полученного драгоценного металла. Чтобы сохранить выплавку серебра на прежнем уровне приходилось увеличивать добычу руд и активно осваивать новые месторождения. В первой половине XIX в. рудная база алтайских заводов сместилась на юг (Зыряновское и Риддерское месторождения) и на северо-восток (Салаирские месторождения). * Сравнительно богатые серебром Зыряновские руды возили за сотни верст на Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы.

Для плавки бедных змеиногорских руд, которые стало невыгодно перевозить на Барнаульский и Павловский заводы, в 1805 г. был построен Змеевский сереброплавильный завод. Переработку бедных салаирских руд с конца XVIII века производили на Гавриловском заводе, а в 1816 г. для этих же целей был построен Гурьевский серебросвинцовый завод, который к 1844 г. переоборудовали в железоделательный.*

Несмотря на отдельные периоды спада производства, в целом в первой половине XIX века горной администрации удавалось поддерживать ежегодную выплавку серебра примерно на уровне 1000 пудов.

Из наиболее интересных технических достижений этого периода следует отметить проектирование и строительство первой в России чугунно-рельсовой дороги, предназначенной для транспортировки руды от шахт Змеиногорского месторождения до Змеевского завода. Автором проекта этой железной дороги был горный офицер и будущий начальник Колывано-Воскресенских заводов Петр Козьмич Фролов (1775-1839). Вагонетки по рельсам оригинальной конструкции передвигались на конной тяге.*

В течение первой половины XIX века по-прежнему действовал Сузунский медеплавильный завод и Сузунский монетный двор, на котором чеканили общероссийскую медную монету с литерами "К.М." (Колыванская монета) и "С.М." (Сузунская монета). В 1847 г. монетный двор сгорел и больше не восстанавливался.

Наряду с производством серебра и меди Колывано-Воскресенские заводы традиционно являлись одним из источников поступления золота в государственную казну. Серебряная руда Змеевского месторождения в небольшом количестве содержала золото. Поэтому в серебре, которое получали на алтайских заводах, обычно имелось 2-3 % золота. Это золотистое серебро отправляли в Санкт-Петербург, на Монетный двор, где с конца 1740-х гг. существовала специальная лаборатория для выделения золота из алтайского серебра.

Во второй четверти XIX в. на юге Западной Сибири началась разработка золотоносных песков. Россыпи были открыты в долинах рек, текущих с Салаирского кряжа.* Золотосодержащие пески обнаружили в 1827 г. поисковые партии частного предпринимателя А.Я. Попова. Открытие явилось следствием сенатского указа от 28 мая 1812 г. "О предоставлении права всем российским поданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати". В 1830 г. возник первый кабинетский прииск на золотоносной россыпи Салаира. К середине века ежегодная добыча российского золота Кабинетом достигла 35-40 пудов.

По закону всё добытое частными предпринимателями золото должно было продаваться в казну. В 1835 г. Барнаул был определен местом, куда должно было свозиться все золото с частных приисков Восточной и Западной Сибири. Здесь определяли пробу и вес сдававшегося драгоценного металла, переплавляли его в слитки и отправляли в Петербург вместе с кабинетским серебром и золотом. Не случайно, что посетивший город в 1840 г. английский путешественник Коттрелл в своих записках называл Барнаул "депо золота".


Герб города Барнаула.
1846 год

В 1820-е гг. Барнаул официально получил статус города. Приезжие с восхищением отмечали высокий культурный уровень высшего слоя барнаульского общества, в основном состоявшего из горных офицеров. В городе имелись богатая казенная библиотека и театр. Впервые в Сибири здесь в 1823 г. был открыт естественно-исторический музей, располагавшийся в отдельном здании и насчитывавший многие сотни экспонатов. Рядом с плотиной сереброплавильного завода по инициативе П.К. Фролова была спроектирована "площадь для обелиска", которую позднее стали называть "уголком Петербурга". Заложенный в 1825 г. гранитный обелиск стал одним из немногих в России памятников, посвященных истории горнозаводского производства.

В 1846 г. Барнаул получил городской герб, на котором был изображен старинный символ этого населенного пункта - сереброплавильная печь и рядом с ней куча руды. Другим городом на территории современного Алтайского края в то время был Бийск. Он получил такой статус в 1804 г., когда Тобольскую губернию для удобства управления по императорскому указу разделили на Тобольскую и Томскую. Территория современного Алтайского края в основном вошла в состав Бийского и Кузнецкого уездов Томской губернии.

На гербе Бийска, утвержденном в 1804 г., помещено схематичное изображение горной шахты. Поскольку и Барнаул и Бийск входили в состав Томской губернии, в верхней части обоих гербов была нарисована скачущая лошадь - символ губернского города Томска.

Томская губерния просуществовала без серьезных территориальных изменений до 1917 г. Ее южную часть занимало ведомство Колывано-Воскресенских заводов. В середине 1830-х гг. оно получило новое официальное название - Алтайский горный округ. Поэтому расположенные на территории округа предприятия стали называться алтайскими.


В начало
Содержание
проекта
География
региона
История
картографирования
Исторические
карты
Научно-справочный
аппарат