На рубеже XIX-XX вв. продолжался глубокий кризис и ликвидация кабинетской горно-металлургической промышленности. Кабинет е. и. в. фактически прекратил вкладывать деньги в развитие этой отрасли, предпочитая сдавать в аренду частным компаниям месторождения полезных ископаемых, рудники и заводы, составлявшие частную собственность правящего императора.
Среди арендаторов преобладали крупные столичные и иностранные компании, которые ориентировались на золотодобычу. Техническая оснащенность приисков и рудников значительно увеличилась. В Змеиногорске была построена электролитическая фабрика. По уровню механизации золотодобычи Алтайский округ относился к передовым в Сибири. Однако в масштабах этого огромного региона местная золотопромышленность давала всего 3 % драгоценного металла: в 1913 г. на ее долю приходилось лишь 40 из 1433 пудов сибирского золота. Низкий по общесибирским меркам уровень добычи был обусловлен характером разрабатывавшихся в Салаире и на Алтае месторождений. Кроме того развитие частной золотопромышленности сдерживалось высокой арендной платой, взимавшейся Кабинетом: прекращение доходов от производства драгоценных металлов император пытался возместить за счет земельной аренды. Основная часть разрабатывавшихся в Алтайском округе месторождений золота находилась за пределами территории современного Алтайского края, в Салаире и Горном Алтае.
Основой экономики округа к началу XX столетия стало сельское хозяйство и связанные с ним отрасли промышленности, прежде всего обрабатывающая и пищевая. Их рост был связан с развитием товарно-денежных отношений и оживлением торговли. Расширению торговых связей способствовало строительство Сибирской железной дороги. Город Ново-Николаевск (современный г. Новосибирск), возникший на пересечении этого стального пути и реки Обь, в начале XX в. быстро превратился в крупный центр сибирской торговли. Сюда на пароходах и баржах везли зерно, муку, масло, шерсть и др. товары из районов Верхнего Приобья.
Вскоре после ввода в строй Транссибирской железной дороги началась прокладка двух веток в южном направлении: Ново-Николаевск-Барнаул-Семипалатинск (Алтайская железная дорога) и Татарская-Славгород (Кулундинская железная дорога). Строительство первой было завершено в 1915 г., второй к 1917 г. * Железнодорожное сообщение с европейской частью страны приблизило местный ранок к общероссийскому и мировому, тем самым способствуя росту товарности сельского хозяйства.
Другим серьезным последствием железнодорожного строительства стало увеличение интенсивности переселенческого движения. Пик переселения в Алтайский округ пришелся на годы столыпинской аграрной реформы (1907-1914 гг.). Сюда приезжала почти половина крестьян, направлявшихся из Европейской России в Сибирь. В результате население Алтайского округа к 1 января 1915 г. возросло более чем в два раза по сравнению с 1897 годом и составило 2782 тыс. человек.
Среди вновь осваиваемых районов особенно интенсивно заселялись плодородные степи Кулунды. Крестьян не останавливало то, что права собственности на наделенные земли они не получали. Основная часть земель Алтайского округа вплоть до 1917 г. принадлежала монарху.
В начале XX в. Алтайский округ полностью входил в состав Томской губернии и включал в себя четыре уезда (Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Кузнецкий), а также южные районы Томского уезда. * Если XIX столетие в административном отношении было для округа сравнительно стабильным, то с наступлением XX в. перед властями вновь встал вопрос и необходимости административно-территориальных изменений. Резкий рост населения, вызванный переселенческим движением, и новые экономические процессы затрудняли управление обширной Томской губернией, население которой в 1916 г. превышало 4 млн. человек. Вопрос о ее разделении обсуждался с начала века, но решение так и не было принято из-за особой значимости для монарха земель Алтайского округа и в связи с начавшейся мировой войной.
Победа февральской революции и свержение монархии в России значительно упростили осуществление давно намечавшегося проекта. 17 июня 1917 г. Временное правительство приняло закон "Об образовании в Томской губернии четырех новых уездов и о разделении ее на две губернии - Томскую и Алтайскую". В состав Алтайской губернии вошли уезды: Барнаульский, Бийский, Змеиногорский и вновь созданный Славгородский.
Возникновение Алтайской губернии совпало с периодом революционных преобразований и многочисленных административно-территориальных изменений в России. Частый передел внутренних и внешних границ Алтайской губернии, с легкостью и довольно хаотично проводившийся в 1917-1925 гг., имел серьезные последствия для дальнейшей истории Алтайского края и южносибирского региона в целом. Отголоски этих далеких событий будут сказываться и в XXI веке.
|